Культурология как научная дисциплина. Предмет, методы и функции культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:22, реферат

Описание работы

Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. При этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации

Содержание

Введение

1. Культурология как наука. Основные культурологические школы

2. Предмет и метод культурологического исследования

3. Функции и цели культурологии

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культуралогия 2.doc

— 56.00 Кб (Скачать)


План

 

 

Введение

 

1. Культурология как наука. Основные культурологические школы

 

2. Предмет и метод культурологического исследования

 

3. Функции и цели культурологии

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

 

Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. При этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно обнаружить новые неистощимые импульсы, способные оказать воздействие на исторический процесс, обращать его во благо людям. Ведь именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества, региона мира накладывают заметный отпечаток на социально - историческую динамику. Не случайно многие ученые связывают судьбу мира с постижением всей современной культуры каждой страны, каждого конкретного народа.

 

Вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящего в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным устремлениям, стихийным субъективным порывам. Человек пытается понять, откуда возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций, каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества, каковы его место и роль в этом процессе. Ответы на все эти вопросы человек может найти, изучая культурологию.

 

В данном реферате я попытаюсь раскрыть особенности культурологии, как научной дисциплины, дать формулировку ее предмета и метода, а также показать, какие функции выполняет культурология и каковы цели этой интереснейшей науки.

 

1. Культурология как наука.

 

 

Культурология или теория культуры - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Она является системой знаний о сущности закономерностях существования и развития, значении человека и способах постижения культуры.

 

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вико (1668-- 1744), И. Г. Гердера (1744--1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770--1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер (1880--1936), автор одной из самых интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Н. А. Бердяева, Э. Фромма, М. Вебера, А. Тойнби, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, X. Ортега-и -Гассета, П. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, М. Бубера и др. В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822--1885), Н. А. Бердяева (1874--1948). А. Ф. Лосева, а также Д. С. Лихачева, М. М. Бахтина, А. Меня, С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, Э. Ю. Соловьева, Л. М. Баткина, Л. С. Васильева, А. Я. Гуревича, Т. П. Григорьевой, Г. Гачева, Г. С. Померанца и др.

 

Структура культурологии, ее методы и отношение к тем или другим научным дисциплинам останется предметом дискуссии. Сложность культурологии как научной дисциплины определяется неоднозначностью культуры как объекта анализа, она слишком многогранна, внутренне противоречива и сложна. Именно это обусловило появление различных школ культурологии.

 

Первый подход условно можно назвать морфологическим, так как он направлен на изучение внешних форм организации общества. Этот подход характерен, прежде всего, для функционализма, который понимает под культурой совокупность действующих социальных институтов, а также для английского структурализма, который видит сущность культуры в политической структуре общества.

 

Наиболее близко к классической культурологии относится иррационалистическое понимание культуры, поиск ее истоков и сущности в сфере духовной. Признание духовных фактов ведет к осознанию специфичности методов исследования культуры. Выбор метода зависит от того, каким духовным факторам придается наибольшее значение. Так, М. Шеллер считает, что религия, философия и наука - не стадии развития духа, а формы его существования. Таким образом, культуры следует различать по превалирующей форме сознания.

 

Однако большинство культурологов признает определяющими для любой культуры дорационалистические формы сознания.

 

Отсюда признание идущей от романтиков традиции " вживания " в культуру, проникновения в нее через личный психический опыт. Такого рода истолковывающая методика получила название герменевтики ( В. Дильтей ) На каком-то этапе теория культуры сомкнулась с философией науки. Проблема понимания оказалась общей для гносеологии и культурологии и претерпела некоторые изменения. Герменевтика интересуется самим процессом понимания как основой рациональной деятельности. Язык признается выражением психического опыта, а, следовательно, и культуры. Под пониманием подразумевается интерпретация, перевод с одного языка на другой.

 

Таким образом, можно выделить три основные школы культурологи: функциональную, аксиологическую и интуитивистскую. В этих школах проблема сущности культуры превращается в проблему метода ее постижения, а в герменевтике, кроме того, - в проблему передачи информации о культуре.

 

В настоящее время культурология отчетливо разделяется на два направления, различающиеся по своим целям, содержанию и методологии. С одной стороны существует гуманитарное культуроведение основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия идеология, мораль наука.

 

Социальная культурология предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и аналитическом не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни общества, предметом исследования здесь является движущие мотивы реального поведения индивидов и групп, а также принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия.

 

Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесении с другими сферами социальной жизнедеятельности, экономикой, социальными отношениями и политикой.

 

Таким образом, культурология является комплексной гума-нитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпирические) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яркости образов приближающиеся к уровню художественного произведения. Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление (даже явления природы) при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа.

 

Проблемы современной культурологи, прежде всего связаны с возможностями и перспективами человека, открывающего через культуру (в том числе через иные культуры) драму и трагедию Собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл.

 

2. Предмет и метод культурологического исследования

 

 

Предметом культурологи являются объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает условия и механизмы оптимизации культурных процессов на общенациональном уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культурологической общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию исторической, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культурного пространства" как естественной среды становления и развития человека.

Необходимо отметить, что культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет и даже явление природы при условии, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны прежде всего с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.

 

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. Также используются такие методы, как:

 

1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

 

2. Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

 

3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

 

4. Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

 

5. Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

 

6. Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил французский критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

 

7. Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

 

8. Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

 

3 Функции и цели культурологии

 

 

Как уже говорилось, культура представляет собой многофункциональную систему. Однако попытаемся выделить основные ее функции. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

 

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в следующих системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, языках, науке, философии, религии и др. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).

 

Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофоне человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего о этому признаку.

 

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей, В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные темы, как мораль и право.

 

Семиотическая, или знаковая, функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия).

 

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаше всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

 

Заключение

 

 

Из данного реферата выяснилось, что культурология - это наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Как и всякая другая наука, она имеет свой предмет, метод и функции.

Информация о работе Культурология как научная дисциплина. Предмет, методы и функции культурологии