Культура Японии и её вклад в мировую культуру

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:33, реферат

Описание работы

Япония расположена на архипелаге в Тихом океане. Четыре самых крупных острова архипелага –Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, составляют 98% территории страны. Эти острова густо населены. Самый высокий пик-гора Фудзияма(3776 м). На территории страны находится около 150 вулканов,60 из которых действующие. Столица Японии-Токио находится на остров Хонсю. Это второй по величине город в стране. Город Йокохама является самым плотно населённым регионом мира. Другие крупные города: Нагоя, Киото, Осака, Кобе, Фукуока.

Содержание

1.Япония-страна восходящего солнца 3
1.1.Национальные особенности 3
2.История японской культуры 3
2.1.Особенность японского искусства 7
2.2.Музыка 10
2.3.Боевые искусства 11
2.4.Одежда 14
2.5.Архитектура 16
3.Национальная кухня 17
4.Японский язык и письменность 18
5.Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

История японской культуры.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Музыка

   J-Pop — японская популярная музыка, сокр. от англ. «Japanese pop», явление возникшее в результате реакции Запада на японскую популярную музыку.

  Термин J-pop был придуман FM-радиостанцией J-Wave, для того, чтобы выделить японскую поп-музыку от остальной мировой поп-сцены. Термин часто используют в Японии для описания различных музыкальных стилей, включая поп, рок, рэп, соул и танцевальную музыку. В районе города Нагоя, этот термин имеет название «Z-pop». Исполнители J-pop — популярные музыканты, а также сэйю — артисты озвучивающие героев в аниме.

  J-Rock (Японский рок) -обобщающее название для более 20 направлений рок-музыки по происхождению коллективов из Японии. Часто используется для обозначения всех направлений рока Японии в целом, но иногда так же популярны обозначения J-metal, J-punk и J-ska для японских групп данных направлений.

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ЯПОНИИ

   Джиу-джитсу - собирательное название множества направлений японского боевого искусства, где для поражения противника используются удары, заломы, захваты, броски и болевые приемы. В настоящее время джиу-джитсу в фильмах и книгах встречается чаще, чем в жизни, поскольку лишь отдельные его виды (дзюдо и айкидо) трансформировались в современные виды спорта.

   Корни большинства школ джиу-джитсу уходят в глубокую древность. Современные формы они приобрели во времена правления династии сёгунов клана Токугава (1603–1867), когда воины начали зарабатывать себе на жизнь преподаванием боевых искусств. В сознании японцев джиу-джитсу связано также с понятиями «магия» и «колдовство». Великие воины древности считались опытными магами.

   Дзюдо. Из всех видов боевых искусств Восточной Азии дзюдо было первым, получившим международное признание. Оно было создано мастером Кано Дзигоро в конце 19 в. на основе одной из школ джиу-джитсу (дзюдзюцу). Именно Кано реформировал известную ему систему боя и сформулировал современные правила дзюдо, положив в его основу захваты, заломы и броски. В 1882 в школе Кано началось обучение т.н. дзюдо системы Кодокан. По замыслу Кано, новая система должна была в равной мере способствовать физическому и духовному совершенствованию молодых и пожилых людей, мужчин и женщин. Как средство самообороны дзюдо сочетало в себе броски и захваты с ударами руками и ногами по наиболее уязвимым частям тела противника. Однако впоследствии цели самообороны отошли на второй план, а дзюдо стало играть роль спорта. С 1964 дзюдо входит в программу Олимпийских игр.

   Каратэ. Каратэ возникло на о.Окинава на основе китайской системы рукопашного боя. Поэтому система боя в каратэ ближе к китайскому ушу, чем к японским школам джиу-джитсу. В начале 20 в. мастер Фунакоси Гитин познакомил с искусством каратэ всю страну, организовав настоящую «рекламную компанию». С этого времени каратэ стало частью японской культуры. В 1964 была создана Всеяпонская федерация каратэ, и этот вид борьбы широко распространился за пределы Японии, в том числе в России.

   Айкидо. Эта система самообороны была создана мастером Морихэем Уэсибой (1883–1969) на основе одного из направлений джиу-джитсу. Отдельные приемы айкидо были заимствованы из китайского ушу т.н. мягких стилей, где вектор приложения силы к противнику совпадает с направлением движения самого противника. Принципиальное отличие айкидо от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Основная последовательность действий бойца сводится к тому, чтобы, захватив руку или запястье противника, бросить его на землю и уже здесь, с помощью болевого приема, окончательно нейтрализовать. Движения в айкидо совершаются обычно по круговой траектории. По айкидо не проводятся соревнования и чемпионаты. Тем не менее оно очень популярно как искусство самозащиты и быстрого выведения противника из строя. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе в России.

   Кэндо представляет собой искусство фехтования на мечах; важная часть подготовки средневекового японского воина, во времена династии Токугава (1603–1867) лежало в основе всей боевой подготовки. Именно тогда были созданы современные разновидности тренировочного оружия (бамбуковый меч «синай» и деревянный – «боккэн»), а также защитные спортивные доспехи.

   В эпоху Мэйдзи (1868–1912) кастовое деление общества было уничтожено, а ношение мечей и преподавание кэндо запрещено. В 1895, после японо-китайской войны, была создана Всеяпонская федерация боевых искусств, которая занималась введением боевых искусств в школьный курс физкультуры и пропагандой этих искусств как составляющих элементов национального японского духа. Во время оккупации Японии после Второй мировой войны все боевые искусства были запрещены. Однако уже в 1952 была создана Всеяпонская федерация кэндо, и началось преобразование кэндо в обычный вид спорта. Во время спортивных поединков фехтовальщики держат упругие бамбуковые мечи, а их голову, грудь и руки прикрывают специальные тренировочные доспехи. За чисто выполненные удары по определенным частям тела противника участникам поединка начисляются очки.

   В настоящее время кэндо не только популярный вид спорта, но и входит составной частью в физкультурную программу японских школ.

   Сумо. Из всех видов японских боевых искусств сумо никогда не было искусством воинов и с самого начала представляло собой сочетание соревнования и синтоистского обряда. Первые достоверные сведения о проведении состязаний сумо относятся к 642 н.э., когда по указанию императора при дворе состоялся праздник в честь корейского посла. Большая часть древних обрядов, связанных с сумо, сохранились до настоящего времени.

  Правила сумо очень просты: для победы достаточно либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга. Обычно исход поединка решается за несколько секунд. Сопутствующие обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в особую набедренную повязку.

    В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми; по поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов; борцов сумо иногда нанимали для «изгнания болезней» из богатых домов и даже целых городов. Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть чемпионов сумо становятся народными кумирами.

  Самое большое достижение для борца – стать Ёкодзуна – Великим чемпионом; это звание присваивается пожизненно. Для сумо принципиально важны честность поединка и судейства. Это вопрос не только спорта, но и религии. Сомневаться в решении судей борцам строжайше запрещено.

  В настоящее время сумо практикуется и за пределами Японии, в том числе в России. Идут переговоры о включении сумо в программу Олимпийских игр.

   Кюдо. Судьба кюдо – искусства стрельбы из лука – во многом повторяет судьбу кэндо. Как и кэндо, кюдо пользовалось наибольшей популярностью в средние века и было забыто после эпохи Мэйдзи. В 1949 была создана Всеяпонская федерация кюдо, и началось возрождение кюдо как популярного вида спорта.

  В древние времена использовались луки разного размера. В современном кюдо используется стандартный японский композитный лук из дерева и бамбука длиной 2,21 м. Мишени размещаются на расстоянии 22 или 60 м. Кроме меткости, оценивается также грациозность движений лучника. Кюдо популярно среди женщин, оно входит также в школьную физкультурную программу.

   Ябусамэ. Ябусамэ – конная стрельба из лука, в средние века служила основой подготовки воинов из богатых семей; в настоящее время разновидность шоу, проходящего в период всевозможных праздничных торжеств.

   Кобудзюцу. Общее название боевых искусств тех школ, в которых обучают поединку с использованием «нестандартного» оружия – шестов, посохов, вееров, дубинок, сельскохозяйственного инвентаря. Последний особенно популярен на о.Окинава – родине каратэ.

   Федерация кобудзюцу России существует с 1997.

Одежда в Японии делится на две категории : вафуку и ёфуку

   Вафуку- одежда японского стиля, ёфуку- одежда западного стиля.

  Слово «кимоно» является современным обозначением традиционной японской одежды типа халата, который носят перепоясанным в талии, но в минувшие эпохи этот тип именовался «косодэ» («кимоно» может также обозначать традиционную одежду в целом).

История японской одежды в значительной своей части является историей эволюции косодэ и японизации зарубежных видов. Что касается древней эпохи Дзёмон (от 10 тыс. до 300 лет до н.э.), то предполагается использование людьми мехов и коры для прикрытия наготы. В эпоху Яёи (от 300 лет до н.э. до 300 лет н.э.) в Японии появились шелководство и технология ткачества. Судя по китайским летописям, японцы той эпохи кутались в льняные или шелковые простыни. 

   Как свидетельствуют глиняные фигурки ханива из могил IV — V вв., мужчины одевались в кину (длинные перепоясанные верхние одежды с прямыми рукавами и перевязанные у кистей и локтей). На ногах красовались хакама — широкие брюки с перевязями ниже коленей. Женщины одевались в кину, мало отличавшиеся от мужских, и в плиссированные юбки (мо). Туалеты для обоих полов изготавливались из растительных волокон, например, лубяных, хотя знать временами позволяла себе и шелковые ткани. 

   Внедрение буддизма и китайской системы правления привели к установлению правил для одеяний аристократов и придворных чиновников, а все туалеты были разделены на церемониальные, придворные и рабочие. В эпоху Хэйан одежды стали более простыми по покрою. Одеяние аристократа для самых формальных случаев состояло из широких брюк, под которыми находились так называемые разделенные юбки, а верхняя часть туловища декорировалась в многочисленные слои длинных и широких одежд (хо). 

  В менее формальных случаях мужчины носили хо поверх сасинуки (панталоны до щиколоток со шнуровкой), а под ними находились огути. В повседневном туалете хо уступали место коротким накидкам носи. На охоту аристократы выезжали в накидках из лубяных волокон, которые впоследствии сделались формальной одеждой для военных лидеров. Формальный костюм фрейлины эпохи Хэйан — карагинумо. Его важнейшим элементом были утики — 5, 10 или более слоев платьев на подкладке, причем каждый последующий слой был длиннее предыдущего, что создавало впечатляющий эффект, учитывая ко всему прочему продуманную комбинацию цветов каждого слоя. 

  Для повседневной носки женщины использовали упрощенный вариант утики или широкие верхние одежды с брюками. В поездках надевались соломенные шляпы с вуалями из полосок материи или бесподкладочные косынки. Женщины незнатного происхождения облачались в более простые одежды. В эпоху Камакура, отмеченную падением престижа императорского двора, военные костюмы потеснили шикарные шелковые изделия. Каригину превратились в стандартную форму самураев наряду с плащом из плотной ткани. 

   На каждый день предназначалась верхняя одежда хитатарэ с широким воротником. Женщины той эпохи поначалу отдавали предпочтение комбинации (шаровары или юбка), но затем их заменили на нижнее платье с короткими рукавами.

  Эпоха Муромати прославилась в сфере туалетов лишь модой на дополнительные жакеты, которые носили поверх косодэ. В эпоху Адзути — Момояма под влиянием Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, проповедовавших яркий декоративный стиль, а также благодаря контактам с Западом и расширившимся связям с Китаем одежды аристократии стали гораздо более роскошными, но самураи продолжали надевать камисимо (одноцветная «двойка» с безрукавной верхней частью). 

  После реставрации Мэйдзи начался медленный процесс вестернизации японской одежды, причем лидерство в этом процессе захватили мужчины. Только после второй мировой войны обычай ношения западных туалетов стал нормой для всех слоев общества. 

   Костюм как элемент материальной культуры японцев подвергся, пожалуй, наиболее сильной европеизации. Однако национальная одежда в Японии сохранилась и продолжает развиваться по своему, отличному от европейской моды пути, только значительно сузилась сфера ее употребления. Национальные формы одежды в настоящее время носятся и мужчинами, и женщинами главным образом как домашняя одежда, отчасти также как одежда отдыха и досуга.

 

Архитектура

  В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры, но для японских зданий характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов. Для традиционной японской архитектуры основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления, также они лучше подходили для японского климата,     Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка, хорошо приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

    Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.

Национальная кухня

  Япония славится своими долгожителями... Не потому ли, что их пища удивительным образом способствует этому.

   "Не сотвори, а найди и открой" - этого общего правила придерживаются все японские кулинары. Японская кухня - это особое искусство создавать натюрморты на тарелке, умение оформить и преподнести блюдо. Приготовление сырой рыбы, например, часто ограничивается умелым нарезанием ее на ломтики и красивым расположением ее на блюде. В основу японской кухни положены растительные продукты, овощи, рис, рыба, всевозможные продукты, поставляемые морем, а также говядина, свинина, баранина и птица.

   Излюбленным продуктом японцев с давних пор является рис. Обычно при варке его не солят, поэтому к нему подают остросоленые или остросладкие приправы.Одним из известнейших блюд в мире стало японское блюдо "суши", небольшие рулетики из нори (высушенных морских водорослей) начиненные рисом с начинками. Из овощей наибольшее распространение получили капуста, огурцы, редис, репа, баклажаны, картофель, соя.
   Многочисленные национальные блюда приготавливают из морепродуктов.
  Большое распространение в Японии получили и бобовые (тофу и мисо). Тофу - это бобовый сыр, состоящий из соевого белка и напоминающий по виду творог. Мисо - вязкая масса, которая приготавливается из соевых бобов, для чего их сначала перемалывают, варят и для брожения добавляют дрожжи.       Большинство блюд готовится на растительном масле или рыбьем жире. Японцы употребляют также и много фруктов. В качестве прохладительного напитка распространен кори (молотый лед с фруктовым сиропом).
   Любимейший напиток японцев - чай. Его готовят из зеленых чайных листьев, которые перед этим высушивают и перемалывают в порошок. Приготовленный таким образом чай имеет зеленоватый оттенок и по виду и вкусу резко отличается от европейского. Чай обычно употребляют без сахара. В Японии много ритуалов, связанных с приемом пищи, один из которых - чаепитие, сохранившийся на протяжении многих веков. По преданию, в чайной церемонии участвуют не более пяти человек. Чаепитие происходит в полумраке, даже в солнечный день.
   Чайная комната должна быть оформлена с изысканной простотой, но эта простота может иметь и несколько иное значение, из-за того, что японцы очень любят простые, но изысканные вещи. В комнате не должно быть никаких лишних предметов. Есть только два исключения - белоснежная скатерть и ковш, вырезанный из куска бамбука. Во время чаепития разговоры не приняты, и только когда будет выпит последний глоток, можно спросить, откуда посуда, кто ее сделал и как давно, также следует хорошо отозваться о качестве чая и качестве посуды. В последние годы получил широкое распространение и черный кофе.

Информация о работе Культура Японии и её вклад в мировую культуру