Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 04:31, доклад
Для русской духовной культуры середины XII - XIII в. характерно становление "полицентризма" - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.
Культура в период раздробленности
Для русской духовной культуры середины
XII - XIII в. характерно становление "полицентризма"
- появление в разных регионах Руси
самобытных культурных центров.
Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI - начале
XII в. центрами летописной работы
были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется
в большинстве центров образовавшихся
феодальных княжеств: Киеве, Чернигове,
Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске
и Полоцке. Несмотря на "областной"
характер летописания, летописцы XII - первой
половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных
событиях, в той или иной мере освещая историю
всей Руси. Из дошедших до нас летописных
текстов летописание центров Южной
Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская
летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной - Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись
и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).
В конце XII в. было создано одно из
наиболее выдающихся по своим художественным
достоинствам произведение мировой
средневековой литературы - "Слово о полку Игореве". Оно посвящено упомянутому
выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского
князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно
этот поход послужил поводом для создания
произведения. Ряд обстоятельств - сопутствовавшее
походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь
продолжил поход, гибель и пленение всего
войска, бегство князя из плена - были уникальны
и произвели сильное впечатление на современников
(кроме "Слова" им посвящены две пространные
летописные повести).
"Слово о полку Игореве" в дошедшем
до нас виде было создано, как считают
ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно,
основной текст его был написан еще в 1185
г., вскоре после бегства Игоря из плена,
а в 1188 г. в него были внесены добавления
в связи с возвращением из плена брата
и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка
имени которого не перестает занимать
исследователей и любителей "Слова"
(к сожалению, почти все имеющиеся версии
серьезной критики не выдерживают), был,
во всяком случае, жителем Южной Руси,
лицом светским и принадлежащим к высшему
слою древнерусской знати - боярству.
Основная идея "Слова" - необходимость
единства действий русских князей перед
лицом внешней опасности. Главное
зло, препятствующее этому, - княжеские
распри и междоусобные войны. При этом автор "Слова"
- не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества
под властью суверенных правителей
он воспринимает как должное; его призыв
направлен не к государственному объединению, а к внутреннему
миру, к согласию в действиях.
Являясь произведением о событиях своего
времени, LСлово¦ одновременно представляет
собой и яркий памятник исторической мысли.
"Нынешнее" время сопоставляется
в нем с прошлыми событиями, причем отечественной
истории (что было редкостью - обычно исторические
примеры в произведениях древнерусской
литературы черпались из библейской и
римско-византийской истории). Особенностью
историзма "Слова" является попытка
отыскать в прошлом корни нынешних бед
Руси: автор обращается с этой целью к
событиям второй половины XI в., когда началась эпоха
княжеских распрей, приведших к ослаблению страны
перед лицом половецких набегов. В своем
обращении к истории автор "Слова"
широко использует эпические мотивы.
Во второй половине XII в. (точная датировка "
предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное
произведение древнерусской литературы
"Слово Даниила Заточника". Оно написано в форме
обращения к князю: автор, выходец
из низших слоев господствующего класса,
попавший в опалу, старается вновь заслужить
княжескую милость и доказать князю свою
полезность в качестве мудрого советника.
"Слово" насыщено афоризмами. В 20-е
или в первой половине 30-х годов
XIII в. была создана вторая редакция этого
произведения, именуемая "Молением
Даниила Заточника". Она адресована Ярославу Всеволодичу,
в то время князю Переяславля Залесского.
Автор этой редакции - дворянин, представитель новой
категории в рядах господствующего класса.
Характерной чертой "Моления" является
негативное отношение к высшей знати - боярам.
Еще одно выдающееся произведение древнерусской
литературы - "Слово о погибели Русской земли" - было написано в самые
тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано
в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя
Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда
киевский стол, после получения вестей
из Северо-Восточной Руси о вторжении
в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами
на р. Сити брата Ярослава - Юрия.
Это произведение (оставшееся незаконченным)
содержит не имеющий себе равных в средневековой
литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание
о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе,
его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо)
и рассуждение о "болезни" - усобицах,
подтачивавших силу Руси после смерти
Ярослава Мудрого. Подобно автору "Слова
о полку Игореве", автор "Слова о погибели"
обращается к прошлому своего отечества,
пытаясь понять причины его сегодняшних
бед.
В жанре эпоса середина XII - начало XIII в.
- время появления таких былинных сюжетов,
как "Саур Леванидович", "Сухман",
новгородские былины о Садко, циклы песен о князе
Романе (прототип этого героя - князь Роман Мстиславич
Галицкий).
Продолжают развиваться каменное строительство
(в основном храмовое, но появляются и каменные
княжеские дворцы) и церковная живопись.
В архитектуре второй половины XII - начала
XIII в. наблюдается сочетание местных традиций,
заимствованных из Византии форм и элементов
западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся
памятников зодчества этой эпохи
особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря
(первая половина XII в.) и церковь
Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом,
в Северо-Восточной Руси - Успенский
и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова
на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский
собор в Юрьеве-Польском (1234).