Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 22:16, контрольная работа
Японская культура непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. C XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции страна получила творческое развитие, национальное своеобразие.
Введение………………………………………………………………..3
Культура Японии………………………………………………………4
Театр……………………………………………………………………5
Традиции японцев……………………………………………………..6
Чайная церемония……………………………………………………..8
Аниме…………………………………………………………………..9
Японские сады…………………………………………………………9
Религия Японии……………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………...15
Санкт – Петербургский институт внешнеэкономических связей,
экономики и права
Контрольная
работа
Предмет:
Культурология
Тема: Культура Японии
Луга
2010
Содержание:
Введение.
Первый великий японский поэт Какиномото Хитомаро (конец VII— начало VIII века) однажды написал:
На полях, что лежат предо мною,
Я вижу, как блики сверкают
Восходящего солнца,
А назад оглянулся —
Удаляется месяц за горы...
В этом пятистишии — танка — отразилось не только чувство прекрасного, созерцание раннего утра, но и самая сущность Японии — страны, находящейся на грани Востока и Запада, утра и ночи, солнца и луны. Недаром главным божеством Японии считалась богиня Солнца и прародительница японских императоров Аматэрасу. Время японцы отсчитывали от разделения неба и земли, произошедшего по приказанию богов, а Япония считалась первой страной на земле, страной «Солнца».
Особенности уклада Японии, в особенности ее островное положение, как бы замыкало людей в небольшом пространстве, занятых преимущественно сельским хозяйством, делали ее жителей людьми консервативными, ревностно сохраняющими свои традиции.
Японская культура непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. C XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции страна получила творческое развитие, национальное своеобразие.
Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Жизнь в постоянном ожидании стихийных разрушений, драгоценность малого количества пригодной для обработки земли сыграли свою роль в формировании психологии и эстетических взглядов японцев. Японская культура, которая только зарождалась, был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний.
Культура Японии.
Ядро японской культуры, сложившейся на островах Тихого океана, составляет синтоиам (от япон. «синто» - путь богoв) - вера в духов природы и предков.
История культуры Японии делится на два этапа. Первобытный этап датируется IV тыс. до н. э. - VI в. н. э. и включает культуры Дзёмон, Яёй, Кофун. Феодальный этап (VII - XIX вв.) предполагает более детальную периодизацию по названиям столиц и резиденций правителей: Асука (552 - 645), Нара (645 - 794), Хэйан (794 - 1185), Камакура (1185 - 1ЗЗЗ), Муромати (1ЗЗЗ - 157З), Момояма (157З-1614), Эдо (1614-1868).
Любое природное явление - дождь, гpoм, ветер, каждая гopa, река, дерево, травинка и даже всплывающая грязь воспринимаются как особое божество - ками, чье присутствие японцы ощущают повсюду и постоянно. Эту особую гpaнь национальной психологии можно определить как любование.
Существует «любование цветущей сакурой», «любование красными листьями клена», «любование полной луной», «любование тихими снегами».
Причем любование не просто поверхностное лицезрение природы, а пристрастная кровная заинтересованность в том, как весной цветут вишни, летом кукует кукушка, осенью краснеют листья клена, а зимой снежок покрывает ветки pacцветшей сливы:
Ах,
лунной ночью их увидеть
невозможно!
У нежных слив и лунного
луча
Цвета одни.
И лишь по аромату
Узнаешь, где цветы,
и сможешь их сорвать!
Благодаря такому восприятию природы все в Японии является объектом благоговейного почитания: и море, и вулканы, и водопады, и камни, и гopныe речки, и деревья, и цвeты, и травы. Даже тайфуны, землетрясения и наводнения не мoгyт поколебать жизнеутверждающее восприятие японцами окружающего мира. В мифах подчеркивается очевидное превосходство сил жизни над силами разрушения.
Китайская система государственности была весьма нестабильна из-за войн между знатными родами, стремящихся захватить власть.
В Японии, в отличие от Китая, представители аристократии (сегуны) имели большую, иногда более сильную власть, чем “сын Неба” (император), который «более царствовал, нежели реально управлял страной» Вместе с властью они получали и влияние на правителя. Постепенно Япония вошла в феодализм. Для борьбы с восстаниями и массовым уходом крестьян со своих земель стали создаваться отряды профессиональных военных из людей, искавших покровительства у знати.
Так появилось целое сословие рыцарей на японский лад — сословие самураев. В их среде выработался особый кодекс законов поведения, особая, довольно жестокая этика, требовавшая беспрекословной верности, слепого подчинения, обязательного самопожертвования без колебаний, а в крайнем случае — и добровольной смерти (харакири).
Театр. Театр соединил
в себе многие традиции народной культуры
с высоким мастерством, “изысканным изяществом
придворного зрелища, философскую углубленность
драмы с дерзкой шуткой балаганного фарса,
поэзию древности с новой поэзией, песней,
эпическим сказом” Все действие в
нем носит характер музыкального представления,
в котором актеры в масках совершают движения
и действия, сходные с ритуалом, настолько
они выверены, каждое движение символично,
каждый жест обусловлен. Японский
театр построен на совершенно иных, чем
европейский, выразительных средствах.
Голос актера, в котором используются
все возможности его тембра и силы, скупые
точные движения, замедленный темп. Два
эстетических принципа лежали в основе
театрального исполнительства: это
мономанэ (подражание) и принцип
югэн (это “внутренняя глубина, сокровенное”,
воплощает собою мастерство намека или
подтекста, прелесть недоговоренности).
Крупнейший драматург и теоретик театра
Но Кандзэ Мотокиё
(1363—1443), более известный под буддийским
именем Дзэами (Сэами), считал, что
каждый актер должен уметь исполнять три
роли: старика, женщины и воина. Цель: найти
прекрасное “и в подвиге, и в злодеянии;
в великом и в ничтожном, в величественном
и убогом”. Этой цели и помогала маска,
наиболее полно выражающая именно глубинный
смысл образа.
Традиции японцев.
О культуре народа многое говорят его традиции. Японцы - вежливые и сдержанные люди. Правила этикета для них очень важны, как и для других народов мира. Японцы не рассчитывают на то, что все будут соблюдать их обычаи, однако, если вы постараетесь следовать японской манере поведения, вам будут очень благодарны. В то же время достаточно просто вести себя вежливо и соблюдать обычные правила общения, принятые в России
Например:
Договаривайтесь о встрече
Тем не менее, существует и некоторая специфика в поведении японцев.
2. И в японском доме, и в конференц-зале почетное место, как правило, находится подальше от двери рядом с токонома (стенной нишей со свитком и другими украшениями). Гость может из скромности отказаться сесть на почетное место. Прежде чем сесть, надо подождать пока сядет почетный гость. Если же он задерживается, то все встают по его прибытии.
3. Бытует
мнение, что на собраниях японцы
принимают очень мало решений.
Процесс принятия решения
4. Японские
дома обычно небольшие, тесные
и находятся далеко от центра
города, поэтому японцы редко
приглашают гостей домой, а
предпочитают развлекать их в
ресторане. Когда вы
Если вас пригласили в ресторан японского типа, могут возникнуть непредвиденные ситуации, из которых пригласивший с удовольствием поможет вам найти достойный выход. Совсем не обязательно сидеть в японской манере, поджав под себя ноги. Большинство японцев, так же как и европейцы, быстро устают от этого. Мужчинам разрешается скрещивать ноги, к женщинам же проявляют более жесткие требования: они должны сидеть, поджав ноги под себя, или же, для удобства, сдвинув их набок. Иногда гостю могут предложить низкий стульчик со спинкой. Вытягивать ноги вперед не принято.
5. Когда
вам предлагают какой-нибудь
Чайная церемония, или «тяною», уникальная особенность эстетики прошлого Японии, представляет собой способ оригинальной заварки и угощения маття (измельченным в пудру зеленым чаем). Чай был завезен в Японию приблизительно в VIII в., однако не получил широкого распространения вплоть до конца XII в. Практика проведения светских раутов для угощения маття появилась в высших слоях общества в конце XIV в. Наиболее важным поводом для этих раутов, которые устраивали в кабинетах «сёин», было ознакомление с произведениями искусств и ремесел Китая в располагающей к тому спокойной обстановке. Так возникла чайная церемония. В течение периода Момояма мастером чайных церемоний был Сэн-но Рикю.
Тяною заключает в себя больше, чем простое наслаждение чашкой чая в стилизованной форме. Чайная церемония развивалась под влиянием буддийской секты «дзэн», основной целью которой, кратко говоря, было очищение души через единение с природой. Строгие каноны этикета тяною, которые на первый взгляд, могут показаться обременительными и излишне щепетильными, на самом деле тщательно продуманы для достижения наибольшей экономии движений.
Несомненным атрибутом чайной церемонии, помимо специальной посуды для приготовления чая, были, конечно, особенности декора помещения (висящий на стене свиток или цветок). Японский чайный сад (тянива) составляет единый ансамбль с чайным домом. Его устройство должно производить впечатление естественной жизни природы в ее сезонном ритме. Беседы велись о поэзии и философии, запретными были три темы - деньги, болезни, политика. Искусство чайной церемонии оказало большое влияние на развитие архитектуры, ландшафтного садоводства, искусства керамики и икебаны.