Автор: r********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:18, лекция
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: культурология; искусствоведение; психология культуры; этнология; социология культуры; функции культуры.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Лекция 1-3.
Культурология в
системе социально-
Основные
понятия, включенные
в систему тренинг-
Особенности
культурологии
Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учебном курсе вуза начинают с выяснения содержания понятия, которым обозначается эта наука. Термин "культурология" состоит из сочленения двух слов: латинского cultura – культура и греческого logos – наука, знание, т.е. означает буквально "наука о культуре". Однако культуру как специфическое социальное явление изучают многие науки, такие, в частности, как философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение, антропология и др. Поэтому возникает резонный вопрос: какое место в системе социально-гуманитарного знания занимает культурология, в чем заключается ее своеобразие по отношению к другим наукам о культуре?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, выяснить, какое содержание вкладывается в понятие "культура". Оно возникло в Древнем Риме и обозначало первоначально "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", созданному самой природой. Следовательно, с самого начала своего применения это понятие означало результаты человеческой деятельности, преобразующей предметы природы в "рукотворные", очеловеченные предметы, будь это выращиваемые людьми растения или животные, орудия труда или предметы быта. В работах немецких просветителей XVII – XVIII вв. С. Пуфендорфа, И. Гердера этот термин приобретает более широкий смысл, включает в себя не только материальное преобразование, но и духовное облагораживание человека. Эта, вторая сторона особенно сильно акцентировалась французскими просветителями XVII – XVIII вв. М. Вольтером, К. Гельвецием и др., согласно представлениям которых не только материальное производство, но и общественные отношения, формы государственного устройства, состояния нравов суть вторичные элементы развития культуры. В дальнейшем, особенно в XIX – XX вв., понятие "культура" обогащалсь все новым и новым содержанием, и к началу XXI в. в общественных науках существовало уже более 500 значений этого термина. Чаще всего в его содержание включаются:
1)специфически человеческая
2)система идеалов, ценностей
3)историческая память
4)духовное развитие человека
и человечества, проявляющееся по-разному
на различных этапах
Все изложенное дает основание для заключения о том, что культурология есть наука о культуре как сложном и целостном социальном феномене.
Однако
культуру изучают, как уже говорилось,
несколько наук. Чем же от них
отличается культурология? Отвечая
на этот вопрос, определим, как подходят
к исследованию культуры различные
науки. Психология
культуры изучает культуру сквозь
призму поведенческого подхода, с одной
стороны, как поведенческие акты человека,
включенного в создание ценностей культуры
– способность к созданию символов, воображение,
интуиция и т.д., а с другой, - как регулирующую
роль норм и ценностей культуры в повседневном
поведении индивидов. В отличие от этого,
искусствоведение исследует особенности
и тенденции развития художественной
культуры в контексте общеисторического
процесса, отдельные виды искусства, их
взаимосвязи с различными компонентами
культуры, политики, экономики, социальной
сферы общества, всю совокупность содержания,
форм, стилей художественных произведений.
Этнология сосредотачивает свое внимание
на изучении культуры как одного из важнейших
определителей своеобразия этносов и
наций, на выявлении и интерпретации национальных
особенностей различных культур – "французская",
"немецкая", "белорусская" культура
и т.п. Социология исследует социальную
обусловленность культурной деятельности
и ее роль в развитии человека и общества,
социальную сущность культуры, ее структуру
и функции. Философия изучает культуру
с позиций выяснения ее значения в определении
смысла человеческой жизни, вычленении
ее качественных характеристик – духовность,
гуманистичность, просвещенность, цивилизованность,
высоконравственность, созидательность,
творческая ориентированность, нормативность.
Культурология
как интегративная
научная дисциплина
Что же касается культурологии, то она представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней, и с точки зрения выявления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли в развитии человека и общества. Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, методы, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитарным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей. Вот это-то специфическое, присущее только культурологии и выделяющее ее из всех других областей социально-гуманитарных наук, есть интегративное знание о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой деятельности, как системе идеалов, ценностей и нор, регулирующих поведение личности, социальной группы, народа в определенных социально-исторических условиях.
Сказанное дает основание для определения объекта и предмета культурологии. Объект культурологи, как вытекает из изложенного, целостный феномен культуры как творческого специфически человеческого способа деятельности и ее результатов в виде материальных и духовных предметов, необходимых для подлинно человеческого существования и развития личности.
Выяснив
своеобразие объекта
За
шестьдесят с лишним лет, прошедших
после применения такого именно словоупотребления
данного термина, представления
о предметной области культурологии
существенно расширились. В нее
ныне включаются представления о
культуре как специфической деятельности
по созиданию символических форм,
как регулятивно-нормативной
Все сказанное позволяет уточнить определение предмета рассматриваемой науки. Предметом культурологии является исследование закономерностей становления и развития целостного феномена культуры как специфически человеческого способа деятельности, системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение людей и развивающихся по своим собственным принципам, в контексте исторических особенностей социально-экономического, политического и духовного развития определенного народа и определенной эпохи.
Уточнение
объекта и предмета изучаемой
научной дисциплины дает возможность
сформулировать определение культурологии
как науки. Культурология
есть интегральная наука
об особенностях, тенденциях
и закономерностях становления
и развития культуры
как специфически человеческого
способа деятельности
и системы символических
форм, идеалов, ценностей
и норм, регулирующих
взаимодействия личностей
и социальных общностей (семейных,
этнических, территориальных
и т.п.) в исторически
своеобразных социально-экономических,
политических, духовных
условиях определенной
эпохи.
Задачи
и функции культурологии
Определив
предмет культурологии и ее своеобразие
как самостоятельной науки о
целостном и динамично
Первая задача культурологии – изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.
Вторая ее задача – выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества.
Третья задача культурологии – исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и кльтурализации личности.
Четвертая задача культурологии – выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества.
Пятая задача культурологии – разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.
Шестая
задача культурологии – прикладная,
ориентирована на использование
фундаментальных знаний о культуре
в целях прогнозирования, проектирования
и регулирования
Вычленение задач культурологии позволяет определить и ее основные функции. Они могут быть сведены к следующему.
Информация о работе Культурология в системе социально-гуманитарного знания