Культурология в системе социально-гуманитарного знания

Автор: r********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:18, лекция

Описание работы

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: культурология; искусствоведение; психология культуры; этнология; социология культуры; функции культуры.

Работа содержит 1 файл

ТЕОРЕТИКО.docx

— 32.16 Кб (Скачать)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 

Лекция 1-3. Культурология в  системе социально-гуманитарного  знания 

Основные  понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: культурология; искусствоведение; психология культуры; этнология; социология культуры; функции культуры. 

Особенности культурологии 

      Чаще  всего изложение содержания той  или иной науки в учебном курсе  вуза начинают с выяснения содержания понятия, которым обозначается эта  наука. Термин "культурология" состоит из сочленения двух слов: латинского cultura – культура и греческого logos – наука, знание, т.е. означает буквально "наука о культуре". Однако культуру как специфическое социальное явление изучают многие науки, такие, в частности, как философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение, антропология и др. Поэтому возникает резонный вопрос: какое место в системе социально-гуманитарного знания занимает культурология, в чем заключается ее своеобразие по отношению к другим наукам о культуре?

      Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, выяснить, какое содержание вкладывается в понятие "культура". Оно возникло в Древнем Риме и обозначало первоначально "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", созданному самой  природой. Следовательно, с самого начала своего применения это понятие означало результаты человеческой деятельности, преобразующей предметы природы  в "рукотворные", очеловеченные  предметы, будь это выращиваемые людьми растения или животные, орудия труда  или предметы быта. В работах немецких просветителей XVII – XVIII вв. С. Пуфендорфа, И. Гердера этот термин приобретает  более широкий смысл, включает в  себя не только материальное преобразование, но и духовное облагораживание человека. Эта, вторая сторона особенно сильно акцентировалась французскими просветителями XVII – XVIII вв. М. Вольтером, К. Гельвецием и др., согласно представлениям которых  не только материальное производство, но и общественные отношения, формы  государственного устройства, состояния  нравов суть вторичные элементы развития культуры. В дальнейшем, особенно в XIX – XX вв., понятие "культура" обогащалсь все новым и новым содержанием, и к началу XXI в. в общественных науках существовало уже более 500 значений этого термина. Чаще всего в его  содержание включаются:

       1)специфически человеческая деятельность, направленная на создание материальных  и духовных ценностей;

       2)система идеалов, ценностей и  норм, которыми руководствуются  индивиды и их группы в своем  поведении;

       3)историческая память человечества, воплощенная в традициях, обрядах,  стандартах повеления;

       4)духовное развитие человека  и человечества, проявляющееся по-разному  на различных этапах исторического  развития общества.

      Все изложенное дает основание для заключения о том, что культурология есть наука о культуре как сложном и целостном социальном феномене.

      Однако  культуру изучают, как уже говорилось, несколько наук. Чем же от них  отличается культурология? Отвечая  на этот вопрос, определим, как подходят к исследованию культуры различные  науки. Психология культуры изучает культуру сквозь призму поведенческого подхода, с одной стороны, как поведенческие акты человека, включенного в создание ценностей культуры – способность к созданию символов, воображение, интуиция и т.д., а с другой, - как регулирующую роль норм и ценностей культуры в повседневном поведении индивидов. В отличие от этого, искусствоведение исследует особенности и тенденции развития художественной культуры в контексте общеисторического процесса, отдельные виды искусства, их взаимосвязи с различными компонентами культуры, политики, экономики, социальной сферы общества, всю совокупность содержания, форм, стилей художественных произведений. Этнология сосредотачивает свое внимание на изучении культуры как одного из важнейших определителей своеобразия этносов и наций, на выявлении и интерпретации национальных особенностей различных культур – "французская", "немецкая", "белорусская" культура и т.п. Социология исследует социальную обусловленность культурной деятельности и ее роль в развитии человека и общества, социальную сущность культуры, ее структуру и функции. Философия изучает культуру с позиций выяснения ее значения в определении смысла человеческой жизни, вычленении ее качественных характеристик – духовность, гуманистичность, просвещенность, цивилизованность, высоконравственность, созидательность, творческая ориентированность, нормативность. 

Культурология как интегративная  научная дисциплина 

      Что же касается культурологии, то она представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней, и с точки зрения выявления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли в развитии человека и общества. Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, методы, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитарным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей. Вот это-то специфическое, присущее только культурологии и выделяющее ее из всех других областей социально-гуманитарных наук, есть интегративное знание о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой деятельности, как системе идеалов, ценностей и нор, регулирующих поведение личности, социальной группы, народа в определенных социально-исторических условиях.

      Сказанное дает основание для определения  объекта и предмета культурологии. Объект культурологи, как вытекает из изложенного, целостный феномен культуры как творческого специфически человеческого способа деятельности и ее результатов в виде материальных и духовных предметов, необходимых для подлинно человеческого существования и развития личности.

      Выяснив своеобразие объекта культурологии, мы получаем возможность определить, в чем заключается ее предмет. Выделение предмета науки производится путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, их синтезирования в более или менее четко очерченную предметную область данной науки. Хотя культура как объект изучения занимала умы мыслителей, начиная с периода античности, вплоть до новейшего времени, вычленение предметной области культурологии как науки началось сравнительно недавно, только в ХХ столетии. Впервые термин "культурология" ввел в употребление выдающийся немецкий химик, Нобелевский лауреат Вильгельм Оствальд в 1913г. Спустя 16 лет американский социологи Рид Бейн соотнес этот термин с понятиями "социология" и "экология человека". Однако в значении, близком к вышеприведенному, впервые употребил этот термин в 1939г. выдающийся американский антрополог и культуролог Лесли Уайт. Он трактовал культурологию как "ветвь антропологии, рассматривающую культуру как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающихся по своим собственным законам".

      За  шестьдесят с лишним лет, прошедших  после применения такого именно словоупотребления  данного термина, представления  о предметной области культурологии  существенно расширились. В нее  ныне включаются представления о  культуре как специфической деятельности по созиданию символических форм, как регулятивно-нормативной системе, как совокупности культурных функций, идеалов, норм, стандартов поведения, как  динамическом социальном процессе, протекающем  в исторически конкретных социально-экономических  и духовных условиях определенной эпохи.

      Все сказанное позволяет уточнить определение  предмета рассматриваемой науки. Предметом культурологии является исследование закономерностей становления и развития целостного феномена культуры как специфически человеческого способа деятельности, системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение людей и развивающихся по своим собственным принципам, в контексте исторических особенностей социально-экономического, политического и духовного развития определенного народа и определенной эпохи.

      Уточнение объекта и предмета изучаемой  научной дисциплины дает возможность  сформулировать определение культурологии  как науки. Культурология есть интегральная наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления и развития культуры как специфически человеческого способа деятельности и системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих взаимодействия личностей и социальных общностей (семейных, этнических, территориальных и т.п.) в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях определенной эпохи. 

Задачи  и функции культурологии 

      Определив предмет культурологии и ее своеобразие  как самостоятельной науки о  целостном и динамично развивающемся  феномене культуру, можно сформулировать ее основные задачи и функции.

      Первая  задача культурологии – изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.

      Вторая  ее задача – выявление макродинамики  развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия  определенной исторической эпохи –  определение структуры, функций  культуры, ее стилей, форм, способов влияния  на развитие общества.

      Третья  задача культурологии – исследование микродинамики развития культуры посредством  выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые  культурные шедевры, разрабатывающих  новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и кльтурализации личности.

      Четвертая задача культурологии – выявление  основных тенденций и закономерностей  развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в  формировании человека и развитии общества.

      Пятая задача культурологии – разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация  и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и  др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений  и процессов.

      Шестая  задача культурологии – прикладная, ориентирована на использование  фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных  процессов, на разработку специальных  технологий трансляции культурного  опыта, традиций и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных поведенческих актов, свойственных отдельным индивидам и их социальным общностям, выступающим в реальной жизнедеятельности в качестве "продуктов", "производителей" и "потребителей" определенных типов, видов, форм культуры.

      Вычленение  задач культурологии позволяет  определить и ее основные функции. Они  могут быть сведены к следующему.

  • Познавательная функция культурологии имеет своей целью и содержанием изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, ее структуры и функций, ее типологизацию, дифференциацию на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры.
  • Концептуально-описательная функция культурологии включает в себя разработку теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов.
  • Оценочная функция представляет собой осуществление адекватной оценки того, в какой мере целостный феномен культуры, ее различные типы, отрасли, виды и формы оказывают благотворное влияние на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом.
  • Объясняющая функция дает научное объяснение особенностям культурных комплексов, явлений и событий, механизмам функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов.
  • Мировоззренчески-идеологическая функция претворяет в жизнь определенные общественно-политические идеалы в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм, на поведение личности и социальных общностей.
  • Образовательная (обучающая) функция вытекает из того, что культурология, определив социальную сущность культуры, тех или иных ее типов, видов и форм, выяснив тенденции, способна через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять культурологические знания и оценки, помогая тем самым студентам, специалистам, а также всем людям, интересующимся проблемами культуры, лучше узнать особенности этого чрезвычайно важного социального феномена, его роль в развитии человека и общества.

Информация о работе Культурология в системе социально-гуманитарного знания