Культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:08, реферат

Описание работы

В 1922-1991 года Россия входила в состав Союза Советских Социалистических Республик. Строился социалистический строй.
На протяжении всего ХХ века культуру в России правительство пытались как-то контролировать. В начале века ее ставили в строгие рамки, она была под полным контролем. Правительство диктовало свои правила и делало культуру такой, какой хотела ее видеть.
Поэтому на протяжении многих годов этого века культура была на тему войны. Правительство уравнивала все права каждого человека, не выделяя никого.
Это также касалось и музыки ХХ века, музыка была народной, и редко кто-то выделялся из массы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 29.08 Кб (Скачать)

Однако, не смотря на идеологический диктат, музыкальное  искусство в 30-40-е года достигло высот  мирового уровня. Композиторы, обвиненные официальной пропагандой в «формализме», создавали шедевры, не уступающие по глубине и значительности произведениям  западных музыкантов. Сложились выдающие школы исполнителей (особенно среди  пианистов, скрипачей и певцов). 

С конца 50-х годов  в советскую музыку пришел неофольклоризм, он перевернул сознание многих композиторов. В 30-40-е года народная музыка часто искажалась, обработки приближали ее к авторским массовым песням, отличившимся показной жизнерадостью. Изучение подлинных образцов показало, что русский фольклор пронзительно эмоционален и трагичен. Интонации народных песен придавали звучанию классических сочинений остроту и свежесть, а их содержанию - реалистичность. Влияние неофольклоризма чувствуется не только в произведениях русских композиторов, но и в музыке других народов, входивших в состав СССР (особенно Прибалтики и Закавказья). 

В 60-790-е года в  России сложился музыкальный авангард. Он возник позже, чем на Западе, поэтому  методы и стили получив в готовом  виде. Усилия композиторов были направлены не столько на звуковые эксперименты, на поиски нового образного содержания. Серьезное воздействие на авангардную  музыку России оказали идеи европейского неоклассицизма, с которыми широкая  публика познакомилась с опозданием. Большой популярностью в авангардных  кругах в 70-80-е года стали пользоваться древнерусские распевы и григорианские  хоралы. [1;204]. 

В начале 20-х годов  в России царствовал джаз. 70-90-е года - эпоха рок-музыки. В 90-е года в  России появилась поп-музыка.  

Подводя итоги: Несмотря на то, что музыкальное искусство  было под натиском государства, все  же было достижение высот. И поэтапно в России появилась рок-музыка и  поп- музыка. Но, а так в России преобладал джаз, так как он был  разрешен в России. 

Джаз 

Джаз - оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской  традиций. (Словарь Ожегова). 

Джазовая музыка, до того как стать обитательницей престижных ресторанов и элитарных  клубов, появилась в беднейших  городских районах, где проживали  афроамериканцы. 

В советский союз джаз пришел в начале 20-х годов. Первые джазовые концерты появились в Москве. В 1922 году был образован «Эксцентрический джаз-бенд» В.Я.Парнаха (1891-1951). 

Вскоре джазовые оркестры появились и в Ленинграде (ныне Санкт - Петербург). Весной 1927 года в зале Академической капеллы состоялось дебютное выступление «Первого концертного джаз-бенда». Его организовал выпускник дирижерско-хорового факультета Ленинградской консерватории Леопольд Яковлевич Теплицкий (1890-1965). В качестве исполнителей он пригласил известных академических музыкантов. Программа состаяла из американских джазовых стандартов и обработок произведений классических композиторов: Н.А.Римского-Корсакова, Ш.Гуно, А.Г.Рубинштейна и Ф.Листа. 

В 20-30-х годов немало для развития джаза в России сделал Георгий Владимирович Ландсберг (1904-1938). Инженер по образованию, он несколько лет работал в Чехословакии, где подружился с местными джазовыми музыкантами и даже играл на фортепьяно в одном из пражских ансамблей. Вернувшись в Ленинград, Ландсберг в 1929 году создал «Джаз-капеллу».  

Одним из популярнейших  исполнителей джаза стал Леонид Осипович Утесов (1895-1982).[4;382]. 

В 1932 году композитор написал музыку для театрализованного  спектакля «Музыкальный магазин». На его основе два года спустя режиссер Г.В.Александров снял одну из лучших советских комедий «Веселые ребята»  с участием оркестра Утесова. 

Заметную роль в  становлении отечественного джаза  в 30-е года сыграл Александр Владимирович Варламов (1904-1990) - один из первых советских  профессиональных композиторов, работавших в этом виде музыкального искусства. В 1993 году он организовал небольшой  ансамбль, который исполнял в основном танго. 

Патриархом отечественного джаза по праву считают Олега  Леонидовича Лундстрема (родился  в 1916). Вот уже свыше шести десятилетий  он возглавлял один из ведущих биг-бендов России. Лундстрем родился в Чите, затем жил в Китае (1921-1947). Свой коллектив он сформировал в Харбине (1934). В Россию музыкант вернулся в 1947 году. Коллектив Лундстрема стал своеобразной школой джаза, где молодые исполнители перенимают опыт более опытных артистов. 

В начале 60-х годов  отечественные исполнители джаза  начали выезжать за границу. Одной из первых в 1962 году отправилась в Варшаву  группа во главе с пианистом Вадимом  Сакуном. 

Один из наиболее популярных больших джазовых оркестров 60-х годов - ленинградский коллектив  Иосифа Владимировича Вайнштейна (1918-2001). В него вошли ведущие джазовые инструменталисты Ленинграда. 

В последние годы интерес к джазовой музыке в России растет; можно сказать, что джаз сейчас в моде.[1;385-388]. 

Подводя итоги: Благодарю  тому, что джаз был не под запретом, поэтому он развивался и делал  успехи, принося России статус развивающейся  страны. 

Поп - музыка 

Поп-музыка - (англ. pop music, от popular music - популярная, общедоступная музыка), понятие, охватывающее разные стили и жанры развлекательной эстрадной музыки. Это музыка, которая захватывает большой спектр молодежи, а также людей пожилого возраста. Она для широкого круга слушателей. 

Современная российская поп-музыка начала складываться в 90-х  годах, на заре становления отечественного шоу-бизнеза.  

Первоходцами в области массовой поп - культуры считают группы «Ласковый май» и «Мираж», которые тиражировали примитивную электронную музыку. Творчество этих коллективов имело необычайный успех. Группа «Мираж» дала отечественной поп - музыке плеяду певиц: Наталья Гулькина, Наталья Ветлицкая, Ирина Салтыкова, Татьяна Овсиенко в разное время пели в «Мираже». Примерно в это же время появились такие исполнители, как Олег Газманов и группа «Любэ». Они эксплуатируют в своем творчестве новые для российской аудитории темы казачества и просторечно-жаргонное обращение к слушателю. 

С возникновением в  России музыкальных каналов телевидения  и прессы, публикующей списки популярности, попасть в звезды отечественной  поп-музыки стало проще.[1;389-390]. 

Расцвет отечественного шоу-бизнеза был обусловлен появлением в стране новой профессии - продюсера. Именно продюсер определяет репертуар артиста, его облик, рекламную стратегию продвижения музыкального продукта на рынке. Наиболее известные российские продюсеры - Барии Алибасов, Игорь Матвиенко, Александор Шульгин, Игорь Крутой. 

Наряду с новыми исполнителями удерживают свои позиции  и мэтры советской эстрады. Творчество Аллы Пугачевой пользуется неизменным успехом. Она также внесла неоценимый вклад в развитие отечественной  популярной и рок-музыки. 

Новое явление для  отечественной поп-музыки - мюзиклы. В 2000 году на сцене Московского театра оппереты был поставлен бродвейский мюзикл «Метро» (музыка Януша Стоклоса; русская версия Юрия Ряшенцева и Галины Полиди). 

На становление  отечественной поп-музыки большое  влияние оказала западная культура, европейская и американская. И  это не случайно, ведь поп-музыка как  явление сложилась на Западе. 

Подводя итоги: Поп-музыка была принята в России и получила широкое распространение среди  масс. Она не имела особых препятствий  для своего развития. 

  Рок-музыка 

Рок - обычно эксцентрическая  эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической  экспрессией, исполняемая в быстрых  ритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса (голосов).  

В 1922-1991 годах Россия входила в состав СССР. Фактически страной руководила Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), а выборы в государственные органы проводились  для придания этой власти законности. Государства с иным общественным строем - капиталистическим - считалось  враждебным для Советского Союза. Современную  культуру западных стран: изобразительное  искусство и архитектуру, литературу и музыку - коммунистическая пропаганда оценивала как чуждые явления  советскому человеку. 

На музыкальной  эстраде страны были представлены военные  песни, романсы, джаз и так называемая советская песня. Советская песня  рассказывала, как правило, о счастливой, радостной жизни советского человека. Исключения составляли песни о неразделенно любви, где допускались легкая печаль в музыке и текстах. А на рок- и поп-музыку был наложен запрет. 

Однако, если явление  культуры достойно интереса, она преодолеет любые барьеры. Вначале джаз, а  затем рок- и поп-музыка, проникли в СССР в виде записей на пластинках. 

Первые рок-музыканты  появились в Советском Союзе  в 60-е года. Точнее, это были исполнители  рок-н-ролл. 

Главным толчком, после  которого развитие отечественной рок-музыки уже невозможно было сдержать, стало  появление пластинок британской группы «Битлз». 

Творчество первых российских групп не выходило за рамки  старательного копирования западных образцов, в основном песен «Битлз»  и «Роллинг Стоунз». Однако постепенно пришло понимание, то необходимо иметь собственный репертуар. Одним из первых понял необходимость создания русскоязычного репертуара Александр Градский. Его сочинения озвучила группа «Скоморохи», образованная в марте 1966 года. 

Практически с самого начала деятельности российских рок-музыкантов возникли неофициальные структуры, которые занимались организацией концертов. Эта деятельность была противозаконной  и могла повлечь за собой уголовное  преследование. Официально эти коллективы считались не профессиональными, а  любительскими. 

Интерес к западной и отечественной рок-музыке не осталось не замеченным комсомольскими организациями, призванными отвечать за моральный  облик молодежи, и Министерством  культуры. 

Желая отвлечь молодежь от рока, власти предприняли попытку  создать официальные музыкальные  группы. Термин «рок» воспринимался  руководящими органами со знаком минус, и вновь образованные коллективы получили наименование вокально-инструментальные ансамбли.[1;337-340]. 

В начале 70-х годов  российские рок-группы накопили достаточный  опыт, чтобы появился отечественный  арт-рок. Ярчайший представитель этого направления в наше стране - московская группа «Високосное лето». [1;343]. 

Своему быстрому успеху и повсеместному распространению  в начале 80-х годов ленинградский  рок во многом обязан Андрею Тропилло. 

В первой половине 80-х  годов ситуация с рок-музыкой  в Советском Союзе была двоякой. С одной стороны, могло показаться, что эта музыка уже разрешена. Некоторые группы легально выступали, гастролировали, полуили официальный статус. 

С другой стороны, партийных  идеологов и чиновников от культуры подобное положение абсолютно не устраивало. Они пытались повернуть  вспять процесс легализации рок-музыки.[1;355]. 

Годы поле распада  Советского Союза принесли много  нового - и положительного, и отрицательного - в мир отечественного рока. 

С одной стороны, повысился технический уровень  исполнителей. Исчезли запреты на острые тексты, на темы, связанные с  общественными конфликтами. На первый план вышли личные переживания: психология отдельного человека - вместо проблем  всего общества. 

С другой стороны, прошла эпоха «бескомпромиссного рока» - времени, когда рок-музыка была вселенной  для молодежи, их способом жизни  и их надеждой.[1;378]. 

В отечественном  роке содержанию песен и качеству текстов придают большое значение, чем в западном. Скорее всего, это  связано с особой ролью литературы, в частности поэзии, в жизни  России. Кроме того, менталитет россиян  предрасполагает к философскому восприятию окружающего мира и к  чувственному восприятию Идеи и Слова.[1;381]. 

Подводя итоги: Рок-музыка носила своеобразный характер. Она  контролировалась правительством, и  какое-то время была подпольной. Но не смотря на все это, она получила свободу. 

  Заключение 

Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.  

Музыка - искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также  сами произведения этого искусства. Исполнение таких произведений на инструментах, а также само звучание этих произведений.  

Информация о работе Культура