Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:41, реферат
Привести в систему наши знания об указанном историческом периоде мы можем во многом благодаря археологической культуре. Под этим термином ученые договорились понимать набор известных науке исторических объектов, относящихся к одному историческому периоду. Предметом нашего рассмотрения является период, известный как верхний палеолит – явление в историческом масштабе настолько же яркое насколько и неоднозначное. Этапы наступления палеолитических периодов можно классифицировать следующим образом.
Культуры верхнего
палеолита: краткое описание и классификация
Привести в систему наши знания об указанном историческом периоде мы можем во многом благодаря археологической культуре. Под этим термином ученые договорились понимать набор известных науке исторических объектов, относящихся к одному историческому периоду. Предметом нашего рассмотрения является период, известный как верхний палеолит – явление в историческом масштабе настолько же яркое насколько и неоднозначное. Этапы наступления палеолитических периодов можно классифицировать следующим образом.
Первый. Перигорд. Его период находится между 35 и 20 тысяч лет. В перигорде отмечено появление наконечников для копий, в изобилии присутствуют насечки на костях. Встречаются изображения человека и животных.
Второй. Ориньяк. Его исторический диапазон укладывается в период от 30 до 19 тысяч лет. Характерной особенностью этого периода является наличие большого числа сохранившихся статуэток женщин. Материалом для этих фигурок служили бивни мамонта или мягкие породы камней. Ориньяк характерен первыми в истории символами – знаками женского пола.
Третий. Солютре. Период – о 18 до 15 тысяч лет. В этом периоде техника людей в области обработки кремня достигла своего расцвета. Эта характерен появлением огромного количества прикладных предметов из этого камня. Например, скребки из кремня. Интересно, что к этому периоду практически не относят примеры наскальной живописи.
Четвертый. Мадлен. Укладывается в исторический отрезок 15 – 10 тысяч лет. Особенностью являлся крайне суровый климат. Люди той эпохи промышляли охотой на мамонта и жили главным образом в пещерах. Отличительные черты – развитая символика и пещерная живопись. Вообще, по мнению многих ученых, искусству эпохи палеолита очень присуще единство зрительного восприятия, для появления которого современному искусству потребовалось не одно столетие.
При внимательном рассмотрении мифотворчество верхнего палеолита, как, впрочем, и развитие магии является наглядным проявлением культурогенеза. Это утверждение можно подтвердить результатами анализа пещерной живописи этого временного отрезка.
Почти все, кто серьезно изучал культуру палеолита, едины во мнении, что изображения той эпохи есть не что иное как своеобразные ритуальные аксессуары. Магия охоты как бы предвосхищает появление добычи и овладение ею. Из наскальных изображений таких сцен вытекают и основы тотемизма – одного из известнейших охотничьих культов древнего мира. С изображением охотничьих ритуалов тесно связано и возникновение мифотворчества. Кроме того, во многом семиотические символы древних людей носили отпечаток стремления к познанию окружающего мира. Через символы коллективного бессознательного художники той эпохи пытались передать свое видение материального мира.
На период позднего палеолита приходится и возникновение языка, то есть переход нечленораздельных фонетических комбинаций в стадию связной речи. Взаимодействие людей той эпохе на уровне языкового общения можно отнести к важнейшим факторам антропогенеза. В этом также усматривается культурный смысл и историческое значение позднего палеолита.