Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:45, реферат
Культура Узбекистана ярка и самобытна, она формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции, обычаи народов, в разное время населявших территорию современного Узбекистана.
Свой вклад внесли в нее древние иранцы, греки, кочевые тюркские племена, арабы, китайцы, русские. Традиции многонационального Узбекистана нашли свое отражение в музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, языке, кухне и одежде. Жители Узбекистана, особенно население сельских областей, чтят традиции, корнями уходящими глубоко в историю края.
Культура Узбекистана ярка и самобытна, она формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции, обычаи народов, в разное время населявших территорию современного Узбекистана.
Свой вклад внесли в нее древние иранцы, греки, кочевые тюркские племена, арабы, китайцы, русские. Традиции многонационального Узбекистана нашли свое отражение в музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, языке, кухне и одежде. Жители Узбекистана, особенно население сельских областей, чтят традиции, корнями уходящими глубоко в историю края.
Особое влияние на культуру Узбекистана оказал Великий Шелковый Путь. Будучи торговым маршрутом, он шел из земель Китая в двух направлениях: первое - в Фергану и казахские степи, а второе — в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Шелковый путь способствовал передаче не только товаров, но и технологий, языков, идей, в первую очередь религиозных. Так Великий шелковый путь способствовал распространению буддизма на территории всей Средней Азии, где вдоль древнего маршрута сохранились памятники буддийской культуры: Аджина-Тепа в Таджикистане, буддийский храм в Куве в Ферганской долине, Фаяз-Тепа близ Термеза в Узбекистане и др.
Музыка и музыкальные инструменты путешествовали вместе с бродячими музыкантами, шедшими с караванами, а знания по изготовлению бумаги, чеканке железных изделий также кочевали из одной страны в другую.
Обретение в 1991 году государством независимости способствовало бурному развитию народных ремесел, возрождению узбекских традиций и обычаев, развитию национальной культуры Узбекистана.
|
|
|
Восточные мастера всегда славились своим особым художественным талантом, который в полной мере проявился в отделке и украшениях величественных дворцов, мавзолеев и других культовых зданий. Как правило, основные мотивы узбекского творчества – это орнамент, узор и каллиграфия. Исламские традиции запрещают изображение людей и животных, поэтому мастера принялись развивать более абстрактные направления, доведя их практически до совершенства. Позже появляется новый вид изобразительного узбекского искусства – миниатюра – маленькие яркие красочные картинки, покрытые лаком, украшали интерьеры дворцов и богатых домов.
В XIV-XV веках – эпоху правления
Тимуридов – во всеобщем культурном
подъеме пережило свой небывалый
расцвет и узбекское
Новый взлет узбекского художественного искуства приходится на начало XIX века. Искусство миниатюры достигает наивысшего расцвета, его прославляют такие имена как Ахмад Дониш (1827-1897), Абдулхалик-Махмум и другие.
На узбекскую живопись XX века большое
влияние оказали русские
В основе развития узбекской литературы лежит богатый народный фольклор - устное народное творчество. Народ сочинял и передавал из уст в уста героические эпосы, персонажами которых становились богатыри, боровшиеся против угнетателей и поработителей, изображенных в образах злых сил. Так родились такие эпические произведения узбекского фольклора как «Кёр-оглы» и «Алпамыш». Поэма «Алпамыш», повествующая о мужестве и отваге узбекских богатырей, пережила столетия и стала настоящим памятником восточной литературы.
Другим поистине народным произведением стал цикл баек и сказаний о Насреддине Афанди – ловком, остроумном хитреце, который своими проделками преподносит урок жадным богатеям и толстосумам.
В XI веке создается множество
Высокого расцвета художественная
литература достигла в историческую эпоху
Амира Темура и Темуридов. Популярность
ее обоснована тем, что произведения приобретают
более светский характер, освобождаясь
от излишней религиозности. В этот период
творит великий восточный поэт, мыслитель
и политический деятель Алишер Навои,
которого считают классиком узбекской
литературы и основоположником узбекского
языка. Его нетленные произведения - «Чордевон»
и «Хамса» входят в сокровищницу мировой
литературы и переведены на сотни языков
мира.
Последний из династии Тимуридов, основатель
державы Великих Монголов в Индии, просуществовавшей
два столетия, – Захириддин Мухаммад Бабур
– был не только талантливым правителем
и полководцем, но и прославился как яркий
поэт своего времени. Его эпическая поэма
«Бабурнаме», в которой, описывая свою
биографию, он излагает историю народов
Средней Азии, Афганистана и Индии, является
шедевром узбекской литературы, ценным
историческим и литературным памятником
того времени.
Узбекская литература XVIII-XIX веков, в основном, лирическая, и посвящена любовной теме. В этот период становятся известны такие замечательные поэты как Надира, Увайси, Машраб, Хорезми и многие другие.
В начале XX века зарождается узбекская литература советского периода. Важными представителями которой являются Мукими, Фуркат, Хамза Хакимзаде Ниязи и Садриддин Айни, Абдулла Кадыри, Фитрат, Ойбек, Гафур Гулям, Абдулла Каххар, Xамид Алимджан, Уйгун и другие.
Традиционная узбекская музыка имеет древние истоки. Фольклорная узбекская музыка, так сказать музыка из народа, имеет множество жанров.
Среди них детские песни, обрядовые, трудовые, колыбельные, бытовые, песни-диалоги, песенно-танцевальные, лирико-протяжные.
Классика узбекской музыки – это макомы – особый музыкальный жанр, которому свойственно протяжное трогательное исполнение. Их поют лирические певцы на стихи поэтов Востока (Джами, Навои, Фузули, Хафиза, Увайси, Надира, Мукими, Огахи и др.).
Говорит о богатстве узбекских музыкальных традиций и все разнообразие народных инструментов: гиджак, кобуз, домбра, дутар, танбур, уд, рубаб, чанг, сурнай, най, карнай, дойра, нагора, чиндаул и др.
Декоративно-прикладное искусство
Узбекистана – это самобытное и эксклюзивное
творчество народных мастеров-умельцев,
ремесленников. Своими руками, вкладывая
в каждую вещь частичку души, они на протяжении
веков создавали уникальные образцы изделий:
будь то утварь для дома, или украшение
жилища, или неповторимая ткань для праздничного
платья…
Творения самаркандских, бухарских, хивинских
и других мастеров славились далеко за
пределами родины и не утратили с тех пор
своей актуальности. Вышивки сюзане, тюбетейки,
ножи, ковры, керамика, шелк и чеканка -
ручные работы местных ремесленников
составляют неповторимую экзотику Узбекистана.
На территории Узбекистана в течение веков
формировались своеобразные центры народных
художественных ремесел. У каждого региона
свое направление. Чуст широко известен
своими тюбетейками, ножами, Риштан - лазурной
керамикой, Маргилан - радужно переливающимся
атласом, Бухара - золотым шитьем.
Декоративно-прикладное искусство Узбекистана
развивалось из века в век, оставляя в
наследство уникальные изделия неизвестных
мастеров, поражающие богатством художественной
фантазии и совершенством форм.
Национальный узбекский танец необычайно выразителен. Он олицетворяет собой всю красоту узбекской нации. Главные отличия узбекского танца от других танцев народов Востока – это, во-первых, акцент на сложные и выразительные движение рук, а во-вторых – богатая мимика. Различают два вида узбекского танца - традиционный классический танец и народный (фольклорный) танец.
Классический традиционный узбекский танец – это искусство, которое культивируется в особых танцевальных школах, а затем демонстрируется на большой сцене. Можно выделить три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. Бухарский танец также отличает резкость движений, откинутые плечи и очень красивый золотошвейный костюм. Оригинальные и самобытные движения отличают хорезмский стиль.
В народном узбекском танце представлены практически все регионы, здесь царит необыкновенное разнообразие. Эти танцы оживают на всех семейных, деревенских, городских праздниках. Эти танцы передаются от поколения к поколению, в них сохраняются старинные танцевальные традиции, а также реальный или уходящий быт.
Одежда
Своеобразие одежды местных народов
издавна определялось климатическими,
бытовыми условиями и родоплеменными
традициями. Еще в 19 в. одежда (халаты,
платья, рубахи) продолжали сохранять
черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная,
она свободно ниспадала, скрывая формы
человеческого тела. Одежда отличалась
единообразием: зимняя и летняя, мужская,
женская и детская, она была близка по
форме и крою.
Традиционный
национальный мужской костюм состоит
из теплого стеганого халата - чапана,
подвязанного платком или платками, головного
убора тюбетейки, а также сапог, выполненных
из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи
прямого покроя, нижний и верхний халаты.
Халат мог быть легким или теплым, стеганным
на вате. По бокам халата имелись разрезы
для удобства при ходьбе и сидении на полу.
Халат - чапан обычно подвязывался платком
или платками.
Праздничный национальный костюм отличается
от повседневного красотой и богатством
используемых тканей, вышивок и т.
д.
Женский
национальный костюм состоит из халата,
функционального платья простого покроя
из хан-атласа, и шаровар - широких тонких
брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины
состоял из трех основных элементов: шапочки,
платка и тюрбана. Праздничный женский
костюм отличается от повседневного добротностью
и красотой тканей, из которых он выполняется.
Детская одежда повторяла формы одежды
взрослых. Наряду с общими чертами, одежда
каждого района или племени имела своеобразие,
выражающееся в используемой ткани, форме
кроя и т.д.
Одним из наиболее популярных и повсеместно
распространенных видов народно-прикладного
искусства Узбекистана всегда была
тюбетейка - твердая или мягкая шапочка
на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой
частью узбекского национального костюма,
вошла в жизнь и традиции узбекского народа.
Наиболее распространенные формы узбекских
тюбетеек - четырехгранные, слегка конусообразные.
Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких
слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых
шелковой или хлопчатобумажной нитью.
Готовая тюбетейка вышивалась шелковой
нитью, золотой или серебряной канителью.
Искусством вышивания тюбетеек издавна
владели в основном женщины. К наиболее
часто встречающимся мотивам, украшающим
тюбетейки, относятся цветочный мотив,
миндалевидный мотив "бодом" - символ
жизни и плодородия. Распространенным
в орнаменте тюбетеек является узор "илон
изи" (след змеи), выполняющий роль оберега.
Не менее популярными были геометрические
узоры. Тюбетейки, созданные в различных
районах, отличаются формой, орнаментом
и цветовым решением.
Наибольшей популярностью во многих
районах Узбекистана пользуются
чустские тюбетейки. Дуппи - самый распространенный
вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется
черным фоном и белым узором в виде
четырех стручков перца - "калампир";
околыш вышит расположенными в ряд арочками.
Национальная
кухня
Узбекская кухня является самой разнообразной
на Востоке. Некоторые из рецептов приготовления
узбекских блюд имеют многовековую историю.
Каждое блюдо имеет свои традиционные
ритуалы и способы приготовления. Существует
около 1000 различных рецептов блюд, напитков
и кондитерских изделий.
Плов
- самое знаменитое блюдо Узбекистана.
Оно считается обыденным и одновременно
праздничным блюдом. Без него не проходит
ни одна свадьба, вечеринка и день рождения.
Основным компонентом плова является
рис, мясо морковь, лук и др.
Хлеб является священным для узбекского
народа. Согласно традициям, когда кто-либо
надолго уезжает из дому, он должен откусить
маленький кусочек лепешки, которая сохраняется
до тех пор, пока человек не вернется и
не съест её. Традиция ношения на голове
корзин с хлебом также служит примером
высокого уважения по отношению к хлебу.
На протяжении многих веков пекари пекут
лепешки в тандыре (глиняной печи), в результате
чего хлеб получается вкусным и хрустящим.
Различают два вида лепешек - обычная (оби-нон)
и праздничная (патыр). Обычная лепешка
замешивается на воде, покрывается седаной.
Патыр готовится из слоеного теста с добавлением
бараньего жира.
Шашлык и сомса (национальные пирожки
из слоенного теста, выпекаемые в
тандыре) является очень известными
блюдами узбекской кухни.
Супы занимают важное место в национальной
кухне Узбекистана. Эти блюда богаты такими
овощами как морковь, свекла, а также луком
и зеленью. Самые популярные супы это мастава
и шурпа.
Халва, знаменитое на весь мир традиционное
восточное лакомство, готовится
из пшеничной муки, сахара с орехами
или седаной. В Узбекистане существует
около 50 различных видов халвы.
Кроме того, Узбекистан знаменит своими
вкусными соками, приготовленными из
фруктов, виноградов, дынь и арбузов.
Также имеется большое
Если Вы посетите Узбекистан, обязательно
попробуйте национальную кухню, и попросите
у хозяев рецепт понравившегося Вам
блюда
Традиции и обычаи узбекского народа
складывались веками. Они весьма самобытны,
ярки и многообразны, восходят к
разным эпохам и религиям. Начало формирования
культуры узбекского этноса относят
VI-VII векам до нашей эры, когда в долинах
рек Амударья, Сырдарья и Зарафшан кочевые
племена перешли на оседлый образ жизни
и создали свои первые государства. Бывшие
кочевники основали поселения и города,
привезя с собой обычаи и традиции, основанные
на древних культах предков. Территория
нынешнего Узбекистана - Междуречье, частями
входившее в состав ранних государств,
стало базой для формирования культуры,
впоследствии ставшей основой культуры
узбекского народа.
На протяжении веков традиции и обычаи
узбекского народа оставались почти неизменными,
несмотря на стремление многочисленных
захватчиков навязать чуждую иноземную
культуру. Наибольшее влияние на формирование
обычаев и традиций узбекского народа
оказали арабы, распространивших религию
ислам по всей территории Средней Азии.
Традиции ислама тесно переплелись с местной
культурой, прочно осели в быту и сознании
узбекского народа.
Вековые обычаи и традиции узбеков бережно
хранятся и передаются из поколения в
поколение. Как у многих азиатских народов
большинство праздничных узбекских обычаев
связано с главными семейными торжествами:
рождение ребенка и свадьба. С этими событиями
связано множество обрядов и ритуалов,
задействованы родители, дети, братья,
сестры, близкие и дальние родственники
и даже соседи и гости - каждому отведена
своя роль. В основе узбекских традиций
- гостеприимство, почитание старших, соблюдение
норм Корана.