Культура средневековья: феодальное отношение и теоцентризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:05, реферат

Описание работы

Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? В период Х-ХIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм

Работа содержит 1 файл

Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру.docx

— 16.78 Кб (Скачать)

Как повлиял  выбор христианства на русскую историю  и культуру? В период Х-ХIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединила общая духовная основа. Произошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.  
Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Но необходимо учитывать специфический “слободской” характер русских городов, где основная масса населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополненным ремеслом, а собственно городская культура сосредоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии. Этим можно объяснить поверхностный, формально-образный уровень христианизации русских мещан, их невежественность в элементарных религиозных верованиях, наивное истолкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в средние века и в более позднее время. Опора власти на религию, как на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь, сформировала особый тип русского массового православия — формального, невежественного, часто синтезированного с языческой мистикой. 

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились  первые летописи, школы, где обучались  люди из различных слоев населения. То, что христианство было принято  в восточном варианте, имело и  иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве была выражена идея прогресса. Во времена  Киевской Руси это еще не имело  большого значения. Но по мере того, как  ускорялись темпы развития Европы, ориентация православия на иное понимание  целей жизни сказывалось существенно. Европейского типа установка на преобразующую  деятельность была сильна на первых этапах истории, но она была трансформирована православием. Русское православие  ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению  к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного  прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. М. Грек предостерегал  от перевода трудов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это  может нанести ущерб истинному  христианству. Особенной хуле подвергалась эллинистическая литература, которая  вообще не имела отношения к христианству. Но полностью отрезанной от Античного  наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую культуру. Оставили свой след колонии  в Причерноморье, велик был интерес  и к античной философии. 
 

Культурные  последствия

Принятие христианства содействовало развитию зодчества  и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение  кириллической письменности и книжной  традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской  письменной культуры. 

Принятие христианства как государственной религии  влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись  долгое время вследствие того, что  некоторыми исследователями квалифицируется  как религиозный синкретизм или двоеверие[42]). Разрушались культовые сооружения — идолыкапища[43].

Интересно при  этом, что, судя по источникам, языческая  духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала  инициатором волнений, восстаний  или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер[44]. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»[44]; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»)[45]. (См. Суздальское восстание 1024 года)

Предполагают, что  начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня  весеннего равноденствия, как раньше.

Информация о работе Культура средневековья: феодальное отношение и теоцентризм