Культурология

Автор: p***********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 13:10, реферат

Описание работы

Культурология — комплекс наук, все более упрочивающий свое место в теоретическом пространстве, образовавшемся после распада прежней ортодоксальной философско-идеологической системы, нацеленной на создание мировоззрения, в котором содержалось, казалось бы, целостное освещение характера природы, общества и человека. Вместо этой умозрительной системы в научном познании общества утверждается самостоятельность и взаимодействие различных наук, изучающих реальное общество, среди которых в качестве исходного и базисного принято деление на экономические, социологические, политологические и культурологические дисциплины. Конечно, в современном научном мышлении сложилась широкая диверсификация наук об обществе в соответствии со сложностью и многообразием изучаемого ими объекта. Каждая научная дисциплина имеет свой предмет изучения, т.е. сферу познания, которая отнюдь не охватывает весь объект. Это же относится и к культурологии, имеющей дело с обществом, но в особом измерении, в плане тех принципов и механизмов деятельности и регуляции, которые входят в духовную сферу во всем разнообразии этого термина.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . ..3

1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ….……5

2.КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ…………………………….…..11

3.ГУМАНИТАРНОЕ КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ……………………………………………………….…..14

4.КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА………………………17

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . . . . . .. .20

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……... . . . .. . 24

Работа содержит 1 файл

Культурология реферат.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Как и  другие социальные науки, социальная культурология  во многом по-разному выглядит в  зависимости от того, ведется ли исследование на макро- или микроуровне. Повседневное непосредственное поведение индивидов и групп в локальных рамках и конкретных ситуациях подлежит социологическому наблюдению, эксперименту и опросу, которые могут раскрыть нам внутренний облик индивидов или малых ячеек, нормативно-ценностные установки, действующие в конкретных ситуациях. Однако даже в рамках отдельного учреждения, предприятия или тем более современного города мы сталкиваемся со значительным и огромным разнообразием культурных проявлений и факторов, которые необходимо сравнивать и обобщать. С одной стороны, обилие представителей иных культур в городе, а с другой — подчиненность действий членов любой организации некоторым общим принципам и нормам, источник которых находится где-то за ее пределами, — все это заставляет нас выходить за рамки конкретных наблюдений и опросов и ориентироваться на более общий уровень культурной жизни. Этот уровень формируется национальной культурой, религией, городской средой, наукой, государством, мировыми связями, а также культурным наследием и ориентациями на будущее. В этой познавательной ситуации мы должны обращаться к тем познавательным моделям, которые вырабатываются в теоретической социологии, общей теории культуры и теории цивилизаций.

В общественных науках длительное время проявлялась  тенденция рассматривать культуру как начало, подчиненное либо хозяйственным факторам, либо властным отношениям. Такая точка зрения подчас смыкалась с идеологической концепцией «двух культур в культуре каждой нации», разделенных по социально-политическим признакам. Естественно, что в противовес этой позиции культурологи стремились максимально дистанцировать свой предмет от этих признаков, что крайне затрудняло анализ социальных функций культуры. Однако совместные усилия философов, социологов и культурологов обеспечили возможность фундаментального и содержательного рассмотрения культуры как отдельной и самостоятельной сферы в общей системе социальной регуляции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  .

На основании  рассмотренного материала делаем вывод, что исходная задача социальной культурологии — общий социологический анализ тех разнообразных культурных явлений и процессов, которые входят не только в сферу художественной культуры или нравственности общества, но и присутствуют в хозяйственной или политической системе деятельности, отражаются в историческом развитии общества. За образами и символами, идеями и мотивами, но вместе с тем и за переменами в их интерпретации или их нарушении и разрушении стоят те более глубокие действующие факторы и причины, которые составляют объективную систему социальной регуляции. Социальная культурология способствует выявлению важной части этой системы.

Научное знание не только дает мировоззренческие  ориентации, но и способствует практическому  анализу жизненных явлений. Рассмотрим это на примере одного факта культурной жизни. Идет традиционный фестиваль народной музыки, сопровождающийся выступлением фольклорных хоров, музыкантов, танцоров и т.п. Каково отношение к нему публики? Обычно — это непосредственное участие в самом празднестве, отношение к нему как к зрелищу, во время которого публика сопереживает преподнесенное ей — сюжеты, образы, ритмы. Что представляет это мероприятие для искусствоведа? Богатый источник для изучения типов инструментов, костюмов, манер и школ исполнения, используемой символики и т.д. Историк, побывав на народном празднестве, обратится к некоторым сюжетам для иллюстрации того, как события истории запечатлеваются в памяти народа, хотя и в соответствующей интерпретации. Экономист, если он подойдет к зрелищу как узкий специалист, подсчитает стоимость этого мероприятия. И все это будут разрозненные, односторонние оценки проведенного художественного фестиваля. Социолог же должен раскрыть социальный смысл данного культурного явления.

Это и  те ценности, которые искусство фестиваля  внедряет в зрителей: национальная самобытность или межнациональное взаимопонимание, приверженность историческому прошлому или перспективным ориентациям, религиозным, фольклорным или масскультурным устремлениям.

Среди основных задач, которые решает социальная культурология, следует перечислить  следующие:

1. Раскрыть содержание системы культурных ценностей и норм, присущих данному обществу в целом и его отдельным социальным слоям и группам.

2. Показать  соотношение различных структурных  компонентов культуры и ее  вариантов: мифологии, религии,  художественной культуры, идеологии, науки, сакральных и светских ориентаций, классического наследия и современных течений.

3. Показать  соотношение высокой культуры, повседневного  уровня и массовой культуры, место  культурной элиты в производстве  и поддержании духовных ценностей, различных разрядов интеллигенции в поддержании, распространении и сохранении достижений культуры.

4. Раскрыть  культурные факторы, необходимые  для других сфер деятельности: этику труда и предпринимательства,  отношение к богатству, накоплению, труду, знаниям, без чего эти сферы деятельности лишаются необходимого духовного обеспечения.

5. Показать  роль культуры во взаимодействии  различных общностей и социальных  слоев: этнических групп и наций,  трудящихся и предпринимателей, профессиональных, половозрастных  групп. 

6. Определить  характер перемен, совершающихся  в культуре различных социальных слоев города и деревни, общества в целом, связь этих перемен с процессами, происходящими в политической и производственно-хозяйственной деятельности.

7. Социальная  культурология выявляет принципы  понимания своего общества с  его переплетением норм, ценностей и представлений и одновременно способствует восприятию людьми других обществ, с присущим им своеобразием в отношении к миру, целям человеческого бытия. Именно такое взаимное изучение должно обеспечить ту степень понимания и терпимости, которая необходима для налаживания гармоничных отношений и успешного развития различных обществ.

Социальная  культурология — существенная часть  культурологического комплекса, необходимого для всесторонней подготовки специалистов, которые возьмут на себя широкий  комплекс функций по регуляции культурной деятельности.

Среди основных компонентов этой деятельности следует перечислить следующие:

— преподавание дисциплин культуроведческого комплекса  в системе общеобразовательных  и специальных учебных заведений, колледжах и университетах, различных учебных центрах;

— работа в органах территориального и  отраслевого управления по линии  культуры, охраны памятников, связи  с общественными, национальными  и религиозными организациями;

— работа в различного рода художественных и  культурно-массовых организациях и центрах (культурные центры, театры, филармонии, выставочные центры, фестивали и т.п.);

— работа в организациях социологического профиля, изучающих культурно-этические аспекты  бытовой, хозяйственной и политической практики, культурную мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности, налаживание этики бизнеса и т.д.;

— работа в коммерческих структурах по рекламе  и изучению потребительского спроса, налаживанию менеджмента и маркетинга и т.п.;

— работа в организациях, призванных налаживать общение и взаимопонимание между представителями различных субкультур, этнических, национальных и религиозных общностей и т.п.

— работа в структурах индустрии массовой культуры и туризма.

 

Список  используемой литературы 

  1. Авдеев  Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.
  2. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм, — М., 1993.
  3. Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии, 1990, № 8.
  4. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социологические исследования. — 1991. — № 10.
  5. Кризис современной цивилизации: Выбор пути. — М., 1992.
  6. Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973.
  7. Научно-технический прогресс. Словарь. — М., 1987.
  8. Нэсбитт Д. и Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции. Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. — М., 1992.
  9. США глазами американских социологов. Политика, идеология, массовое сознание. — М., 1988.
  10. Тоффлер О. «Третья волна» // США: экономика, политика, идеология. — 1982. — № 7-11.
  11. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 1 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000.  

Информация о работе Культурология