Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:59, реферат
В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода Культурология XX век. Энциклопедия. Т.2. М-Я. - С-П., Университетская книга. 1998..
Первый -- рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом -- система знаний о культуре.
Культурология как наука о культуре
В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода Культурология XX век. Энциклопедия. Т.2. М-Я. - С-П., Университетская книга. 1998..
Первый -- рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом -- система знаний о культуре.
Второй -- представляет культурологию каксостоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологи как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку, времени.
Третий подход обнаруживает
стремление рассматривать культурологию
как самостоятельную научную
дисциплину. Это предполагает определение
предмета и метода исследования, места
культурологи в системе социально-
Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях:
- Сохранение культуры, ее
базисных оснований,
- Обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры.
- Трансляция культуры -- опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.
Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.
Все эти соображения дают
возможность сделать некоторые
выводы о предмете и задаче культурологи
как научной дисциплины Столяров
Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие
по культурологии. М.: МОНФ, 1998.. Ее предметом
выступает генезис, функционирование
и развитие культуры как специфически-
Задача культурологи -- построить «генетику» культуры, которая бы не только объяснила историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.
Таким образом, в качестве
исходного для становления
Становление культурологии как системы знаний
Появление в XX в. Особого знания о культуре, претендующего на относительную самостоятельность и названного «культурологией», обусловлено:
а) осознанием спекулятивности
классической «философии культуры», ее
неспособности в полной мере осмыслить
богатый эмпирический (этнографический)
материал, потребностью выработки такого
понимания культуры, которое может
надежно связать теоретические
представления о ней и
б) необходимостью разработки такой методологии, которая обеспечит как адекватное исследование культуры частными науками, так и их предметное единство, вытекающее из субстанционального понимания культуры;
в) стремлением к выработке
«общего знаменателя» в понимании
культуры в условиях резкого роста
контактов разных культур (в связи
с развитием средств
г) важностью вопроса сравнения,
субординации разных культур, в частности
европейской и неевропейской, в
условиях распада колониальной системы
и роста национального
д) целесообразностью целостного,
системного анализа культуры как
сферы государственной
е) необходимостью формирования культурных потребностей человека и их удовлетворения в потребительском обществе, обоснования успешной экономической деятельности в сфере массовой культуры;
ж) тревожным ростом технократизма, рационализма, вызванным новым витком научно-технического прогресса, осознанием важности гуманитарного «противовеса» для сохранения стабильности существования человека, а также стремлением компенсировать культурологией все еще наличествующее состояние преждевременной и узкой профессионализации.
Кроме влияния этих факторов
важнейшее значение для становления
культурологи имеет понимание сущности
культуры. Категория «культура» привлекала
и привлекает многих исследователей
глубиной своего содержания и эвристической
значимостью. Широта охватываемых ею общественных
явлений вызывает особый эффект закрепления
за этим понятием множества смысловых
оттенков, что, в свою очередь, накладывает
свой отпечаток на понимание и
употребление термина «культура» различными
дисциплинами и в различные исторические
эпохи. И все же анализ показывает,
что объединяющее, движущее начало
в становлении культурологи надо
искать в богатых традициях
Современная культурология формируется, выходя из-под «родительской» опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего, культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества -- например, музыка, произведения живописи), но его задача -- идти глубже, к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается.
В данном случае обнаруживается второй -- коммуникативный -- слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип -- структура культуротворческой деятельности. Разные исследователи идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и способом сакрализации, принятой системой символики и т. п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска -- целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения «эго» и развития культурной традиции в духовном пространстве этноса.
Элементы культурологи как системы знания
Сказанное позволяет охарактеризовать взаимодействие элементов культурологи как системы знания Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб., 1996..
Культурология как самостоятельная
отрасль науки состоит из шести
взаимосвязанных разделов, истории
мировой и отечественной
История культуры исследует
реальный процесс преемственности
культурного развития различных
эпох, стран и народов. Она дает
богатый материал, свидетельствующий
о многообразии культурных достижений
и ценностей, о вкладе народов
в мировую культуру человечества,
о трудностях и противоречиях
культурно-исторического
История культуры формирует знания о культурном наследии, о поисках и открытиях, о памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения. История культуры - это передаваемая от поколения к поколению память человечества.
Для культурологии история культуры составляет фундамент теоретических концепций. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития.
История культурологии изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях. Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития, найти те главные пружины или закономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление.
История культурологии, процесс движения человеческой мысли в ее попытках научного осмысления культуры, еще ждет своих исследователей. Не всегда те или иные теории были достоверными, нередко в них отражалось стремление выдать желаемое за действительное, представить процесс развития культуры в иллюзорном виде или наполнить его мрачными предчувствиями духовного кризиса и распада человеческих отношений.
Философия культуры Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе; выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации; роль средств массовой коммуникации в распространении культуры; изучает множественность языковых и символических форм культуры; историческое единство человечества и процесс взаимовлияния культур; глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении.
Прежде всего, нужно отметить,
что культурология, выделяясь из
философии, выступает как стиль
философствования и связь с ней
воплощает философией культуры. Как
бы ни рассматривалась сама философия,
философия культуры является методологией
культурологи как относительно самостоятельной
научной дисциплины и обеспечивает
выбор ее познавательных ориентиров,
дает возможности различной
Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал. То есть в культурологи как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на исторической фактологии. А философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.
Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп.
Важным направлением в
социологии культуры является изучение
социокультурных последствий
В социологии культуры можно выделить три уровня знания.
Первый уровень характеризует наиболее общие тенденции в развитии современной культуры, воспроизводит ее самые распространенные ценности, стили жизни, модели поведения.
Второй сосредотачивает
внимание на уровнях культуры различных
групп, видах культурной деятельности,
соотношении традиций и новаторства,
системе распространения
Третий уровень - основан на социологической информации, полученной в результате эмпирических исследований с использованием методов опроса, интервью, включенного наблюдения, анализа документации и социальной статистики
Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку.
Культурная антропология
- исследует взаимоотношения