Культуросоциоантропогенез. Периодизация первобытной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:32, доклад

Описание работы

Существуют различные системы классификации первобытной истории и культуры. Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д.

Работа содержит 1 файл

Переодизация культуры древнего мира.doc

— 32.50 Кб (Скачать)


Культуросоциоантропогенез. Периодизация первобытной культуры

 

Существуют различные системы классификации первобытной истории и культуры. Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу первобытно-общинный строй делится на века — каменный, бронзовый и железный. Каменный век — самый длительный период истории человечества — в свою очередь делится на три эпохи: палеолит (греч. — древний камень), мезолит (средний камень), неолит (новый камень). Одни учёные считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) появился 1,5 — 1 млн. лет назад, другие — более 2,5 млн. лет назад. Схемы внутренней периодизации каменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей отличаются друг от друга. Для большей части ойкумены (заселённой человеком территории земного шара) ранний палеолит охватывает период около 2,5 млн. — около 100 тыс. лет назад; средний палеолит — 100 тыс. — 35 тыс. лет назад; поздний палеолит — 35 тыс. — 12 тыс. лет назад; мезолит — 12 тыс. — 8 тыс. лет назад; неолит — 7 тыс. — 5 тыс. до н.э.; бронзовый век — 3 — 2 тыс. до н.э.; железный век — начало 1 тыс. до н.э.
Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита — неандерталец, верхнего палеолита — кроманьонец.

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы XIX в. американский этнограф Л.Г. Морган в работе «Древнее общество». Он делит первобытное общество на три периода: дикость (ранний родовой строй), варварство (возникновение земледелия и животноводства) и цивилизацию (появление бронзовой металлургии, письменности и государств).
По социальному устройству первобытную культуру разделяют на эпоху первобытного стада, эпоху родового строя (матриархат и патриархат), эпоху военной демократии, т.е. идёт движение от первобытного стада к соседской общине.
 

Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis — объединение) — неделимость,её форм, признак её неразвитого состояния.

Ещё одна особенность — отсутствие письменности, обусловившее медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда — и медленные темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был довольно примитивным,главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и общения, помимо естественно-биологической активности, выступала трудовая деятельность. 

Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай.

Мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и социальную значимость личности. 

Действия «по образцу» определяли поведение каждого индивида, что исключало его творческую самостоятельность. 

Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось медленно и почти полностью сливалось с коллективным. 

Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и общественными интересами не существовало. 

Индивид не просто должен был вести себя «как все» — он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его поведение. 

Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу — обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя).

Культура, таким образом, начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих личную инициативу. 

С развитием языка формируется и приобретает возрастающее значение новый информационный канал — устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность высказывать различные мысли по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное время остается ещё довольно ограниченной. На этом этапе духовной основой первобытной культуры становится мифологическое сознание.

Его особенность заключается в том, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворёнными существами, также имеющими свою волю, мысли, желания, ощущения.

В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее в них всё становится понятным.

Несмотря на недостаточность реальных знаний, языковая символика мифов вливается в ритуалы и придаёт им смысл (в том числе и тайный — для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным — колдунам, магам). 

В свою очередь, мифотворчество порождает новые магические ритуалы. 

Мифы прогнозируют все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первоначальной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. 

Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», верящих в другие мифы.

Поэзия мифов — первая форма литературного творчества. 

Но мифологическая символика воплощается не только в языковую форму — она отражается также в обрядах, песнях, танцах, рисунках, татуировках, оружии, домашней утвари. 

В мифах закрепляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче из поколения в поколение накопленный на протяжении многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует тот первичный уровень знаний и способов мышления, с которого начинается развитие философии и науки. 

В мифологических рассказах о божествах, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение. Их неразрывное единство, получившее название синкретического культурного комплекса, способствовало закреплению и передаче первичных знаний и навыков, упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло социальные и психические процессы, выступало средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе.

 



Информация о работе Культуросоциоантропогенез. Периодизация первобытной культуры