Культурология как наука о культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:59, реферат

Описание работы

В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода Культурология XX век. Энциклопедия. Т.2. М-Я. - С-П., Университетская книга. 1998..
Первый -- рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом -- система знаний о культуре.

Работа содержит 1 файл

Культурология как наука о культуре.docx

— 20.76 Кб (Скачать)

Культурология как наука  о культуре

 

В настоящее время существует достаточно много представлений  о культурологии. Однако среди этого  многообразия можно выделить три  основных подхода Культурология XX век. Энциклопедия. Т.2. М-Я. - С-П., Университетская книга. 1998..

 

Первый -- рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом -- система знаний о культуре.

 

Второй -- представляет культурологию каксостоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологи как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку, времени.

 

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию  как самостоятельную научную  дисциплину. Это предполагает определение  предмета и метода исследования, места  культурологи в системе социально-гуманитарного  знания.

 

Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный  предмет исследования, с неизбежностью  обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного  наследования и устойчивости, «код»  культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях:

 

- Сохранение культуры, ее  базисных оснований, скрывающихся  за вербальной и символической  оболочкой.

 

- Обновление культуры, институты  обновления знания, инновационные  воздействия на «код» культуры.

 

- Трансляция культуры -- опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.

 

Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика  и т. д.), в то же время позволяют  выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может  сводиться к описанию достижений культуры (элитарной культуры), и  предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой  целостности.

 

Все эти соображения дают возможность сделать некоторые  выводы о предмете и задаче культурологи как научной дисциплины Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие  по культурологии. М.: МОНФ, 1998.. Ее предметом  выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфически-человеческого  способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного  наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы.

 

Задача культурологи -- построить «генетику» культуры, которая бы не только объяснила историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.

 

Таким образом, в качестве исходного для становления культурологии  как самостоятельной научной  дисциплины можно использовать представления  о культурологи как системе знаний. Для решения главного вопроса в такой трактовке -- обоснования системообразующего принципа, играющего концептуальную роль для формирования культурологи как относительно самостоятельной отрасли общественно-гуманитарного знания, -- представляется исключительно важным выяснить причины и потребности ее формирования.

 

Становление культурологии  как системы знаний

 

Появление в XX в. Особого знания о культуре, претендующего на относительную  самостоятельность и названного «культурологией», обусловлено:

 

а) осознанием спекулятивности  классической «философии культуры», ее неспособности в полной мере осмыслить  богатый эмпирический (этнографический) материал, потребностью выработки такого понимания культуры, которое может  надежно связать теоретические  представления о ней и практическое ее воплощение во всех сферах человеческой жизнедеятельности;

 

б) необходимостью разработки такой методологии, которая обеспечит  как адекватное исследование культуры частными науками, так и их предметное единство, вытекающее из субстанционального понимания культуры;

 

в) стремлением к выработке  «общего знаменателя» в понимании  культуры в условиях резкого роста  контактов разных культур (в связи  с развитием средств коммуникации), необходимостью поиска их единой природы, проявляющейся в локальном культурном многообразии;

 

г) важностью вопроса сравнения, субординации разных культур, в частности  европейской и неевропейской, в  условиях распада колониальной системы  и роста национального самосознания в странах «третьего мира»;

 

д) целесообразностью целостного, системного анализа культуры как  сферы государственной политики, принятия в ней всесторонне обоснованных управленческих решений;

 

е) необходимостью формирования культурных потребностей человека и  их удовлетворения в потребительском  обществе, обоснования успешной экономической  деятельности в сфере массовой культуры;

 

ж) тревожным ростом технократизма, рационализма, вызванным новым витком научно-технического прогресса, осознанием важности гуманитарного «противовеса»  для сохранения стабильности существования  человека, а также стремлением  компенсировать культурологией все  еще наличествующее состояние преждевременной  и узкой профессионализации.

 

Кроме влияния этих факторов важнейшее значение для становления  культурологи имеет понимание сущности культуры. Категория «культура» привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания и эвристической  значимостью. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает особый эффект закрепления  за этим понятием множества смысловых  оттенков, что, в свою очередь, накладывает  свой отпечаток на понимание и  употребление термина «культура» различными дисциплинами и в различные исторические эпохи. И все же анализ показывает, что объединяющее, движущее начало в становлении культурологи надо искать в богатых традициях европейской  истории философии. Это позволяет  рассматривать в качестве элемента культурологи как системы знания историческое развитие представлений  о культуре -- от античных до современных культурологических теорий, концепций, которые можно представить и как относительно самостоятельные направления философской мысли.

 

Современная культурология формируется, выходя из-под «родительской» опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего, культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества -- например, музыка, произведения живописи), но его задача -- идти глубже, к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается.

 

В данном случае обнаруживается второй -- коммуникативный -- слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип -- структура культуротворческой деятельности. Разные исследователи идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и способом сакрализации, принятой системой символики и т. п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска -- целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения «эго» и развития культурной традиции в духовном пространстве этноса.

 

Элементы культурологи как  системы знания

 

Сказанное позволяет охарактеризовать взаимодействие элементов культурологи как системы знания Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб., 1996..

 

Культурология как самостоятельная  отрасль науки состоит из шести  взаимосвязанных разделов, истории  мировой и отечественной культуры; истории культурологии как науки; философии культуры; социологии культуры; культурной антропологии; прикладной культурологии. Каждый из разделов имеет  свой объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими  рекомендациями, используемыми при  разрешении конкретных проблем.

 

История культуры исследует  реальный процесс преемственности  культурного развития различных  эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, свидетельствующий  о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов  в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях  культурно-исторического процесса, о судьбах "великих цивилизаций" Европы, Азии, Индии, России, Китая и  других регионов мира.

 

История культуры формирует  знания о культурном наследии, о  поисках и открытиях, о памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах  и символах разных народов; исследует  происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения. История  культуры - это передаваемая от поколения  к поколению память человечества.

 

Для культурологии история  культуры составляет фундамент теоретических  концепций. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь  разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития.

 

История культурологии изучает  процесс развития теоретических  представлений о культуре и ее закономерностях. Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех  или иных народов, но и понять тенденции  ее развития, найти те главные пружины  или закономерности, которым подчиняется  это богатое и многообразное  явление.

 

История культурологии, процесс  движения человеческой мысли в ее попытках научного осмысления культуры, еще ждет своих исследователей. Не всегда те или иные теории были достоверными, нередко в них отражалось стремление выдать желаемое за действительное, представить  процесс развития культуры в иллюзорном виде или наполнить его мрачными предчувствиями духовного кризиса  и распада человеческих отношений.

 

Философия культуры Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.исследует  понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе; выясняет соотношение культуры и  природы, культуры и цивилизации; роль средств массовой коммуникации в  распространении культуры; изучает  множественность языковых и символических  форм культуры; историческое единство человечества и процесс взаимовлияния  культур; глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении.

 

Прежде всего, нужно отметить, что культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль  философствования и связь с ней  воплощает философией культуры. Как  бы ни рассматривалась сама философия, философия культуры является методологией культурологи как относительно самостоятельной  научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки  природы культуры.

 

Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает  культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал. То есть в культурологи как научной  дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на исторической фактологии. А философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

 

Социология культуры исследует  процесс функционирования культуры в обществе; тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных  социальных групп.

 

Важным направлением в  социологии культуры является изучение социокультурных последствий таких  процессов, как демократизация общества, влияние на состояние умов гласности  и свободы слова, экономических  и политических реформ, изменение  культурных потребностей и интересов  человека в условиях урбанизации, миграции, экологического и духовного кризиса. Социология культуры дает возможность  представить типологию личности в зависимости от отношения к  сложившейся общественной ситуации.

 

В социологии культуры можно  выделить три уровня знания.

 

Первый уровень характеризует  наиболее общие тенденции в развитии современной культуры, воспроизводит  ее самые распространенные ценности, стили жизни, модели поведения.

 

Второй сосредотачивает  внимание на уровнях культуры различных  групп, видах культурной деятельности, соотношении традиций и новаторства, системе распространения ценностей  культуры, их освоении человеком.

 

Третий уровень - основан  на социологической информации, полученной в результате эмпирических исследований с использованием методов опроса, интервью, включенного наблюдения, анализа документации и социальной статистики

 

Важнейшим элементом культурологии  как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку.

 

Культурная антропология - исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления  духовного мира личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов  в деятельности и ее результатах. Культурная антропология выявляет узловые  моменты социализации человека, специфику  каждого этапа жизненного пути, изучает  влияние социокультурной среды, системы образования и воспитания, семьи, сверстников, поколения. Особенное  внимание уделяется психологическому обоснованию таких явлений культуры, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины  и женщины.

Информация о работе Культурология как наука о культуре