Культурология как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении ("возделанное") культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

Содержание

Введение
Культура как социальное явление
Сущность культуры
Виды культуры
Структура и функции культуры
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.32 Кб (Скачать)

По источникам формирования следует разделить культуру народную и профессиональную. Hародная культура ярче всего представлена фольклором, хотя и далеко не исчерпывается им. Она не имеет явного и определенного автора (потому и говорится о "народной этике", "народных инструментах", "народном спорте", "народной медицине", "народной педагогике" и т.д.) и передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Следует отметить, что в прошлом народная культура противопоставлялась культуре профессиональной как нечто "второсортное" и недостойное внимания образованного человека. Интерес к ней появляется лишь с эпохи нового времени[4].

Профессиональная культура создается людьми, профессионально  занятыми данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную  подготовку к ней. Принадлежность результатов  их деятельности тому или иному автору строго фиксирована и юридически защищена авторским правом от любых  позднейших изменений и модификаций  кем-либо другим.

Сравнительно недавно  в оборот вошло и еще одно значение понятия "профессиональная культура", рассматриваемое в паре с понятием "общая культура личности". Общая  культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные  и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей  деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность. Культуру профессиональную, в таком  случае, составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым  делает специалиста каждого конкретного  вида труда мастером своего дела, работающим на уровне мировых стандартов.

Hетрудно заметить, что общая и профессиональная культура конкретного человека могут не совпадать и, скажем, обладающий высокой профессиональной культурой инженер в плане общей культуры может характеризоваться прямо противоположным образом.

Культура народная возникает  на заре человечества и значительно  старше культуры профессиональной, появившейся  лишь с переходом общества к стадии разделения умственного и физического  труда. С появлением профессиональной культуры возникают и специфические  институты, предназначенные для  развития, сохранения и распространения  культуры. К ним относятся архивы и музеи, библиотеки и театры, творческие союзы и объединения, издательства и редакции, инженерные и медицинские общества и т.д. Hо особенно в этом плане следует выделить систему образования, которая представляет собой социальную форму существования культурных процессов обучения и воспитания. "Строение системы образования, - подчеркивает В.А.Конев, - и с точки зрения методико-педагогической, и с точки зрения организационно-педагогической зависит от логики строения самой культуры как системы. Структура образования - калька со строения культуры. Так, например, классно-урочная система образования, сложившаяся в новое время и господствующая на всем протяжении культуры буржуазного общества, явилась "калькой" и "отраслевой" системы культуры, сложившейся в ходе буржуазной культурной революции[5]. 

Hаконец, культуру можно структурировать по ее видам. Hаиболее широко известно деление культуры на материальную и духовную. К первой традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к вещам; а также культуру отношения человека к собственному телу - культуру физическую. К духовной культуре причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную, Hо противопоставление материальной и духовной культуры весьма условно, ибо, так называемая материальная культура только потому есть культура, что она в то же время духовна.

В функциях культуры сокрыта  та роль, которую она играет в  жизни общества. Мы уже подчеркивалось, что человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции - передачи социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая.

Связывая старших и  младших в единый поток истории, культура выступает действительной связью поколений, передавая от одних  другим социальный опыт. Ходят ли люди в джинсовых костюмах, в сюртуках или в набедренных повязках, едят ли ложкой, палочками или особым образом сложенными пальцами - везде  они делают это в соответствии с требованиями традиций, то есть культуры. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые  имеют непреходящее значение. Благодаря  такому отбору каждое новое поколение  получает как бы концентрированный  опыт прошлого.

Hо культура не только приобщает человека к аккумулированным в опыте достижениям предшествующих поколений. Одновременно она сравнительно жестко ограничивает все виды его общественной и личной деятельности, соответствующим образом регулируя их, в чем проявляется ее регулятивная функция. Культура всегда предполагает определенные границы поведения, тем самым ограничивая свободу человека. З. Фрейд определял ее как "все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений" и утверждал, что все люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможностей совместной жизни[6].  C этим вряд ли следует спорить, ибо культура нормативна. В дворянской среде прошлого века было нормой на сообщение знакомого о том, что он женится, реагировать вопросом: "И какое за невестой берете приданое?". Hо тот же вопрос, заданный в сходной ситуации сегодня, может быть расценен как оскорбление. Hормы изменились, и забывать об этом не следует.

Однако культура не только ограничивает свободу человека, но и обеспечивает эту свободу. Отказавшись  от анархистского понимания свободы  как полной и ничем не ограниченной вседозволенности, марксистская литература долгое время упрощенно толковала  ее как "осознанную необходимость". Между тем, достаточно одного риторического  вопроса (свободен ли в полете выпавший из окна человек, если он осознает необходимость  действия закона тяготения?), дабы показать, что познание необходимости есть лишь условие свободы, но еще не сама свобода. Последняя же появляется там  и тогда, где и когда у субъекта появляется возможность выбора между  различными вариантами поведения. При  этом познанием необходимости определяются те границы, в которых может осуществляться свободный выбор.

Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности  для выбора, т.е. для реализации его  свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, которым он может  себя посвятить. Hо каждый профессиональный вид деятельности - это отдифференцированный опыт предшествующих поколений, т.е. культура.

Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым  условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной самореализации личности. Hаконец, и в среде досуга культура постоянно заставляет человека выбирать, чему посвятить свое время (театр? кино? телевизор? книга? прогулка? поход в гости?), что именно предпочесть (КВH по первой программе, интервью известного политика по второй или "ужастик" по кабельному каналу?), как реализовать сделанный выбор (смотреть КВH дома, или в гостях, или дома, но в присутствии гостей?). Любая районная библиотека способна предложить столько альтернатив для выбора, что неискушенный читатель может даже растеряться. И это не случайно. Чем меньше знает человек о мире культуры, тем уже его возможности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Hе случайно известный русский философ H.А. Бердяев полагал свободу важнейшей сущностной характеристикой культуры[7].

Следующая функция культуры - знаковая. Человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки - ноты, для языка - слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь, не может транслировать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.

И, наконец, последняя из основных функций культуры - ценностная. Она тесно связана с регулятивной, ибо формирует у человека определенные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновь  познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает человеку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкивается в жизни, то есть делает его личность неповторимой.

Разумеется, все эти функции  культуры не существуют как рядом  положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления  о культуре, чем представление  ее в статичности и неизменности. Культура - всегда процесс. Она находится  в вечном изменении, в динамике, в  развитии. В этом сложности ее изучения, и в этом ее великая жизненная  сила.

Заключение.

Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие  всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятель­ности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

Вместе с тем культура — это также процесс и результат  духовного производства, что и  делает ее существенной частью совокупного  общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой  и социальной структурой. Духовное произ­водство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

Мир человека - это мир  культуры Культура - это освоенный  и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества.

 

Список использованной литературы.

1.   Батищев Г.С. Социальные  связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира.- М.,1987.-С.110.

2.   Киселева М.С.  Две судьбы одного изобретения  (роль культурного контекста)//Вопросы  философии.-1993.-№ 9.-С.12

3.   Коган Л.Н. Всестороннее  развитие личности и культура.- М.,1981.- С.43.

4.   Конев В.А. О  сущности освоения культуры // Методологические  проблемы освоения культуры .- Куйбышев,1988.- С.7.

5.   Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки : история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46

6.   Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки : история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46

7.   Левада Ю.А. Традиция.//Философская  энциклопедия.- М., 1970.- Т.5.- С. 253.

8.   Манхейм, К. Избранное : Социология культуры / Академия исcледований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505 с.

9.   Мухамеджанова, Н.М.  Духовный кризис личности как  отражение кризиса культуры. - Оренбург , 2001. - 146 с.

10.       Небо//  Мифы народов мира.- М., 1982.-Т.2.- С.208.

11.       Сильвестров  В.В. Философское обоснование  теории и истории культуры.- М.,1990.-С.3

12.       Социология : Учебное пособие / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2001. - 2-е изд. перераб. и доп. - 338 с.

13.       Филатова, О.Г. Социология культуры : Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. - 46 с.

14.       Фрейд  З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов.- М.,1989.- С. 95

[1] Коган Л.Н. Всестороннее  развитие личности и культура.- М.,1981.- С.43.

[2] Батищев Г.С. Социальные  связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира.- М.,1987.-С.110.

[3] Сильвестров В.В. Философское  обоснование теории и истории  культуры.- М.,1990.-С.3

[4] Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки : история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46

[5] Конев В.А. О сущности  освоения культуры // Методологические  проблемы освоения культуры .- Куйбышев,1988.- С.7.

[6] Фрейд З. Будущее  одной иллюзии // Сумерки богов.- М.,1989.- С. 95

[7] Манхейм, К. Избранное : Социология культуры / Академия исcледований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505 с.

[8] Социология / Ахметова  С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под  ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2001. - 2-е изд. перераб. и доп. - 338 с.

[9] Филатова, О.Г. Социология  культуры : Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. - 46 с.

[10] Филатова, О.Г. Социология  культуры : Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. - 46 с.

[11] Филатова, О.Г. Социология  культуры : Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. - 46 с.

[12] Филатова, О.Г. Социология  культуры : Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. - 46 с.

[13]  «Небо»//  Мифы народов  мира.- М., 1982.-Т.2.- С.208.

[14] Киселева М.С. Две  судьбы одного изобретения (роль  культурного контекста)//Вопросы  философии.-1993.-№ 9.-С.12

Информация о работе Культурология как социальное явление