Культурология как система знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:37, реферат

Описание работы

Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культу-ре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология – это система знаний о сущности, закономерно-стях, существования и развития, человеческом значении и способах пости-жения культуры .

Содержание

Введение 3
1. Культурология как наука о культуре 4
2. Становление культурологии как системы знаний 6
3. Элементы культурологии как системы знания 8
Заключение 12
Библиографический список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Культурология как система знаний.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

     Социология  культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп.

     Важным  направлением в социологии культуры является изучение социокультурных последствий таких процессов, как демократизация общества, влияние на состояние умов гласности и свободы слова, экономических и политических реформ, изменение культурных потребностей и интересов человека в условиях урбанизации, миграции, экологического и духовного кризиса. Социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации.

     В социологии культуры можно выделить три уровня знания.

     Первый  уровень характеризует наиболее общие тенденции в развитии современной культуры, воспроизводит ее самые распространенные ценности, стили жизни, модели поведения.

     Второй  сосредотачивает внимание на уровнях  культуры различных групп, видах  культурной деятельности, соотношении  традиций и новаторства, системе распространения ценностей культуры, их освоении человеком.

     Третий  уровень - основан на социологической  информации, полученной в результате эмпирических исследований с использованием методов опроса, интервью, включенного наблюдения, анализа документации и социальной статистики

     Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку.

     Культурная  антропология - исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах. Культурная антропология выявляет узловые моменты социализации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние социокультурной среды, системы образования и воспитания, семьи, сверстников, поколения. Особенное внимание уделяется психологическому обоснованию таких явлений культуры, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.

     Для культуролога принципиально важно  понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные и личностные формы. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не «подводит» к культурологии, это делает культурантропология.

     Прикладная  культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга.

     Деятельность  театров, кинотеатров, видеосалонов, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций - все это является объектом научного анализа.

     Прикладная  культурология имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения.

 

     Заключение

 

     Мы  исходим из представлений о культурологии  как самостоятельной научной дисциплине, вышедшей из лона философии, точнее — философии культуры. Под влиянием эмпирического материала она и задает координаты, ориентиры культорологического познания, выполняет по отношению к культурологии методологическую функцию.

     В культурологии как научной дисциплине акценты (по сравнению с философией культуры) смещены с понимания  культуры «в целом» или «в общем» на изучение ее в определенных пространственно-временных  границах, на описание и объяснение ее конкретных форм с опорой на определенный материал, что предполагает использование и особенных, а не только всеобщих (философских) методов.

     Культурология - это не набор сведений о культуре, а импульс для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.

     Культурология использует все методы философского социо-гуманитарного познания. Их конкретный выбор определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, трактовкой понятия  «культура», его содержанием. В частности, широко используется диалектический метод, предполагающий рассматривать культуру как развивающееся, внутренне-противоречивое, многостороннее явление, требующее конкретного изучения. Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент. Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры, так сказать, в «чистом виде».

     Библиографический список литературы

 
     
  1. Введение  в культурологию. /Отв ред. Е.В. Попов. - М.: Владос, 1996.
  2. Елисеев А.Л., Тюрин Е. А. Культурология — Орловский государственный технический  университет, 1999.
  3. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб., 1996.
  4. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. - СПб. 1997.
  5. Культурология XX век. Энциклопедия. – СПб.: Университетская книга. 1998.
  6. Культурология/ под ред.Г.В.Драча. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  7. Малюга Ю.Я. Культурология.  — М.: Инфра-М,1999.
  8. Оганесян А.А. Культурология: Конспект лекций. - М.:Приор,2001.
  9. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.
  10. Силичев Д.А. Культурология. — М.: Приор, 1998.
  11. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии. - М.: МОНФ, 1998.

Информация о работе Культурология как система знаний