Культурно-историческая роль русского православия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:49, реферат

Описание работы

В настоящее время православие представлено рядом автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская и др., имеются автономные православные церкви.
Изучая историю религии, мы не можем не обратить внимания на тот факт, что образование религиозных организаций тесно связано с социальными и политическими структурами того региона, где они функционировали. Поэтому целью данной работы является рассмотрение русского православия в 20 веке.

Работа содержит 1 файл

«Культурно-историческая роль русского православия».doc

— 81.50 Кб (Скачать)

      Православие в Российской империи. Рубеж XVII - XVIII веков - начало нового этапа в истории России. Содержанием его было вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, определили их особенности.

      Начало XVIII века ознаменовалось реформами Петра I, которые призваны были ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Важное место в преобразованиях занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства.

      К концу XVII века церковь оставалась крупнейшим феодалом в России и сохраняла  некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся  абсолютизмом. Недовольство Петра духовенством росло год от года. Этому способствовало то обстоятельство, что в этой среде находилось наибольшее число противников обновления страны. В ходе своего правления Петр издал ряд указов, сокращавших самостоятельность духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской власти.

      Наконец, в 1721 году единоличное патриаршее управление церковью было заменено соборным, коллегиальным. 25 января Петр подписал манифест об установлении Духовной коллегии, или Святейшего правительствующего Синода. В истории  русской православной церкви открылся новый период - синодальный. Фактически члены Синода приравнивались к чиновникам других государственных учреждений.

      Ряд петровских мероприятий был направлен  на резкое сокращение белого духовенства  и монашествующих, ограничивалось количество обслуживающего персонала. В 1722 году реформа церкви была дополнена введением должности обер-прокурора. Причем если на первых порах его функция была преимущественно наблюдательная, то со временем он фактически становится руководителем Синода, облеченным неограниченной властью. Император контролировал деятельность Синода, Синод присягал ему на верность. Фактически через Синод император контролировал и жизнь церкви.

      Церкви  вменялось выполнять ряд государственных  функций:

      - руководство начальным образованием;

      - запись актов гражданского состояния;

      - наблюдение за политической благонадежностью подданных.

      Попав под юрисдикцию государственной  власти и в систему государственной  бюрократии, церковь превратилась в  послушную помощницу светских правящих органов. Вместе с тем, церковная реформа Петра I стимулировала творческие силы православной церкви. Русское православие переживало в этот период духовный подъем. В сравнении с патриаршим периодом Русская церковь выросла и численно, и духовно. Во времена патриаршества Россия имела 20 епархий с 20 епископами. В конце синодального периода она насчитывала уже 64 епархии и около 40 викариатств, возглавляли их более 100 епископов. Этот рост был обусловлен прежде всего внутренним и внешним миссионерством Русской православной церкви. Были учреждены православные миссии в Сибири, на Дальнем Востоке, в Америке, Японии, Китае, Корее.

      Синодальный период ознаменовался зарождением  экуменического движения в Русской  церкви.

      В октябре 1721 года в связи с победой  в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул Отца Отечества Императора Всероссийского, и Россия становится империей.

      Официальная идеология русского абсолютизма, разработанная  Петром I и его единомышленниками  и завещанная последующим эпохам, выдвинула взамен религиозного обоснования государевой службы идею служения общему благу, общей пользе, понимаемой как государственный интерес. При этом искусство и культура, взятые под покровительство государства и поставленные ему на службу, получили некое подобие идеологической автономии от церкви и религии. Церковь перестала быть бесконтрольным хозяином и руководителем искусства. Секуляризация, обмирщение культур, достигнутое в большинстве стран Запада уже в эпоху Возрождения, в России происходит только в начале XVIII века.

      Общим итогом одной из самых основательно осуществляемых реформ Петра I было превращение  церкви из идеологической руководительницы нации во вспомогательную часть  государственного механизма с ограниченными  правами и строго регламентированными обязанностями.

      Православная  церковь в конце XVIII- XIX веках. Правительственная политика в отношении православия и церкви несколько меняется лишь в конце XVIII столетия. Церкви возвращается ряд льгот, часть имущества, монастыри освобождаются от некоторых повинностей.

      В XVIII- XIX веках правительством предпринимается  ряд законодательных административных мер, ставящих православие в особое положение в государстве. При  поддержке светских властей развивается  православное миссионерство, укрепляется  школьное духовное и богословское образование.

      Таким образом, положение русской православной церкви в Российской империи определялось реформой начала XVIII века, которая упразднила патриаршество и установила государственную  церковность в лице православия. Церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государственного управления. В последующие за реформой два столетия она обожествляла царскую власть, признавая царя верховным правителем церкви через Синод, находящийся под контролем и руководством обер-прокурора, назначаемого царем. Идея самодержавия была политическим символом веры русского православия.

      Будучи  частью государственного аппарата, православная церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имуществом, получала субсидии от казны, осуществляла контроль за народным образованием. Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство закреплялось в законе только за православной церковью.

 

       Заключение 

      Российская государственность всего на одно столетие старше Русской Православной Церкви, если за точку отсчета ее исторического бытия брать дату принятия христианства великим князем Киевским Владимиром в качестве государственной религии Руси в 988 г. Тем не менее именно этот шаг в значительной степени послужил делу российского государственного строительства.

      Православие – одна из трех основных христианских конфессий. Основу вероучения православия  составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание. Главные  принципы православного богословия, равно как и мистической практики и богослужения, сформулированы в IV в. и систематизированы в последующее время, называемое «эпохой Вселенских соборов», или «веком патристики» (IV– VIII вв.).

      Международные контакты современной российской церкви внушают оптимизм в отношении  будущего православной церкви в России.

      В настоящее время, после десятилетий  вынужденного молчания. Церковь вновь  обретает голос в своем диалоге  с государством. Священноначалие  Русской Православной Церкви открыто  и нелицеприятно обращается и  к Президенту, и к Верховному Совету, и к правительству, когда речь идет как о защите ее насущных интересов, так и о нравственных обязательствах российского руководства перед нашей страной и всеми народами, с которыми Россию связывают узы традиционного братства.

      Единство Русской земли во все времена сохранялось благодаря цельности русской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, религиозных воззрений и церкви. Из полностью самостоятельной церковь постепенно превращалась в институт государства и попадала в полную зависимость от правительства, но всегда сила российской государственности заключалась в опоре на народ, приобретавший благодаря православию особую нравственность, силу духа и необыкновенную мощь.

 

       Список литературы 

  1. Введенский  А. И. Церковь и революция. ПГ., 2002.
  2. Гордиенко Н. С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. М., 2006.
  3. Милюков Н. Православие. Очерки по истории Русской культуры в 3 т. М.,2004. Т. 2.
  4. Никольский Н. М. История русской церкви. Изд. 3-е. М., 2003.
  5. Новиков М. Православие. Православие и современность. М., 2005.
  6. Патриарх Сергий и его духовное наследие. М., 2007.
  7. Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России). М., 2005.
  8. Розанов В. В. Религия, философия. Культура. М., 2002.
  9. Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. М., 2002.

Информация о работе Культурно-историческая роль русского православия