Культурное наследие Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:01, реферат

Описание работы

В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли

Работа содержит 1 файл

Культурное наследие Византии..docx

— 41.96 Кб (Скачать)

В IX-X вв. существенно обогатился и  усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные  миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной  миниатюры приходится на XI-XII вв., когда  переживала расцвет константинопольская  школа мастеров в этой области  искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.

В VII-VIII вв. в храмовом строительстве  Византии и стран византийского  культурного круга господствовала та же крестово-купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение декор фасада приобрел в IX-X вв., когда возник и получил распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было связано с расцветом городов, усилением общественной роли церкви, изменением социального содержания самой концепции сакральной архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как образ мира) . Возводилось много новых храмов, строилось большое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру.

Помимо изменений в декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурные  формы, сама композиция строений. Увеличивалось  значение вертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма. Строители все чаще прибегали  к использованию узорной кирпичной  кладки.

Черты нового архитектурного стиля  проявились и в ряде локальных  школ. Например в Греции X-XII вв. свойственно сохранение некоторой архаичности архитектурных форм (не расчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля - здесь также все шире использовались узорный кирпичный декор и полихромная пластика.

В VIII-XII вв. оформилось специальное  музыкально-поэтическое церковное  искусство. Благодаря его высоким  художественным достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной, мелодии которой ранее  проникали ранее даже в литургию. В целях еще большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий была проведена  канонизация лаотональной системы - "октоиха" (восьмигласия) . Ихосы представляли собой некие мелодические формулы.

Однако музыкально-теоретические  памятники позволяют заключить, что система ихосов не исключала звукорядного пони- композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли не основная ячейка византийской гимнографии) . Тропари сочинялись ко всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам.

Прогресс музыкального искусства  привел к созданию нотного письма (нотации) , а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией) .

Общественная жизнь также не обходилась без музыки. В книге "О  церемониях византийского двора" сообщается почти о 400 песнопениях.

Это и песни-шествия, и песни  во время конных процессий, и песни  при императорском застолье, и  песни-аккламации, и т.п.

С IX в. в кругах интеллектуальной элиты нарастал интерес к античной музыкальной культуре, хотя этот интерес и имел по преимуществу теоретический характер: внимание привлекала не столько сама музыка, сколько сочинения древнегреческих музыкальных теоретиков.

Как итог ко второму периоду я  хотел бы сказать, что Византия в  это время достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным  положением между Востоком и Западом.

Третий же период (XII-XIV вв.) можно  кратко охарактеризовать, как наивысшую  точку развития феодализма и развал Византийской империи. Ввиду недостатка материала по данному периоду  скажу лишь, что, несмотря на то, что  Византия просуществовала на 1000 лет  дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

"Культура Византии" в трех  томах. Изд. "НАУКА", Москва 1984,1989 гг

 


Информация о работе Культурное наследие Византии