Культурный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:38, доклад

Описание работы

Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье – бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась «школа математических и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы.

Работа содержит 1 файл

Культурный процесс.docx

— 17.31 Кб (Скачать)

Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто  используются термины «поворот», «переворот».

Преобразования первой четверти 18 века в области образования  и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные  пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали  усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.

Реформы в сфере науки  и образования

 

Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье – бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы  в стране требовали коренной перестройки  всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных  специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась «школа математических и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы.

Светское образование  потребовало массу новых учебников.

Одновременно с  реформой в сфере образования  бурное развитие получило развитие издательское дело. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, немалое число которых были переводные.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, была открыта государственная  библиотека. Большие собрания книг принадлежали князю Д.М. Голицину, графу Б.П. Шереметеву, графу А.А. Матвееву и др. С декабря 1702 г. стало выходить первое периодическое издание – газета «Ведомости».

В основе развития науки  и техники в Петровскую эпоху  лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие  успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии, картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские  моряки-гидрографы много сделали  для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими  достижениями отмечены экспедиции в  Сибирь и на Дальний Восток, в  Среднюю Азию, предпринятые В.Э. Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным, Д.Г. Мессершмидтом, Ф.Ф. Веневениным, И. Унковским и др.

Широкий размах приобрели  геологические изыскания. Активно  велись поиски железных и медных руд  на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В петровское время  было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири.

 

Итогом достижений петровского времени в области  науки и образования стало  создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в. 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней был открыт университет и гимназия.

Живопись и скульптура

С самого начала века в художественной культуре новой российской столицы все более видное место стала занимать живопись, в особенности портретный жанр, выраставший из парсуны.

Положение портретного  жанра свидетельствовало о том, что в центре внимания формировавшейся  в Петербурге культуры стоял не Бог, а человек, и понимался человек все более и более конкретно – как индивид, как личность, как неповторимая индивидуальность, социальное положение и культурная деятельность которой заслуживали увековечения в художественном образе. Так изменялся смысл самого слова образ – из иконного изображения, из образа Божьего он превращался в изображение конкретного человека. (В этом свете кажется совсем не случайным, что одним из первых образов художника в русской литературе стал образ художника-портретиста в повести «Портрет» Н.В. Гоголя).

Такая оценка личности в искусстве согласуется с  новым отношением к человеку в  русской философии и педагогике XVIII века, осваивавших, как уже отмечалось, опыт просветительских идей западных мыслителей и искавших самостоятельное решение проблемы; наиболее значительное явление – упоминавшийся трактат А.Н. Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии». Но если в философско-педагогических концепциях речь шла о человеке вообще, о его родовых качествах, то художественный портрет преломлял общее в особенном и единичном, вплотную подходя к познанию и образному воплощению личности.

Литература и музыка

Структура духовной жизни  Петербурга обусловила и переход  от преимущественного развития в  первой половине века драматургии и  основанного на ней сценического искусства к активному развитию в конце столетия прозаических Жанров. Все же время господства прозы еще не настало – А.И. Галич зафиксирует его наступление лишь в 1825 г., а В.Г. Белинский в 1840-е гг. назовет роман и повесть «формами нашего времени». Первые шаги в развитии романа, предвосхищавшие расцвет этого жанра в следующем столетии, были сделаны в Петербурге С.А. Порошиным и Ф.А. Эминым в 1760-е гг.

Характерным для петербургской  культуры оказалось и разнообразие жанрового репертуара прозы –  от лирико-трагедийного «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева до «малых форм» в сатирических журналах, которые стали выходить в столице с 1769 г. Первым среди них был основанный самой императрицей еженедельник «Всякая всячина», и следующие пять лет стали временем самого энергичного развития сатиры. В Москве подобных изданий долгое время не было, что вызвало ехидное замечание редактора журнала «Трутень»: «Москва так же, как престарелая кокетка, сатир на свои нравы читать не любит».

Соответственно и  становление новой музыкальной  культуры в Петербурге, явно отстававшей  от успехов словесности и от нее  зависевшей, осуществлялось поначалу в сценической и лишь затем  в инструментальной оркестровой  форме, дотоле на Руси неизвестной; именно в Петербурге в 1730-х гг. появляется опера и возникают новые формы  инструментальной музыки. Однако Россия подтверждала закономерность, со всей определенностью раскрывшуюся в истории западноевропейской культуры: музыка – романтическое искусство, и просветительский рационализм сдерживает ее развитие; даже сентиментализм создавал лишь предпосылки для того простора выражения душевных процессов, которые раскроет перед музыкой романтический эмотивизм.

На рубеже XVIII и XIX столетий множество факторов – экономических, политических и, особенно, культурных – выводило страну на новый уровень развития. Культура Петербурга, храня верность некоторым принципам Просвещения, приобретала существенно иной облик.


Информация о работе Культурный процесс