Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:45, реферат
Сорокин выражал свои мысли ,что Человек - это единственный из живых существ во всем мире, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он - это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.
Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Культура - это сложное и многоплановое явление, которое не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям.
Введение……………………………………………………………………………………………1
Биография Питирим Александрович Сорокин…………………………………2
1. Три типа культуры
1.1. Идеациональная культура………………………………………………………3
1.2. Чувственная культура………………………………………………………………3
1.3. Идеалистическая культура………………………………………………………3
2. Теория Питирима Сорокина…………………………………………………………4-5
Заключение…………………………………………………………………………………………..6
Список использованной литературы……………………………………………………7
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« Московский
финансово-правовой институт»
Реферат
по культурологии
на тему:
«Культура
в понимании Питирма
Сорокина»
Москва 2011
План
Введение…………………………………………………………
Биография Питирим Александрович Сорокин…………………………………2
1. Три типа культуры
1.1. Идеациональная культура………………………………………………………3
1.2. Чувственная
культура…………………………………………………………
1.3. Идеалистическая культура………………………………………………………3
2. Теория Питирима
Сорокина…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Сорокин выражал свои мысли ,что Человек - это единственный из живых существ во всем мире, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он - это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.
Культура возникает
вместе с людьми и вместе с ними
претерпевает исторические изменения. Культура
- это сложное и многоплановое явление,
которое не сводится только к этике поведения,
искусству или гуманитарным знаниям.
1
1
Биография
Питирим Александрович
Сорокин (1889-1968) – выходец из беднейших
слоев коми-зырянского народа, освоивший
грамоту лишь в 14 лет. Вскоре он стал
крестьянским революционером вступив
в партию эсеров. Получив известность
еще до февральской революции 1917 года,
он подвергался преследованиям царизма,
вскоре стал одним из лидеров своей партии.
Активно сотрудничал в Государственной
Думе, был одно время секретарем главы
правительства – А.Ф. Керенского, позднее
– профессором Петроградского университета.
После Октябрьского переворота, который
Сорокин встретил в штыки, его арестовали
большевики по обвинению в покушении на
Л.В 1922 году по инициативе Ленина и Дзержинского,
Сорокин вместе с большой группой ученых
и писателей, представлявших цвет русской
общественной мысли, был выслан из страны.
В 1923 году ученый переезжает в США, где
становится одним из ведущих социологов
и культурологов .
2
Три типа культуры
Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII—VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX—VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V—XII вв.
Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях»
В своих многочисленных
трудах он рассматривал
По мнению Сорокина, она существовала в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие.
Чувственная культура- это искусство которое живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства — доставить удовольствие зрителю, слушателю, читателю найти у него успех, признание и славу. Стиль чувственного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма
По мысли философа, искусство становится «музеем социальной патологии».
1.3. Идеалистическая культура
Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V—IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII—XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры — искусства, истины, морали, права — действует
3
исходный принцип:
реальная действительность многообразна,
в ней задействованы
Сорокин пришел к
выводу, что в истории развития
человечества наблюдается циклическая
смена суперсистем культуры в
последовательности: идеациональная,
идеалистическая, чувственная.
Сорокин делает предположение, что периоды перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, «когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла» когда конфликт между ценностями различных людей и социальных групп становится необычайно острым, то такие периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности, выражаясь в огромном диапазоне различности форм: самоубийства, преступность, жестокость наказаний, бунты, восстания и революции.
В некоторых обществах такие переходы выражаются в виде международных войн.
Такие переходы всегда оставляли след в истории как времена жестокости, грубости и зверства. Он
исследовал все войны, известные в истории Греции, Рима и стран Запада с 500 г. до Р.Х. и до 1925 г.
Это дает ему 967 важных
войн. Каждая из них была рассмотрена
с точки зрения продолжительности,
размера армий и жертв. Беря за
единицу измерения войны
4
Его исследования показывают об увеличении и уменьшении количества войн от столетия к столетию. Опираясь на них и знания из других наук, можно сделать вывод о том, что в периоды перехода одной формы культуры к другой, количество войн особенно увеличивается.
Четыре фазы состояния общества и его культуры
Сорокин предполагает, что пока длится переходный период, до воцарения нового типа общества и культуры, «война будет продолжать играть главную роль в человеческих взаимоотношениях.
Как считал Питирим,
западное общество и его культура
должны будут пройти четыре основные
фазы состояния, прежде чем родится
новая культурная система с новым
сознанием у общества. Первоначальная
фаза – упадок чувственной культуры,
общества и человека – это кризис.
Во время состояния кризиса
Следующая фаза –
это катарсис. Люди снова обернутся к разуму,
к вечным непреходящим, универсальным
и абсолютным ценностям, пройдя очищение
через трагедии и страдания. С достижением
состояния катарсиса кризис закончится. Далее
обществу, «очищенному огнем пережитой
катастрофы будет ниспослана новая благодать»–
харизма, а вместе с ней – воскрешение
и «высвобождение новых творческих сил» Кризис-катарсис-харизма-
Сорокин практически
на сто процентов оправдались его прогнозы
в отношении того, в каком направлении
пойдет наше общество.
5
Заключение
П. Сорокин относится
к тому редкому типу ученых, чье
имя становится символом избранной
им науки. На Западе он давно уже
признан как один из классиков XX
столетия, стоящий в одном ряду
с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
Все более актуальными
6
Список использованной
литературы:
1. Сокращенный,
однотомный вариант работы
2. Сорокин
П.А. «Человек. Цивилизация. Общество».
3. Сорокин
П.А. «Кризис нашего времени».
7