Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:25, реферат
Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология – это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры
Введение 3 стр.
2. Формирование культурологии как науки 4 стр.
3. Культурология как наука о культуре 5 стр.
4. Элементы культурологи как системы знания 6 стр.
5. Современное понимание культурологии как науки 8 стр.
6. Заключение 10 стр.
7. Список используемой литература 11 стр.
Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе; выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации; роль средств массовой коммуникации в распространении культуры; изучает множественность языковых и символических форм культуры; историческое единство человечества и процесс взаимовлияния культур; глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении. [5]
Прежде всего, нужно отметить, что культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования и связь с ней воплощает философией культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия, философия культуры является методологией культурологи как относительно
________________________
5 Поликарпов
В.С. Лекции по культурологии.
— М.: «Гардарика», «Экспертное
бюро», 1997.
8
самостоятельной
научной дисциплины и обеспечивает
выбор ее познавательных ориентиров,
дает возможности различной
Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого, то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах , с опорой на определенный материал. То есть в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на исторической фактологии. А философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.
Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп.
Важным
направлением в социологии культуры
является изучение социокультурных последствий
таких процессов, как демократизация общества,
влияние на состояние умов гласности и
свободы слова, экономических и политических
реформ, изменение культурных потребностей
и интересов человека в условиях урбанизации,
миграции, экологического и духовного
кризиса. Социология культуры дает возможность
представить типологию личности в зависимости
от отношения к сложившейся общественной
ситуации.
Современное
понимание культурологии как
науки
В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры. Связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно-
культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов. Немаловажно и то, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.
Для
современного понимания культуры весьма
важной представляется игровая теория
культуры, принадлежавшая Хейзинге, который
считает игру основой и источником культуры.
Он отмечает, что игра старше культуры,
ведь основные черты игры уже присутствуют
в мире животных. И все же игра перешагивает
биологические рамки, присутствует во
всех формах рациональной деятельности
человека: искусстве, философии, праве
и т. п.
9
Наконец, надо остановиться на теории архетипов культуры, принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях – коллективном, бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. важнейшей является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освещают в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не
подлежащие критике. П. А. Сорокин является одним из крупнейших социологов и культурологов 20 века. Он создатель теории социальной стратификации (социального расслоения) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклическое колебание культур, каждая из которых есть самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих
ее тип. Сорокин выделяет три типа культур: чувственный (преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности); идеациональный (преобладает рациональное
мышление);
идеалистический (преобладает интуитивное
познание). Приведенная характеристика
отдельных школ и концепций весьма условна.
Эта условность связана с «размытостью»
границ между подходами, и с тем, что многие
основные содержательные моменты и идеи,
содержащиеся в одних концепциях, используются
или включены в теоретические построения
в других.
10
Заключение.
Таким образом, подводя вышесказанное можно сказать, что под культурологией понимается наука о наиболее общих закономерностях развития культуры. В зависимости от вида исследования (социальных форм жизни человека в культуре или индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов) выбирается и аспект культурологии – либо социальный – либо гуманитарный.
В культурологии как научной дисциплине акценты (по сравнению с философией культуры) смещены с понимания культуры «в целом» или «в общем» на изучение ее в определенных пространственно-временных границах, на описание и объяснение ее конкретных форм с опорой на определенный материал, что предполагает использование и особенных, а не только всеобщих (философских) методов.
Культурология - это не набор сведений о культуре, а импульс для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.
Культурология
использует все методы философского
социо-гуманитарного познания. Их конкретный
выбор определяется, во-первых, целями
исследования, во-вторых, трактовкой понятия
«культура», его содержанием. В частности,
широко используется диалектический метод,
предполагающий рассматривать культуру
как развивающееся, внутренне-противоречивое,
многостороннее явление, требующее конкретного
изучения. Системный метод позволяет рассматривать
культуру как систему, элементы которой
находятся в единстве и формируют своим
взаимодействием целостность, в свете
которой имеет смысл каждый элемент. Структурно-функциональный
метод применяется, если необходимо выделить
и рассмотреть элементы, составляющие
культуру, выявить роль каждого такого
элемента в ее функционировании. В этих
целях широко используется аналитический
метод, позволяющий рассматривать явления
культуры, так сказать, в «чистом виде».
11
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Введение в культурологию /.Отв ред. Е.В. Попов. - М. Владос, 1996
2. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
М.Феникс 1995г.
3. Слизер Н. Социология. пер. с англ. М.Феникс 1994г.
4. «Антология исследования культуры» - переводы текстов Л. Уайта., Ф.
Боаса, Р. Бенедикт, Дж. Мердока, В. Малиновского, А. Кребера и др. – 1997 год
– 1 том.
5. Культурология 20 века. Словарь – 2 том.
6. Учебный курс по культурологии – 1996 год.
7. Культурология
XX век. Энциклопедия. Т.2. М-Я. - С-П., Университетская
книга. 1998.
8. Столяров
Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии.
М.: МОНФ, 1998.
9. Иконникова
С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.-
СПб., 1996.
10. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.
Информация о работе Культуралогия как система научных знаний