Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:49, реферат
Великая Отечественная война в корне изменила жизнь страны. Определяющим становится лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!». «29 июня 1941 года вводится военное положение. Создаются необходимые в условиях военного времени органы власти. Сразу же начинается перестройка народного хозяйства на военный лад, которая завершилась к осени 1942 г. Быстрыми темпами наращивается военное производство, что позволило, в 1943 г. осуществить коренной перелом в войне, и, в конечном счете, полностью очистить территорию СССР от врага, освободить от оккупации ряд стран, разгромить милитаристическую Японию.
Введение
Общие условия развития культуры
Образование
Наука
Киноискусство
Музыка
Содержание
Введение
Великая Отечественная война в корне изменила жизнь страны. Определяющим становится лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!». «29 июня 1941 года вводится военное положение. Создаются необходимые в условиях военного времени органы власти. Сразу же начинается перестройка народного хозяйства на военный лад, которая завершилась к осени 1942 г. Быстрыми темпами наращивается военное производство, что позволило, в 1943 г. осуществить коренной перелом в войне, и, в конечном счете, полностью очистить территорию СССР от врага, освободить от оккупации ряд стран, разгромить милитаристическую Японию.
Во второй мировой наиболее тяжкие испытания выпали на долю нашей страны. Советско-германский фронт отвлекал на себя более 2/3 вооруженных сил Германии. Экономические потери составили около 30% всего достояния страны. Война унесла 26,5 млн. жизней советских людей. Резко снижается численность рабочих, трудоспособное население деревни.
Война потребовала от людей максимального напряжения сил. На предприятия, в колхозы были мобилизованы не только взрослые, но и дети, работавшие без выходных и отпусков. На оккупированной территории были организованы массовые подпольное и партизанское движения. Война как никогда сплотила народы всех национальностей СССР.
Общие условия развития культуры.
В экстремальных условиях проявлялись лучшие человеческие качества советских людей: самопожертвование, героизм, взаимопомощь. Доктор военных наук генерал-лейтенант инженерных войск проф. Д.М. Карбышев отказался работать на врага. Ученого замучили в лагере смерти Маутхаузен, на морозе его обливали ледяной водой. В блокадном Ленинграде умирающие от голода сотрудники не съели госфонд образцов зерна. Не смотря на трудности военного времени, ни одна семья не отказалась принять беженцев. Многочисленные подвиги советских людей на фронтах и в тылу золотыми буквами вписаны в историю нашей многонациональной страны.
В тоже время война обнажила самый страшный порок сложившейся в СССР командно-административной системы – абсолютное пренебрежение к человеку. Трудно однозначно относиться к приказам № 270 (16 августа 1941 г.) и № 227 (28 июля 1942 г. – «Ни шагу назад!»). Первый – объявлял всех, кто оказался в плену, предателями и изменниками, родственники пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, родные солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны. Второй приказ любое отступление без распоряжения командования объявлял предательством Родины, вводились штрафные батальоны (для командиров и политработников) и штрафные роты (для рядовых и сержантов), создавались заградительные отряды, располагавшиеся за спиной воюющих бойцов. Они имели право расстреливать на месте отступающих. По сути, у людей отняли право выжить в суровых условиях войны.
В военные годы как нельзя лучше подошли уже апробированные методы управления, построенные на страхе и лжи. Продолжились репрессии. Чтобы отвести вину от себя за неудачи на первом этапе, когда враг оккупировал значительную часть территории Советского Союза, войска противника подошли к Москве на расстоянии 25–30 км., правительство организовало суд над большой группой генералов, во главе с командующим войсками Западного фронта генерал-полковником Д.Т. Павловым. Их обвинили в измене и казнили.
«Отец народов» «оригинальнейшим» образом решает и национальную проблему. Проводится депортация народов, обвиненных руководством СССР в пособничестве немецко-фашистским захватчикам. Была ликвидированы Автономия немцев в Поволжье, Карачаевская АО. Депортировали карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, болгаров, греков, турок, курдов, всего 14 наций и национальных групп общей численностью более 3,2 млн. человек. В декабре 1989 г. Верховный Совет СССР признал незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению.
И все же, именно партийные организации н
С начала войны еще более лояльной
По всей стране в централизованном
порядке открываются тысячи православных
храмов. Священнослужителей выпускают
из заключений и ссылок, при их согласии
демобилизуют из армии. В правительстве
для связи с церковью создается
Совет по делам Русской православной
церкви. Впоследствии были урегулированы отношения госуд
Разумеется, с первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защитеОтечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.
В дни блокады в городе Ленинграде работали старейшая русская актриса В. Мичурина-Самойлова, певица С. Преображенская, композитор Б. Асафьев, писатели В. Инбер, В. Шишков, поэты Н. Тихонов, О. Бергольц.
Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, А. Сурков, Б. Полевой, В. Василевская, А. Гайдар). Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбежек.
Правительство всемерно старалось
сохранить отечественные
В сложных условиях они продолжали работать. Все усилия были направлены на пропаганду патриотизма, верности долгу, присяге, ненависти к врагу. В военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.
Образование.
В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы оказались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.
В прифронтовой полосе и глубинных районах СССР учебные здания превратились в призывные пункты, казармы, госпитали. Учащимся приходилось нередко заниматься в тесных помещениях, в несколько смен. Но школы и вузы продолжали работать, причем, даже в тылу врага, в «партизанских краях» Белоруссии, Украины и западных районов РСФСР.
Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения военно-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, золотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.
В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на заводах и колхозных полях.
Наука.
Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и вузов была полностью перестроена применительно к требованиям военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию под председательством президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении нового военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов местным сырьем.
Основные силы советской науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.
В век господства техники военные
конфликты стали «войной
Тяжелый танк ИС и средний танк Т-34 (конструкторы Ж. Котин, А. Морозов и др.) во вторую мировую войну считались самыми совершенными боевыми бронемашинами. На гитлеровцев наводил ужас истребительный огонь советской реактивной артиллерии, установки которой бойцы Красной Армии называли «катюшами». Ведущая роль в налаживании массового производства танков и артиллерии принадлежала Институту электросварки АН УССР во главе с академиком Е.О. Патоном. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод защиты боевых кораблей от мин.
Под руководством П.Л. Капицы велась напряженная работа по монтажу оборудования для получения жидкого воздуха и кислорода для госпиталей и военных заводов. За эти разработки академику Капице в военное время были присуждены Государственные премии, он дважды награждался орденом Ленина, а в апреле 1945 г. ему присваивается звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
Мощь советских вооруженных сил во многом определила новая авиация. Прославились конструкторы А. Микулин, А. Яковлев, С. Ильюшин, В. Петляков, С. Лавочкин. Особое место в отечественном авиастроении занимает А.Н. Туполев. В судьбе Андрея Николаевича сплелись высокие и трагические ноты. В 20–30-е годы коллектив Туполева построил 28 новых самолетов, а том числе 14 серийных. В октябре 1937 г. Туполев был объявлен вредителем и шпионом. Особый цинизм ситуации заключается в том, что власть предержащие прекрасно понимали цену интеллекту. Было создано особое КБ для осужденных, где трудились многие замечательные конструкторы, в т.ч. и С.П. Королев, тоже – «шпион и вредитель».
Восемь самолетов Туполева участвовало в Великой Отечественной войне. Ни у кого из конструкторов не было такого количества боеспособных машин. ТУ–2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны. Созданию самолетов А.Н. Туполев посвятил всю жизнь. Под его руководством создано более 50 оригинальных машин различных модификаций. На них установлено 78 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и скорости полета.
В военные годы возрастает роль медицины, основной задачей которой стало спасение, и возвращение в строй раненных. «Главным хирургом Красной Армии» называют академика Н.Н. Бурденко. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил резко снизить смертность, с 65 до 25%. В целом, свыше 70% воинов после ранения снова возвращались на фронт. Медики изыскивали новые способы борьбы с дистрофией (истощением). Впервые в годы войны удалось избежать эпидемий. Большая заслуга в решении многих проблем принадлежит заместителю Народного комиссара здравоохранения В.В. Парину.
Информация о работе Культура в годы Великой Отечественной Войны