Культурологические концепции конца ХIХ в.- начала ХХ в. Культурологические концепции конца ХХ в.- начала ХХI в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Она понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных внеземных цивилизаций.

Содержание

1. Введение - 3 стр.
2. Типология культур и теория локальных цивилизаций - 4 стр.
3. Психоанализ о культуре - 6 стр.
4. Игровая концепция культуры - 8 стр.
5. Деятельностный подход к культуре - 10 стр.
6. Заключение - 12 стр.
7. Литература - 12 стр.

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Игра, с точки зрения Й. Хейзинги, это всеобъемлющий способ человеческой деятельно­сти, универсальная категория человеческого существования.

 

 

 

Деятельностный подход к культуре (Э.С.Маркарян, М.С. Каган).

 

Культуру, в целом, при деятельностном подходе, современная наука определяет как совокупность материальных (овеществлённых) и духовных результатов деятельности человека. По своему изначальному смыслу «культура» есть не что иное, как результат обработки и возделывания, результат работы человека над окружающим миром и собой. В духовной сфере она являет собой область высших достижений человека в виде литературы, искусства, музыки, философии, религии, морали.

М.С. Каган в своей книге «Морфология культуры» выделяет художественную культуру в самостоятельный вид человеческой деятельности, считая, что её определяет такая особенность, как единство материальной и духовной деятельности человека. Он рассматривает художественную культуру как совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Художественная культура есть сложный, многоступенчатый процесс, который вовлекает в творческую деятельность гораздо большее число людей, чем тот круг, который объединяет профессиональных авторов произведений искусства. Художественная культура каждой эпохи — творческая деятельность не только живущих поколений. Она содержит, в первую очередь, способы и формы художественной деятельности, выработанные предшествующими поколениями (включая формы организации и институты этой деятельности). В неё включены унаследованные и усвоенные живущим поколением художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, а также переданные по традиции способы и средства восприятия произведений искусства, включая способы их хранения, распространения, репродукции, пропаганды. Особое место в художественной культуре занимают формы художественного образования и методы исследования искусства. Культура общества, таким образом, предстает в сложном взаимодействии и взаимопереплетении своих составляющих. Но при этом в культуре всегда имеется некая константа, определяющая устойчивость культуры на разных этапах её развития. Этой константой, стержнем и является то, что принято называть народной культурой, которая при пристальном рассмотрении неизбежно приобретает еще один эпитет «художественная».

Культура — живое образование, имеющее внутренний, генетический потенциал развития. Культура любого народа, отражая специфику его исторического развития, есть динамическая данность, цементирующая конкретное сообщество и сообщающая его существованию определенность и устойчивость. Все ее особенности возникают не случайно, а обусловлены совместным действием причин, которые допустимо назвать внешними (природно-географические, исторические, политико-экономические и т.д.), и причин внутренних (генетических), связанных со своеобразием менталитета данного народа. Именно к этим генетическим факторам и следует отнести народную художественную культуру.

Народная культура – это высочайшее достижение того или иного народа. Она прошла долгий путь через вековой отбор настоящего, истинного. Очень велико в народной культуре нравственное начало. В ней концентрируются общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия, образца. Переживание добра, справедливости, красоты, мира, любви вело к созданию основополагающих принципов человеческой личности. Таким образом, народная культура существует как фиксированная память человечества о себе самом. Только наличие ценностей альтруизма, красоты, природы и творческой деятельности не позволит человеческой культуре и цивилизации прийти к самоуничтожению, а поднимет ее на новый духовный уровень.

Деятельностный подход к понятию культуры сложился в отечественной культурологи в ходе полемики со сторонниками аксиологического подхода. Данный подход к культуре характеризует культуру как универсальное свойство общественной. Деятельностная трактовка культуры позволяет понимать ее как “систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе” (Э.С. Маркарян). Культура, понимаемая как способ деятельности, придает человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

Культура - это сложная многоуровневая система. Структурирование культуры можно осуществлять по различным основаниям. Так, по субъекту (носителю) культуры выделяют следующие ее уровни:

- мировая культура (культура человечества);

- культура малых социальных групп (культура семьи);

- культура больших социальных групп, общностей (городская, сельская, молодежная, профессиональная);

- национальная культура (например, русская, французская, армянская, татарская и др.);

- национальная культура (например, русская, французская, армянская, татарская)

- культура личности.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура выступает как синтез культур различных социальных групп.

Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Профессиональная культура создается специалистами, то есть людьми, имеющими особую подготовку. Их произведения фиксируются, имеют своего автора, сохраняются в культуре в том виде, в каком они были первоначально созданы. Культура, творимая народными массами, неотделима от труда и быта народа. Она создается самим народом и передается устным преданием, ее авторы анонимны. Произведения народной культуры существуют обычно во множестве вариантов, так как при устной передаче они меняются.

Народная культура включает в себя народное миросозерцание и миропонимание, эмпирические знания в области производства, народную медицину, народную педагогику и этику, народное искусство, устное народное творчество (фольклор). Длительное время народная культура противостояла профессиональной культуре. С развитием средств массовой информации границы между народной и профессиональной культурой были размыты. Возникла массовая культура, не связанная с какими-то отдельными субструктурами.

Э.С. Маркарян писал: “Понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности, способа существования людей, имеющего конечную адаптивную природу, может послужить началом для методологически эффективного решения проблемы установления, как общего предмета теории культуры, так и истории культуры. Термин “способ деятельности” понимается в широком значении, несводимым лишь к навыкам, умению, а предполагающим так же и охват многообразных объективных средств осуществления активности людей... Изучения истории общества сквозь призму понятия “способ деятельности” позволяет абстрагировать вполне определенный культурный срез, элементами которых выступает комплекс внебиологически выработанных средств, благодаря которым действия людей особым образом стимулируются, программируются, воспроизводятся. К ним относятся социогенные потребности, знания, орудия труда, юридические установления, одежда, пища, жилища и множество других явлений. Все они системно объединяются в единый структурный ряд, благодаря тому, что выполняют общую функцию средств осуществления соответствующих звеньев человеческой деятельности... Этнические культуры представляют собой исторически выработанные способы деятельности, благодаря которым обеспечивалась и обеспечивается адаптация различных народов к условиям окружающей их природной и социальной среды”.

 

 

 

                                                        Заключение

 

Культурология, как наука, окончательно сформировалась лишь в XX веке. Обоснованность ее объекта, предмета, структуры, основной проблематики и функций еще продолжается. Но воззрения на явления и процессы жизнедеятельности общества, которые впоследствии были отнесены к содержанию культуры, возникали уже в древних обществах. В частности в этой работе затронуты взгляды только нескольких ведущих мыслителей 19-20 веков, что не показывает всю «палитру» направлений и мнений.

Формирование культурологических взглядов и идей, разработка концепций культуры на всем протяжении исторического развития общества определялись в первую очередь мерой отграничения человека от природы, состоянием действительной жизни людей, постепенным ее усложнением, возрастанием многообразия и богатства общественных отношений. Поэтому основные этапы возникновения и развития культурологической мысли в исходных положениях адекватны историческим эпохам, периодам и стадиям восхождения человека и человечества по пути прогресса. Важно также отметить, что этапы развития культурологической мысли, а особенно их конкретное содержание, не всегда в полной мере отражали складывающуюся динамику жизни общества.

Завершение XX века характеризуются появлением значительного числа концепций культуры. Понятие "культура" становится наиболее распространенным в гуманитарных и технических науках. Теория культуры за этот период настолько обогатилась, приобрела самостоятельность и социальный авторитет, что стала одной из ведущих гуманитарных наук и учебной дисциплиной.

И в будущем, мне кажется, Культурология - как наука преобразится, что возможно приведёт к выходу из неё других научных направлений.

 

 

 

                                      Список литературы:

1.       История и Культурология. М., 1999.

2.       Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч.2 / Фролов И. Т., Араб-Оглы Э.А., Афанасьева Г.С. и др. - М.: Политиздат, 1990.;

3.       Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов. М., 1995

4.       Дмитриева Н.А Краткая история искусства. М., 2000.

5.       Введение в культорологию: Учеб. пособие для вузов / Руководитель автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. - М.: ВЛАДОС, 2001

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Культурологические концепции конца ХIХ в.- начала ХХ в. Культурологические концепции конца ХХ в.- начала ХХI в.