Культура в понимании Питирма Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:45, реферат

Описание работы

Сорокин выражал свои мысли ,что Человек - это единственный из живых существ во всем мире, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он - это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.
Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Культура - это сложное и многоплановое явление, которое не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………1
Биография Питирим Александрович Сорокин…………………………………2
1. Три типа культуры
1.1. Идеациональная культура………………………………………………………3
1.2. Чувственная культура………………………………………………………………3
1.3. Идеалистическая культура………………………………………………………3
2. Теория Питирима Сорокина…………………………………………………………4-5
Заключение…………………………………………………………………………………………..6
Список использованной литературы……………………………………………………7

Работа содержит 1 файл

ПланВведение.docx

— 22.34 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

« Московский финансово-правовой  институт» 
 
 
 
 

Реферат  по культурологии  на тему: 

«Культура в понимании Питирма Сорокина» 
 
 
 
 
 
 

                                                        Выполнила:  Студентка 2 курса  Рагуцкая С.В.

                                                                        
 
 
 
 
 

                                                          

Москва 2011 

План

Введение……………………………………………………………………………………………1

Биография Питирим Александрович Сорокин…………………………………2

1.  Три типа  культуры

1.1.    Идеациональная культура………………………………………………………3

1.2.    Чувственная  культура………………………………………………………………3

1.3.    Идеалистическая культура………………………………………………………3

2.  Теория Питирима  Сорокина…………………………………………………………4-5

Заключение…………………………………………………………………………………………..6 

Список использованной литературы…………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Сорокин  выражал  свои мысли ,что Человек - это единственный из живых существ во всем мире, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он - это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.

Культура возникает  вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Культура - это сложное и многоплановое явление, которое не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1

1

Биография

Питирим Александрович  Сорокин (1889-1968) – выходец из беднейших  слоев коми-зырянского народа, освоивший  грамоту лишь в 14 лет. Вскоре он стал крестьянским революционером вступив в партию эсеров. Получив известность еще до февральской революции 1917 года, он подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров своей партии. Активно сотрудничал в Государственной Думе, был одно время секретарем главы правительства – А.Ф. Керенского, позднее – профессором Петроградского университета. После Октябрьского переворота, который Сорокин встретил в штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Л.В 1922 году по инициативе Ленина и Дзержинского, Сорокин вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской общественной мысли, был выслан из страны. В 1923 году ученый переезжает в США, где становится одним из ведущих социологов и культурологов . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 

Три типа культуры

    1. Идеациональная культура по своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности»

Ее черты отчетливо  проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII—VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX—VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V—XII вв.

Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях»

  В своих многочисленных  трудах он рассматривал историю  человечества как последовательную  смену неких социокультурных  суперсистем, объединенных периодически  меняющимся единством ценностей,  норм и значений.

    1. Чувственная культура

По мнению Сорокина, она существовала в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие.

Чувственная культура- это искусство которое живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства — доставить удовольствие зрителю, слушателю, читателю найти у него успех, признание и славу. Стиль чувственного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма

По мысли философа, искусство становится «музеем социальной патологии».

1.3.    Идеалистическая  культура

Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V—IV вв. до н. э.) и раннее европейское  Возрождение (XII—XIV вв.). Для главных  составляющих идеалистической культуры — искусства, истины, морали, права  — действует 

3

исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная  и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности. 

Сорокин пришел к  выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая  смена суперсистем культуры в  последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная. 

  1. Теория  Питирима Сорокина
 

Сорокин делает предположение, что периоды перехода одной фундаментальной  формы культуры и общества к другой, «когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла» когда конфликт между ценностями различных людей и социальных групп становится необычайно острым, то такие периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности, выражаясь в огромном диапазоне различности форм: самоубийства, преступность, жестокость наказаний, бунты, восстания и революции.

В некоторых обществах  такие переходы выражаются в виде международных войн.

Такие переходы всегда оставляли след в истории как  времена жестокости, грубости и зверства. Он

исследовал все  войны, известные в истории Греции, Рима и стран Запада с 500 г. до Р.Х. и до 1925 г.

Это дает ему 967 важных войн. Каждая из них была рассмотрена  с точки зрения продолжительности, размера армий и жертв. Беря за единицу измерения войны количество жертв на миллион соответствующего населения, Сорокин получает следующие  «значимости» войн для каждого столетия (статистические данные взяты из произведения Питирима Сорокина «Кризис нашего времени»).  

4

Его исследования  показывают  об увеличении и уменьшении количества войн от столетия к столетию. Опираясь на них и знания из других наук, можно сделать вывод о том, что в периоды перехода одной формы культуры к другой, количество войн особенно увеличивается.

Четыре  фазы состояния общества и его культуры

Сорокин предполагает, что  пока длится переходный период, до воцарения  нового типа общества и культуры, «война будет продолжать играть главную роль в человеческих взаимоотношениях.

Как считал Питирим, западное общество и его культура должны будут пройти четыре основные фазы состояния, прежде чем родится  новая культурная система с новым  сознанием у общества. Первоначальная фаза – упадок чувственной культуры, общества и человека – это кризис. Во время состояния кризиса участятся  депрессии, материальный уровень жизни  снизится, уменьшится безопасность жизни  и имущества, самоубийства,  психические  расстройства и преступления начнут расти, и «скука поразит все более  широкие слои населения, а покои  в душе и счастье станут редкостью»

Следующая фаза –  это катарсис. Люди снова обернутся к разуму, к вечным непреходящим, универсальным и абсолютным ценностям, пройдя очищение через трагедии и страдания. С достижением состояния катарсиса кризис закончится. Далее обществу, «очищенному огнем пережитой катастрофы будет ниспослана новая благодать»– харизма, а вместе с ней – воскрешение и «высвобождение новых творческих сил» Кризис-катарсис-харизма-воскресение – это фазы, через которые проходила большая часть предыдущих великих кризисов в Древнем Египте, в Вавилоне, в Индии и Китае. И зарождение и распространение великой христианской культуры средневековья произошло, пройдя кризис чувственной греко-римской культуры. 

Сорокин практически на сто процентов оправдались его прогнозы в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество. 

5

Заключение

П. Сорокин относится  к тому редкому типу ученых, чье  имя становится символом избранной  им науки. На Западе он давно уже  признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрени Ю.В. Яковец в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге творческого лидерства с Запада на Восток пишет следующее: «Россия стоит, пожалуй, перед одной из самых трагических альтернатив за свою тысячелетнюю историю: распада некогда великой локальной цивилизации и превращения в «этнографический человеческий материал» для других, более активных и агрессивных цивилизаций, - или возрождения на базе нового социокультурного строя, наследственный потенциал для которого еще не исчерпан». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 

Список использованной литературы: 

1.   Сокращенный,  однотомный вариант работы Питирима  Сорокина «Социальная культурная  динамика». 

2.   Сорокин  П.А. «Человек. Цивилизация. Общество». 

3.   Сорокин  П.А. «Кризис нашего времени». 

  1. Сорокин П.А. «Общество, культура и личность».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    7

Информация о работе Культура в понимании Питирма Сорокина