Культурная экспансия (от
лат. expansio — распространение) представляет
собой расширение сферы влияния доминирующей
(национальной) культуры за первоначальные
пределы или государственные границы.
Человечество во второй половине XX века
явилось свидетелем беспрецедентной культурной
экспансии США, которая происходила во
многих странах мира. После Второй мировой
войны она коснулась стран Западной Европы,
в 60-е годы — Японии, в 70-е — стран Латинской
Америки, в 90-е — России.
Долгие годы наша страна оставалась в
политической и культурной изоляции от
Запада. Такие страны называют закрытыми.
Благодаря этому широкомасштабного проникновения
ценностей американской культуры в советское
общество не происходило, а отдельные
культурные заимствования, например, модных
причесок, танцев и эстрадных песен, жестко
карались государством.
Однако в 80—90-е годы российское общество
стало более открытым и доступным внешним
влияниям. Открытие государственных границ
одновременно означало открытие культурных.
Участились взаимные поездки делегаций,
оживился туризм, телевидение стало транслировать
все больше западных фильмов, увлечение
зарубежной модой перестало преследоваться.
Специалисты начали говорить о начале
вестернизации российской культуры.
К концу 90-х годов большинство деятелей
культуры осознали, что вестернизация
— пагубная для отечественной культуры
тенденция, которую необходимо переломить,
создавая собственное искусство нового
поколения. Появляются фильмы, которые
получают не только национальное, но и
международное признание. Похожие процессы
стали происходить и в других областях
российской культуры. Можно утверждать,
что от культурного шока вестернизации
российское общество оправилось быстрее,
чем многие другие страны. Причиной служит
то обстоятельство, что за многие века
Россия успела сформировать мощные пласты
самобытной национальной культуры.
В 80—90-е годы правительства многих европейских
и неевропейских стран начали проводить
целенаправленную политику ограничения
доступа американских кинофильмов на
национальные культурные рынки. Метод
квотирования (разрешение ограниченного
определенной долей, выраженной в процентах,
количества иностранных фильмов в сравнении
с национальными, которым уделялась преимущественная
доля) постепенно оправдывал себя. Сегодня
Индия, Мексика, Франция, Япония и ряд других
стран зависят от американского кинобизнеса
в гораздо меньшей степени, способствуя
развитию и укреплению национальной культуры.
Чем шире изучается английский язык во
всех странах мира, тем больше будет потенциальных
мигрантов в США. То же самое следует сказать
об улучшении транспортных средств и воздействии
телевидения. Иными словами, вестернизация
слаборазвитых стран ведет к росту потенциальных
мигрантов в развитые страны, поскольку
западные стандарты жизни, на которые
ориентируется все большая часть населения
земли, не всегда удается удовлетворить
на родине. |