Культуралогия как система научных знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:25, реферат

Описание работы

Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология – это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры

Содержание

Введение 3 стр.
2. Формирование культурологии как науки 4 стр.
3. Культурология как наука о культуре 5 стр.
4. Элементы культурологи как системы знания 6 стр.
5. Современное понимание культурологии как науки 8 стр.
6. Заключение 10 стр.
7. Список используемой литература 11 стр.

Работа содержит 1 файл

Реферат Культурология.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе; выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации; роль средств  массовой коммуникации в распространении культуры; изучает множественность языковых и символических форм культуры; историческое единство человечества и процесс взаимовлияния культур; глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении. [5]

Прежде  всего, нужно отметить, что культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования и связь с ней воплощает философией культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия, философия культуры является методологией культурологи как относительно

________________________

5  Поликарпов  В.С. Лекции по культурологии.  — М.: «Гардарика», «Экспертное  бюро», 1997. 
 

8

самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки  природы культуры.

Если  философия культуры нацелена на ее понимание как целого, то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах , с опорой на определенный материал. То есть в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на исторической фактологии. А философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Социология  культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп.

Важным  направлением в социологии культуры является изучение социокультурных последствий таких процессов, как демократизация общества, влияние на состояние умов гласности и свободы слова, экономических и политических реформ, изменение культурных потребностей и интересов человека в условиях урбанизации, миграции, экологического и духовного кризиса. Социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации.  

    Современное понимание культурологии как  науки 
 

    В 20 веке культурология конституируется  как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры. Связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно-

культурологических  исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов. Немаловажно и то, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.

    Для современного понимания культуры весьма важной представляется игровая теория культуры, принадлежавшая Хейзинге, который считает игру основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и т. п.  

    9

    Наконец, надо остановиться на теории архетипов  культуры, принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях – коллективном, бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. важнейшей является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освещают в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не

подлежащие  критике. П. А. Сорокин является одним из крупнейших социологов и культурологов 20 века. Он создатель теории социальной стратификации (социального расслоения) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклическое колебание культур, каждая из которых есть самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих

ее тип. Сорокин выделяет три типа культур: чувственный (преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности); идеациональный (преобладает рациональное

мышление); идеалистический (преобладает интуитивное  познание). Приведенная характеристика отдельных школ и концепций весьма условна. Эта условность связана с «размытостью» границ между подходами, и с тем, что многие основные содержательные моменты и идеи, содержащиеся в одних концепциях, используются или включены в теоретические построения в других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10

    Заключение. 

    Таким образом, подводя вышесказанное  можно сказать, что под культурологией понимается наука о наиболее общих закономерностях развития культуры. В зависимости от вида исследования (социальных форм жизни человека в культуре или индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов) выбирается и аспект культурологии – либо социальный – либо гуманитарный.

      В культурологии как научной дисциплине акценты (по сравнению с философией культуры) смещены с понимания культуры «в целом» или «в общем» на изучение ее в определенных пространственно-временных границах, на описание и объяснение ее конкретных форм с опорой на определенный материал, что предполагает использование и особенных, а не только всеобщих (философских) методов.

    Культурология - это не набор сведений о культуре, а импульс для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.

    Культурология использует все методы философского социо-гуманитарного познания. Их конкретный выбор определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, трактовкой понятия  «культура», его содержанием. В частности, широко используется диалектический метод, предполагающий рассматривать культуру как развивающееся, внутренне-противоречивое, многостороннее явление, требующее конкретного изучения. Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент. Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры, так сказать, в «чистом виде». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    11

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

1.     Введение в культурологию /.Отв ред. Е.В. Попов. - М. Владос, 1996

2.     Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

М.Феникс 1995г.

3.     Слизер Н. Социология. пер. с англ. М.Феникс 1994г.       

4.     «Антология исследования культуры» - переводы текстов Л. Уайта., Ф.

Боаса, Р. Бенедикт, Дж. Мердока, В. Малиновского, А. Кребера и др. – 1997 год

– 1 том.

5.    Культурология 20 века. Словарь – 2 том.

6.     Учебный курс по культурологии – 1996 год.

7.     Культурология XX век. Энциклопедия. Т.2. М-Я. - С-П., Университетская книга. 1998. 

8.   Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии. М.: МОНФ, 1998. 

9.   Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб., 1996. 

10.   Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.

Информация о работе Культуралогия как система научных знаний