Культурная революция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:07, реферат

Описание работы

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. Октябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Культурная революция………………………………………………………….4
2. Культура в годы ВОВ……………………………………………………………..7
3. Послевоенное время………………………………………………………………9
4. «Оттепель»……………………………………………………………………….11
5. «Перестройка»………………………………………………………………….13
6. От «модерна» к «постмодерну»………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

История мировой культуры.docx

— 41.37 Кб (Скачать)

 

4. Оттепель

 

После смерти Сталина черты тоталитаризма  долгое время продолжали существовать в культурной политике. Это не означает, что формирование и упрочение  культа личности связаны с отсутствием  в художественной культуре советского периода инакомыслия.

В последнее время читающей публике  стали широко известны "Несвоевременные  мысли" М.Горького, "Окаянные дни" И.Бунина, дневники М.Пришвина и И.Павлова. Протест против духовного гнета звучит в произведениях Е.Замятина, А.Платонова, М. Булгакова, поэтов Н.Клюева, С.Клычкова, О.Мандельштама.

Время произвело свой отбор. О многих произведениях, отмеченных в те годы Сталинской премией, ныне не вспоминают. Зато остались в советской литературе "Золотая карета" Л.М. Леонова, "Далекие годы" К. Г. Паустовского, "Первые радости" и "Необыкновенное лето" К.А. Федина, "Звезда" Э.Г. Казакевича. В классику советского киноискусства вошли "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и "Подвиг разведчика" Б. В. Барнета.

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные  условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в  том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными  странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о  лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И.Эренбурга с названием "Оттепель" и до открытия процесса над А.Синявским и Ю.Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.

Само понятие "оттепель" в  социокультурном плане имело  два смысла:

  • символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;
  • реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца пятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

 

5. «Перестройка»

 

Более двадцати лет в советской  истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась  противоречивыми тенденциями. С  одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль творчеством  руководства страны за писателей, поэтов, художников и композиторов.     

Процесс нарастания противоречий, обусловленный  становлением национальных культур  как великорусской, так и в  каждой союзной республике (крае, области  и т.д.) подготовил необходимую почву  для социокультурной политики "перестройки".

В 70-е годы выделились два пласта в художественной культуре - официальный и неофициальный, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. И тот, и другой пласты включали как высокохудожественные образцы, так и слабые произведения. В самиздате ходили не только произведения Бродского и Набокова, но и низкопробные детективы. И наоборот, официальная культура не исчерпывалась только произведениями с ярко выраженной идеологической направленностью.

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С.Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985 - 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

Перестройка как процесс трансформации  советского общества теснейшим образом  связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

Решающее значение для перемен  в культурной жизни общества имела  политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и "социалистического плюрализма" мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.

Характерным явлением духовной жизни  конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода. Еще  раз нашла своеобразное подтверждение  мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Стали  публиковаться документы, недоступные  ранее даже специалистам. Наблюдался всплеск интереса к публицистическим произведениям и документальной прозе.

Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной социокультурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

 

6. От "модерна" к "постмодерну"

 

Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности  для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за "приобщение к общечеловеческим ценностям".

Духовная сфера переживает в  середине 90-х годов острый кризис. В сложный переходный период возрастает роль духовной культуры как сокровищницы нравственных ориентиров для общества, политизация же культуры и деятелей культуры приводит к осуществлению  ею несвойственных для нее функций, углубляет поляризацию общества. Стремление направить страны на рельсы рыночного развития приводит к невозможности  существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной  поддержке. Возможность так называемого "свободного" развития культуры на почве низких культурных потребностей достаточно широких слоев населения  приводит к росту бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, - росту преступности.

Одновременно продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

Современные культуротворческие процессы, происходящие в России, - неразрывная часть общемирового развития конца XX - начала XXI веков, перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, от "модерна" к "постмодерну".

Духовное состояние западной культуры и искусства современности получило название постмодернизм. Оно родилось из трагического осознания невозможности  восстановить всеобщую гармонию через  превознесение единичного.

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются  несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия  и т. п. Действительно, сегодня как  бы на равных сосуществуют такие не только не связанные друг с другом, но друг друга взаимоисключающие  явления, как вновь обретенные культурные ценности русского зарубежья, заново переосмысленное  классическое наследие, ценности официальной советской культуры.

Смутное время, которое сейчас переживает отечественная культура, - не новое  явление, а постоянно повторяющееся, и всегда культура находила те или  иные ответы на вызовы времени, продолжала развиваться. Весь мир оказался на перепутье  на рубеже XXI века, речь идет о смене  самого типа культуры, который сформировался  в рамках западной цивилизации в  течение нескольких последних веков.

Возрождение культуры является важнейшим  условием обновления нашего общества. Определение путей дальнейшего  культурного развития стало предметом  острых дискуссий в обществе, ибо  государство перестало диктовать  культуре свои требования, исчезли  централизованная система управления и единая культурная политика. 

Заключение

 

Таким образом, отечественная культура в эпоху новейшего времени  прошла несколько наиболее существенных этапов: досоветский (до 1917 года); советский (до 1985 года) и современный этап демократических  преобразований. На всех этих этапах проявилась большая роль государства в развитии культуры, относительная пассивность  населения, большой разрыв между  культурой масс и ее наиболее выдающихся представителей.

Вступив на путь капиталистического развития позднее ведущих стран  Запада, Россия в пореформенные годы сумела добиться многого в области  экономики. В духовном же отношении  Россия на рубеже XIX-XX веков дала мировой  культуре целый ряд выдающихся достижений. Противоречивый характер развития культуры в советский период привел к накоплению многочисленных противоречий, разрешение которых еще не завершено.

Направленность развития культуры в будущем будет определяться многими факторами, прежде всего  освобождением от внешней зависимости, учетом самобытности России и опытом ее исторического развития. На рубеже тысячелетий Россия вновь оказалась  на перепутье. Но как бы ни сложилась  ее судьба, русская культура остается главным богатством страны и залогом  единства нации.

На рубеже тысячелетий человечеству брошен вызов в виде глобальных проблем, перед лицом которых ему предстоит  выступать в качестве единого  субъекта, принимающего осознанные и  согласованные решения. В этом созидании  общечеловеческого единства решающая роль принадлежит взаимообогащающему диалогу различных культур, мировому культурному процессу.

Русская культура издавна играла важную роль в этом процессе. У России особая цивилизующая и организующая функция в мировом социокультурном пространстве. Русская культура доказала свою жизнеспособность, подтвердила, что развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала. Россия - страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира. 

Литература

 

1. Антонов К. Религия и общество. -М.: Знание, 2000.

2. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 2000.

3. Кондаков И.В. Введение в  историю русской культуры. - М., 1997.

4. Культурология. Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2002.

5. Сидоров Е.Ю. Культура мира  и культура России// Полис,1998. №5, -С.106-113.

 


Информация о работе Культурная революция