Культурология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 14:50, лекция

Описание работы

Термин «культурология» был предложен в 1946 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии, культуры и искусствоведения.

Работа содержит 1 файл

1 культурология.docx

— 21.73 Кб (Скачать)
  1. Культурология в системе научного знания
 
  1. Культурология как наука и учебная дисциплина
 

     Термин  «культурология» был предложен в 1946 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии, культуры и искусствоведения.

     Культурология - это наука, предметом исследования которой являются различные стороны развития общества: материальная, социальная, морально-политическая, художественная и другие.

     Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве

     Основными компонентами предмета культурологии являются:

     - онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;

     - гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;

     - морфология культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;

     - культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного коммуницирования;

     - антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "производителе" и "потребителе" культуры;

     - социология культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе "правил игры" и технологий социального взаимодействия;

     - социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;

     - историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации;

     - прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов.

     Цели  культурологи:

     – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов  природы и материальной жизни  человека и определяющих специфику  культуры как самоценной сферы бытия.

      - разработка самостоятельной теории культуры и формулировка основных методологических принципов, позволяющих научно подойти к анализу эмпирического материала, выявить его причинную обусловленность, место, функции, роль в пространстве культуры, обществе и истории.  

     Среди основных задач культурологии выделяют следующие:

     1) глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

     2) изучение генезиса культуры, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

     3) определение места и роли человека в культурных процессах;

     4) разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

     5) взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

     6) исследование развития различных культур, выделение связей между элементами культуры;

     7) исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов (культурных кодов);

     8) исследование проблем социокультурной динамики. 
 

     Особенности культурологии

     Культурология — относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Происхождение термина "культурология" восходит к работам американского антрополога Л.Уайта (1900—1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук, вычленившуюся из антропологии.

     Особенностью  культурологии в системе наук является и то, что она развивается не по традиционному пути накопления нового позитивного знания. Ее путь более сложен. Здесь можно говорить о своеобразном культурологическом парадоксе: сам объект исследования  -  культура  - по сути своей функционирует и развивается по законам, которые сродни законам развития искусства. А именно: в культуре происходит не обобщение (как в науке), а общение культур; появление новых явлений в культуре не всегда означает исчезновение старых.

     Иначе говоря, культурология, опираясь на данные археологии, этнологии, искусствознания, философии, социологии, истории и т. д., занимается изучением, своего рода рефлексией, человеческой деятельности, которая включает в себя репродуктивное и творческое начала. Персонифицированная в индивиде, обогащенная в поколениях, культура воспроизводится каждый раз заново. 

     Этапы развития культурологического  знания.  

      Первый  этап  - философия культуры, знаменовавшая появление принципиально иного качественного уровня изучения культуры как целостного феномена, взятого в единстве всех его сторон, отношений, зависимостей и функций.

      Сам термин «философия культуры» был  введен в научный оборот немецким философом-романтиком А.Мюллером (1779-1829), который рассматривал ее как относительно самостоятельную область философского знания, призванную синтезировать теорию о сущности и значении культуры как сферы духовной жизни.

      Появление самостоятельной области философии  – «философии культуры» – именно в XVIII в. не случайно. Главная причина этого обнаруживается в бурном развитии промышленного производства, естественнонаучного знания, техники, изменением структуры занятости населения. Это обусловило необходимость пересмотра прежних мировоззренческих моделей мира, социальных норм, принципов и идеалов. На этом этапе создаются объективные предпосылки исследования сути культуры как человеческого измерения бытия.

      Первым, кто поставил вопрос о культуре в  такой плоскости, был Йоган Готфрид Гердер, которому принадлежит честь создания первой культурологической теории. В своей широко известной работе «Идеи к философии истории человечества» он не только дал определение культуры, (о нем мы уже говорили выше), но и сформулировал ряд идей о генезисе культуры, о механизмах ее движения и развития, о взаимосвязи различных культурных форм, о роли языка и религии в системе культуры, о значении географического фактора, обуславливающих культурное многообразие.

      Второй  этап (Маркс, Энгельс, Ницше, Шопенгауэр, Вебер и др.), который охватывал XIX век и продолжался вплоть до конца 40-х годов ХХ века, позволил сформировать представление о культуре как феномене, оказывающем непосредственное влияние на все стороны жизни общества, развивающемся по собственным законам, часто противоположным социальным движениям и, по сути, цивилизации (проблема мусульманского мира). На этом этапе был выработан целый ряд концепций культуры.

      Итогом  данного этапа стало признание  того факта, что наряду с пластом  философского знания о культуре существует пласт научного знания, включающий в себя сведения о природе, генезисе, функциях, законах развития культуры, об особенностях различных культурных форм, о взаимосвязи между различными элементами культуры и т.д., который получен не с помощью философского осмысления, а с помощью научных методов познания, широко используемых естествоиспытателями (полевые исследования).

      В результате на рубеже 40-х – 50-х годов  ряд ведущих американских культурантропологов и социальных антропологов (Л.Уайт, Дж.Стюард, Р.Бенедикт, К.Клахкон) поставили во главу угла своих научных поисков создание стройной теории, позволяющей осмыслить и проинтерпретировать отрывочные сведения о культуре. Это дало возможность сформулировать многочисленные модели культуры, которые позволяли решать определенный круг задач.

      Третий  этап развития теоретического знания о культуре приходится на рубеж 60-х – 70-х годов, когда широко развернулись исследования культуры с помощью художественно-образных средств. Появляется понимание того, что именно искусство является как основой прогресса, так и наиболее объективным объектом отражения истории культуры.

      Четвертый – современный (90-е  гг.) – этап развития науки о культуре начался тогда, когда стало ясно, что существует достаточно обширный круг вопросов, на которые ответы могут быть даны не философами, ни историками, ни социологами, ни экономистами, ни антропологами, а только теми, кто осмысливает феномен культуры, применяя методы теоретического научного познания. Именно здесь формируется новый предмет – культурология, – в рамках которого происходит концентрация всех накопленных философами, историками, социологами, антропологами и др. науками знаний, их теоретическое осмысление с целью создания возможности прогнозирования развития социокультурных процессов в обозримой исторической перспективе. А для того, чтобы это можно было осуществить, необходимо выйти за пределы компетенции частных наук и подняться на более высокий уровень абстракции. Поэтому культурология изучает не частные, эмпирические проявления культуры, а культуру как целостный феномен общественной жизни.  

Информация о работе Культурология как наука