Культурно-исторические центры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:39, реферат

Описание работы

Усадьбы Москвы являются одним из туристических очарований российской столицы. На протяжении нескольких исторических веков Москва являлась столицей России, местом проживания царствующих особ, аристократии, выдающихся деятелей различных сфер общественной, научной и культурной жизни. Именно этот факт обусловил существование в Москве и Подмосковье красивейших усадеб, которые являются памятниками истории и архитектуры. Они составляют культурно – историческое наследие русского народа и являются культурно – историческими центрами, как Москвы, так и России в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РУССКАЯ УСАДЬБА – НАСЛЕДИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «УСАДЬБА». 3
2. МУЗЕИ -УСАДЬБЫ КОЛОМЕНСКОЕ, ИЗМАЙЛОВО, ЦАРИЦЫНО – КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ 3
2.1. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» 3
2.2. Музей-заповедник «Коломенское» 3
2.3. Усадьба Измайлово 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Работа содержит 1 файл

МУЗЕИ-УСАДЬБЫ МОСКВЫ -КОЛОМЕНСКОЕ, ИЗМАЙЛОВО, ЦАРИЦЫНО.doc

— 7.43 Мб (Скачать)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА (Г. МОСКВА) (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра общественных наук

 

МУЗЕИ-УСАДЬБЫ МОСКВЫ:

КОЛОМЕНСКОЕ, ИЗМАЙЛОВО, ЦАРИЦЫНО

 

 

РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ:

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ

 

 

 

 

Выполнила студентка: Черникова Е.А.

        Группа: СКСиТ, Т2

                                                        Курс: II

  Преподаватель:_____

 

 

 

МОСКВА 2011

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.              РУССКАЯ УСАДЬБА – НАСЛЕДИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «УСАДЬБА».

2.              МУЗЕИ -УСАДЬБЫ КОЛОМЕНСКОЕ, ИЗМАЙЛОВО, ЦАРИЦЫНО – КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ

2.1. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»

2.2.   Музей-заповедник «Коломенское»

2.3.   Усадьба Измайлово

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из важнейших составляющих отечественных культурно-исторических центров – загородные усадьбы с их искусством, архитектурой, бытом, укладом жизни. Едва ли не больше всего их было в Подмосковье, где до сих пор сохранился ряд интереснейших памятников усадебной архитектуры.

До недавнего времени  исследованием и поддержанием исторического вида усадеб занимались мало. И только теперь многие усадьбы начали реконструироваться, приобретая свой исторический вид и былую архитектурно-художественную ценность.

Усадьбы Москвы являются одним из туристических очарований российской столицы. На протяжении нескольких исторических веков Москва являлась столицей России, местом проживания царствующих особ, аристократии, выдающихся деятелей различных сфер общественной, научной и культурной жизни. Именно этот факт обусловил существование в Москве и Подмосковье красивейших усадеб, которые являются памятниками истории и архитектуры.  Они составляют культурно – историческое наследие русского народа и являются культурно – историческими центрами, как Москвы, так и России в целом.

Многие из них сейчас работают как музеи, и любой желающий может их посетить. Одними из самых известных и красивейших музеев – усадьб являются такие усадьбы Москвы как Коломенское, Измайлово, Царицыно. Поэтому считаю, что тема данного реферата очень актуальна в наше время – время активного развития туризма и обращениям к историческим и культурным традициям жизни русского народа.

Наиболее полную информацию о происхождении и характере русской усадьбы дает в своей статье " Мир русской усадьбы" историк искусства, член правления Общества изучения русской усадьбы М. Коробко. Материалы интернет сайта «Достопримечательности Москвы» /интернет ресурс – openmoscow.ru/ позволяют судить о судьбе московских усадьб в наши дни и сравнивать их с событиями прошедших веков. Эта экскурсия в мир русской истории и искусства поможет узнать о  некоторых подробностях архитектуры и отделки русских дворцов, парков, архитектурных ансамблей. Другие данные, отмеченные в библиографии, дают лишь поверхностную информацию, вскользь упоминая о событиях, связанных с данными усадьбами.

При написании этого реферата своей целью я поставила проследить историю возникновения в Москве таких усадьб как Царицыно, Измайлово, Коломенское, а также описать их архитектурно – художественную ценность с точки зрения культурно-исторического наследия России.

Моими задачами было: объяснить происхождение термина «усадьба»; обратить внимание на архитектурно – художественную ценность построек, отделки строений и прилегающих сооружений музеев - усадьб; показать особенности архитектурного стиля зданий, планировки парков; рассказать о характере и манере росписи дворцов и других строений.

Данный реферат состоит из введения, двух глав, трех параграфов,   заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 РУССКАЯ УСАДЬБА – НАСЛЕДИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «УСАДЬБА»

 

Появление первых усадеб относится к далекому прошлому. Даже Москва на ранней стадии своего существования была всего лишь усадьбой. После того как она стала княжеской резиденцией, рядом с княжеским дворцом появились усадьбы придворных, которые первоначально не выходили за пределы кремлевских стен. Однако вскоре знать, которой стало там тесно, начала строить хоромы за пределами Москвы, захватывая новые территории в ее окрестностях. Так появились загородные дворы. Можно сказать, что это усадьбы в их чистом виде, где сельскохозяйственное производство, сведенное к минимуму, играло более декоративную роль, нежели действительно было направлено на удовлетворение насущных потребностей владельца. Именно загородным дворам город обязан своей исторической «усадебной» планировкой, остатки которой сохранились до нашего времени.

Усадьбы занимали значительное место в истории русской культуры ХVIII века и в становлении ее духовности.  Дворянская усадьба стала важнейшим элементом культуры страны, символизирующим образ нашего Отечества. Усадьба возникла как жилой и хозяйственный комплекс, в котором, прежде всего, формировались дворянские семейные традиции.

Но с течением времени, из-за нескончаемых войн, революций - многие усадьбы были разрушены, ценности, хранящиеся в усадьбах, были вывезены, многие усадьбы уничтожены совсем, а в тех, что уцелели, обосновались различные учреждения: дома отдыха, санатории, больницы, школы, колхозы и совхозы и т.п.; ближайшие к городу усадьбы оказались в ведении разного рода научно-исследовательских институтов. Деятельность подавляющего большинства новых владельцев привела к систематическим искажениям облика и утратам многих фрагментов усадебных ансамблей, разрушению и полной гибели части из них. То, что сохранилось и дошло до наших дней, — лишь малая часть некогда огромного усадебного наследия.

Один из основных вопросов, возникающих во время экскурсий: что же такое усадьба? Поэтому просто необходимо  объяснить смысл этого слова.

Термин усадьба (в понимании, близком к современному) прослеживается, по крайней мере, с XVII в., хотя встречался он тогда достаточно редко. В таких документах, как писцовые и переписные книги, чаще употребляются выражения двор вотчинников и двор помещиков в зависимости от существовавших тогда форм собственности на землю (до 1714 г. различались вотчины — родовые или приобретенные имения и поместья — имения, дававшиеся дворянам на время службы). Обычно владельцы старались выкупать поместья в собственность, которые таким образом становились вотчинами. Вотчинными владениями считались и подмосковные загородные дворы, кольцо которых опоясывало город.

Специальный тип населенного пункта сельцо обозначал усадьбу, не имевшую церкви, вне зависимости от вида собственности на землю, на которой она была расположена. Например, сельцом всегда считались Люблино или Михалково, долгое время этот статус имело Воронцово и т.п.
              Чаще всего в быту, в письмах любая усадьба, за исключением загородных дворов, именовалась деревней, вне зависимости от реального статуса населенного пункта, в котором она находилась. В свою очередь, в обиходной практике термином усадьба зачастую называли крестьянские дворы; кроме того, с 1839 г. в Московской и других губерниях на территориях удельных имений, т.е. принадлежавших царствовавшей династии, существовали удельные образцовые усадьбы (Клязьминская, Коломенская, Тайнинская и др.).

 

 

В 1867 г. увидел свет последний том знаменитого Словаря живого великорусского языка В.И. Даля, который произвел этот термин от слова усада(в западной транскрипции усадище или усадбище), определяя усадьбу как «господский дом на селе, со всеми ухожами (угодьями. — Авт.), садом и огородом», т.е. жилье и прилегающая к нему территория. Из современных толкований термина усадьба различными справочниками наиболее удачным является следующее: «усадьба — это вид жилья». Однако и оно, не будучи достаточно четким, оставляет достаточно широкие возможности для различных интерпретаций специалистами. Одни вкладывают в это понятие только основной архитектурный ансамбль с парком или вне парка, другие включают в него и хозяйственные постройки, третьи, наоборот, распространяют его на всю территорию, ранее принадлежавшую владельцам усадьбы, т.е. фактически используя как синоним термина имение — относительно крупное землевладение с исторически обусловленными границами.

Владелец усадьбы одновременно является и владельцем имения. На территории одного имения может быть не одна, а несколько усадеб, появление которых вызвано разными причинами.Большие имения с усадьбами приобрести частным лицам было достаточно сложно, поэтому они переходили из рук в руки обычно или по наследству, или путем браков и других родственных связей. Поэтому несколько поколений владельцев успевали обустроить свое родовое гнездо, сохранив часть созданного предками и привнеся в него что-то свое.

Все близко расположенные основные постройки в имении объединялись в архитектурный ансамбль под названием усадьба, с делением ее плана на хозяйственную и прогулочные зоны.

Одними из самых известных и красивейших музеев – усадьб в наши дни являются такие усадьбы Москвы как Коломенское, Измайлово, Царицыно.

 

 

 

 

 

 

2.                    МУЗЕИ–УСАДЬБЫ КОЛОМЕНСКОЕ, ИЗМАЙЛОВО, ЦАРИЦЫНО – КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ

 

2.1. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»

 

Архитектурно-парковый ансамбль Царицыно (приложение рис.1) - примечательный памятник русской истории и культуры.

С давних времен эту территорию населяли славянские племена вятичей. Курганы вятичей XI-XII веков обнаружили археологи по склонам речки Язвенки на северной окраине парка. За свою историю этот район несколько раз менял свое название: Пустошь Черногрязная — с 1589 года; Черная Грязь — до 1683-1684 годов; село Богородское — после 1684 года; снова Черная Грязь — c 1712 года; Царицыно — с 1775 года; Ленино — с 28 сентября 1918 года по август 1991 года.

При Иване Грозном эти земли были приписаны к соседней царской усадьбе Коломенское, поэтому, впервые упоминается Пустошь Черногрязская в 1589 году как часть дворцовой вотчины Коломенское. В 1590-х земли от Коломенского до устья реки Пахры принадлежали семейству Годуновых. В ту пору эта земля принадлежала сестре Бориса Годунова царице Ирине Федоровне. С 1633 до середины 1680-х село принадлежало тестю царя Михаила Федоровича Романова боярину Лукьяну Стрешневу, который построил здесь боярский двор, в то время село называлось Черная грязь. Далее в 1680-е годы им владел фаворит царевны Софьи князь Василий Голицын, который переименовал село в Богородское по храму во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Когда Голицын впал в немилость, имение забрали в казну и вернули ему прежнее название. В 1711 году Пётр I пожаловал Черную Грязь своему соратнику, молдавскому господарю Дмитрию Кантемиру, перешедшему на русскую службу после русско-турецкой войны. Сам Дмитрий Кантемир редко бывал в своем имении, предпочитая жить в Орловской области, а в Черной Грязи жила его дочь Мария, бывшая фавориткой Петра I, с 1720-х годов и вплоть до его смерти, а после удалённая от двора. Здесь провел детские годы знаменитый сатирик Антиох Кантемир. При Кантемирах в имении была возведена каменная церковь в стиле петровского барокко, сохранившаяся до наших дней. В 1775 году Черная Грязь была куплена императрицей Екатериной II за 25 тыс. рублей.

Екатерина решила устроить здесь свою подмосковную резиденцию. Усадьбе было присвоено новое название — Царицыно. При Екатерине Царицыно строилось почти 20 лет с 1775 по 1796 гг. Первое десятилетие архитектором был Василий Иванович Баженов. Для Баженова Царицынская эпопея обернулась трагедией. С самого начала решено было строить усадьбу в готическом стиле, чтобы этот уголок напоминал Екатерине родную Германию. Баженов успел возвести почти все строения усадьбы. По его проекту были возведены Хлебный корпус, Малый дворец, Оперный дом, Кавалерские корпуса, мосты и Виноградные ворота, дошедшие до наших дней. Также архитектор возвел вместо одного большого дворца два одинаковых дворца для Екатерины II и наследника престола Павла I. В архитектуре использовались стрельчатые готические окна, украшения с государственной символикой, узорчатая кирпичная кладка в старинной русской технике. Но в 1785 году Царицыно посетила императрица и приказала всё сломать и строить усадьбу заново, а Баженов впал в немилость и был отстранён от работ.

С 1787 по 1793 год в Царицыно работал Матвей Федорович Казаков. Он разобрал часть баженовских зданий и начал притворять свои проекты. Но стройка шла трудно, финансированию мешала вторая русско-турецкая война. Казаков успел завершить Большой дворец, не была произведена только внутренняя отделка. В это время в Царицыно был разбит один из лучших в Москве пейзажных парков. После смерти Екатерины сооружение дворца прекратилось. В XIX веке Царицыно стало популярным местом отдыха москвичей. В это время строили небольшие парковые сооружения. Часть парковых павильонов и Оранжерейный мост (приложение рис.2) через овраг у Хлебного дома (приложение рис.3) построено при Александре I архитектором Иваном Еготовым, учеником М. Ф. Казакова.

Информация о работе Культурно-исторические центры России