Культурная экспансия и культурный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 17:10, реферат

Описание работы

I. Культурная экспансия и формы его взаимодействия
II. Культурный конфликт и способы его решения

Работа содержит 1 файл

Основы теории коммуникации.docx

— 24.37 Кб (Скачать)

                                                                  Основы  теории коммуникации 

Проблемы:

I. Культурная экспансия и формы его взаимодействия

II. Культурный конфликт и способы его решения 

I. Культурная экспансия и формы его взаимодействия

Культурная  экспансия это процесс расширения сферы влияния доминирующей культуры за свои первоначальные пределы или  государственные границы. По своей  сути данный процесс представляет собой  преимущественно однонаправленный. Культурная экспансия отчетливо проявилась в период культурного раздела Азии и Африки. Во второй половине 20 века человечество стало свидетелем беспрецедентной культурной экспансией такого государства, как США. После второй мировой войны этот процесс коснулся западной Европы (Франция, часть Германии, Испания, Италия) 60-е года – Япония, 70-е – Латинская Америка, 90-е – Россия.

Процесс распространения  культурной экспансии с запада на восток называется вестернизацией. Представляет собой интенсивное проникновение в восточноевропейские, латиноамериканские, африканские страны (другие регионы земного шара) западноевропейского и американского образа жизни. Определенному образу жизни соответствуют определенные символы, культурные артефакты (книги, кинофильмы, программы, видеоигры). Когда начинает распространяться этот культурный продукт, то пропагандируются обычаи, ценности, которые характеризуют этот образ жизни. Происходит заимствование. Этому процессу также способствует изучение иностранного языка. Позволяет легче эмигрировать в западноевропейские страны, где более высокий уровень жизни и т.д. Тем шире изучается язык, тем более эмигрантов в англоязычных странах.

Таким образом, вестернизация слаборазвитых стран  ведет к росту потенциальных  эмигрантов в развитые страны.

Если говорить о культурной экспансии США в  России, то необходимо отметить, что  наша страна долго оставалась политически  изолированной (закрытая страна). Есть негативные последствия, а есть и  позитивные: благодаря этому занавесу, масштабное проникновение американской культуры не происходило.

Закон квот (разработан во Франции)

Создаются преимущественные условия для развития национальной культуры внутри своей  страны, и разрабатывается определенная квота (культурный процент), который  позволяет сохранить национальную самобытность культуры.

Западное  влияние на страны Персидского залива.

В этих регионах на лицо гигантская культурная индийская  экспансия. Производит огромное количество фильмов. Индийская картинка более  приемлема для стран Африки, Азии и Ближнего Востока за счет того, что проявляется сдержанность в  показе насилия и секса, женщина  одеты приемлемо для Востока.  
 

II. Культурный конфликт и способы его решения

Для каждой страны характерны свои нормы и правила  общения, свои ориентации, правила восприятия. В культурной антропологии выделяют несколько видов культурных конфликтов:

  1. Конфликты между различными этническими группами и их культурами (русские и кавказцы)
  2. Конфликты религий. Конфликты внутри религии (религиозные войны в Европе, католики и протестанты в Ирландии, сунниты и шиниты)
  3. Конфликты между поколениями
  4. Конфликт между представителями различных социальных норм
  5. Конфликт между традициями и инновациями (быстро изменяющееся общество)
  6. Конфликты между различными лингво-культурными сообществами и их представителями (интерпретативные ошибки)

Таким образом, диапазон конфликтов широк. Такие конфликты, которые основаны на социальных различиях  застрагивают вопросы власти и статуса, социального расслоения, конфликта  поколений, имущественной дифференциации и т.д.

Примером  конфликтов, имеющий социальный характер, может служить конфликт между эмигрантами и основным составом населения. Культурная дистанция обусловлена особенностями социализации (встраивания в это общество), приобретенных путем такой социализации навыков поведения.

Дистанция обуславливается малообразованными  людьми и малым опытом социализации.

Эти конфликты  нечетко осознаются участниками  и имеют эмоциональную оценку.

Конфликты нельзя рассматривать только с деструктивной  природы. Согласно теории конфликта  такое явление, как конфликт понимается как неизбежная часть повседневной жизни, и необязательно они носят  дисфункциональный характер.

Столкновение  носителей различных культурных ценностей и норм. Причиной появления  такого конфликта служат различия между  народами, существующими как в  одном, так и в разных государствах. (Раскол русской церкви: старообрядцы, новообрядцы). Культурные конфликты могут принимать форму противоречия или открытого столкновения, но при определении конфликта в условиях межкультурной коммуникации, нужно учитывать то, что конфликты будут рассматривать не как столкновения, а как нарушение процесса коммуникации. Положение вещей, возникновение проблемы. Возникновение конфликта не означает прекращение отношений между коммуникантами (как позитивные, так и негативные). Можно отрегулировать или ослабить. Для достижения этой цели можно воспользоваться 1 из 5 стратегий разрешения конфликта, каждая стратегия предполагает сознательное придерживание определенного вида поведения:

- соревнование, как активный не стремящийся  к сотрудничеству стиль поведения,  одна из сторон энергично добивается  своих целей и действует в  своих интересах, независимо от  того, какое оно воздействие оказывает  на других. Ситуация: победа/поражение.  Разрешение конфликта производится  с позиции силы, подчинение одной  стороны другой. Девиз: «прав тот,  кто сильнее»

- сотрудничество, активный, стремящийся к сотрудничеству  стиль поведения, в данной ситуации  обе стороны конфликта стремятся  к достижению своих целей. Подобная  манера поведения характеризуется  стремлением решить проблему, выяснить  разногласия, обменяться информацией.  Выход из конфликта – нахождение решение выгодно обеим сторонам. Формула: «победа/победа». Девиз «давайте решим это вместе»

- уход от  конфликта, пассивный, не стремящийся  к сотрудничеству вид поведения.  Одна из сторон может признать, что конфликт имеет место быть, но вторая заглушает конфликт. Надеется, что тот разрешится  сам с собой. Разрешение данной  ситуации откладывается на потом.  Девиз: «оставь меня в покое».

- уступчивость, пассивный, но стремящийся к  сотрудничеству стиль поведения.  В отдельных случаях одна из  сторон конфликта пытается умиротворить  оппонента, поставить его интересы  выше своих собственных. Уступчивость, податливость. Девиз: «только после  Вас».

- компромисс  – обе стороны конфликта идут  на взаимные уступки, частично  отказываясь от своего, том случае  никто не побеждает и никто  не проигрывает. Выход из конфликта  – переговоры. Поиски вариантов  и путей для выгодного соглашения. Девиз: «Давайте пойдем друг  другу на встречу».

Китайцы предпочитают более пассивные стратегии поведения (компромисс и уступчивость), британцы (сотрудничество или соревнования). Выбор стратегий поведения зависит  от культуры.

Культурная  диффузия (при завоеваниях). какие-то культурный процессы принимаются, но свою культуру не теряют. стихийное проникновение. носит разнонаправленный характер.

Окультурация. приспособится к жизни в условиях чужой культуры:

- ассимиляция (полное  замещение новой  культурой)

- интеграция (процесс  индетификации как со старой культурой, так и с новой.)

- сепарация – отрицание  чужой культуры  при сохранении  индетификации со своей культуры

- сегрегация –  доминирующая культура  заставляет принять  ее

- маргинализация – потеря идентичности с собственной культуры и отсутствия ценности с культурой большинства

Культурный  шок:

- медовый  месяц – полны энтузиазма, наджед и тд.

- негативное  воздействие (преобладают психологические  факторы) человек не может понять  других обычаев, можно замкнуться  в себе

- критический  этап (как-то встроиться в культуру)

- оптимистический  настрой

- полная  адаптация

Методы  проникновения:

- торговые пути  и колонизации

- завоевания

- выставки, ярмарки

- обмен студентами  и специалистами. 

.. когда  мы общались в условиях своей  культуры, все было ясно, когда  условия меняются, то механизмы  поведения и оценок не работают  в новых условиях и начинают  давать сбои, и общение в результате  может стать трудным, необходимо  будет преодолевать эти барьеры. Это служит причиной внутренней неуверенности, нестабильности, отсюда неправильная интерпретация партнера, непонимание его. Анализом коммуникативных неудач принято выделять основные типы причин, которые вызывают реальные коммуникативные неудачи:

  1. стереотипы – корни лежат в объективных условиях жизни людей, обусловлены самим процессом и результатом совместной деятельности, для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных ситуаций. Поэтому делается акцент на качества, которые известны, понятны и т.д. большому числу людей, данная информация закрепляется в сознании человека в виде идеальных образований, эти образования обладают высокой устойчивостью и концентрированным выражением. Эти идеальные образования в виде определенных представление, образов, оценок о свойствах, качествах, явлениях окружающего мира, и такие представления, образы, оценки имеют стандартную природы, вырабатываются определенные модели мышления и стили поведения. При помощи таких стандартных схем люди получают возможность обмениваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать моральные установки. Стереотипы играют большую роль. Человек не может прожить без автоматизма восприятия мышлением, потому что на обдумывание каждой ситуации, он бы тратил много времени. Они отражают общественный опыт людей. То общее и повторяющееся, что есть в повседневной практике этих людей. Реальным носителем стереотипов является группа, именно в опыте группы следует искать корни стереотипов. В реальной жизни и практике межкультурной коммуникации получили распространение этнические стереотипы – устойчивые суждения представителей одних национальных групп о других. Эти суждения представляют собой обобщенное видение типичных черт, качеств, признаков характерные для того или иного народа, его культуры. Такого рода стереотипы становятся основными определителями общения (в основном), например, вежливость англичан, эксцентричности итальянцев, загадочной русской душе и т.д. С помощью этих стереотипов человек наделяется какими-то чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его дальнейшее поведение, т.е. попадая в условия межкультурной коммуникации, участники процесса уже изначально пользуются этими стереотипами. У многих народов существуют возрастные стереотипы - чем старше, тем мудрее (старый конь борозды не портит – русское; старость справедливее молодости, мудрый человек – старый человек – американское), мужское и женское начало (мужик пашет, а баба пляшет – русское, женщина за дверь больше ложкой выбросит, чем мужчина лопатой принесет – амер.), представления о взаимоотношения полов, которые раскрывают типичные черты национального характера (немцы – холодные, сдержанные, итальянцы – взбалмошные, неорганизованные). Степень стереотипизации обратно пропорционально опыту межкультурного взаимодействия, чем выше знаний о другой культуре, тем роль стереотипов становится меньше и меньше в осуществлении коммуникативных процессов.

Причины по которым стереотипы мешают:

- если за  стереотипами не удается выявить  индивидуальные особенности людей,  применяется индивидуальный подход  к каждому из членов группы.

- стереотипы  повторяют и усиливают определенные  ошибочные убеждения до тех  пор, пока люди начинают принимать  это за истину.

- стереотипы  основываются на полуправде или  искажениях, они сохраняют в сбе реальные характеристики, но при этом дают неточные представления о людях и условиях, при которых осуществляются коммуникативные процессы.

Иногда люди сохраняют свои стереотипы, несмотря на полученный опыт, поэтому в ситуациях межкультурных контактов важно использовать эффективно использовать стереотип, т.е. осознать, что это стереотип или осознать что этот стереотип неправильный, уметь от него отказаться  при несоответствии с действительностью.

Нужно отдавать себе отчет в том, что понятие стереотип в условиях некоторых культур имеет ярко выраженную негативную окраску. Определяется такими терминами, как шаблонный, избитый, лишенный оригинальности, выразительности, но это не вполне справедливо к данному понятию вообще, а в контексте проблем межкультурной коммуникации в особенности. При всей своей обобщенности стереотипные представлении подготавливают нас к столкновению с чужой культурой, ослабляют удар первого впечатления, снижают культурный шок. Таким образом, стереотипы позволяют человеку создать мнение о реальном мире в целом и выйти за рамки своего узкого географического и политического мира, т.е. когда мы оцениваем значение стереотипов, нужно понимать, что в отдельных ситуациях они могут играть и негативную и позитивную роль, от того, как мы их используем.

  1. предрассудки – исследователи рассматривают предрассудок как психологическую установку предвзятого отношения к чему-либо без достаточных оснований и причин. Главным фактором возникновения предрассудков является неравенство, которое проявляется в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей, этот же фактор определяет такую форму предрассудков, как ксенофобия – неприязнь к иностранцам. В процессе межкультурной коммуникации следует очень четко различать стереотипы и предрассудки, стереотипы являются те черт и признаков, которые свойственны всем членам той или иной социо-культурной коммуникации, это своего рода собирательный образ представителей, в котором, как правило, отсутствует ярко выраженная эмоциональная оценка – возможность позитивных суждений. Предрассудок представляет собой только отрицательную и враждебную оценку. Причем эта оценка делается на основании приписывания этим людям негативных качеств. Наиболее известными формами предрассудкой являются:

Информация о работе Культурная экспансия и культурный конфликт