Культура русского зарубежья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:27, реферат

Описание работы

Изучение культурного наследия российской эмиграции имеет давние традиции на Западе. На родине, напротив, об этом наследии было принято либо умалчивать, либо представлять его в искаженном свете. Лишь несколько лет назад стали рушиться искусственные преграды, разделявшие соотечественников. Сейчас культурное наследие российских эмигрантов в нашей стране изучается довольно интенсивно.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 774.50 Кб (Скачать)
fy">      Иконописная традиция русского модерна в эмиграции была продолжена художником Д.С. Стеллецким. В его росписи стен и иконостаса церкви Сергиева подворья в Париже соединились византийские и древнерусские мотивы с церковным каноном и цветовыми поисками Серебряного века. В 20-е гг. художник приступил к реализации своей мечты – иллюстрированию «Слова о полку Игореве. Первые варианты иллюстраций были написаны еще до революции и приобретены Третьяковской галереей. А в эмиграции из предполагавшихся 60 листов было написано 54. Видевший этот плод почти полувекового труда С.М. Маковский восторженно писал о «магии цвета», о «цветном мышлении» как принципиально новом шаге в художественном языке Серебряного века. Судьба благосклонно отнеслась к видным представителям изобразительного искусства Зарубежья, но мемуары большинства из них свидетельствуют о щемящей тоске по родине. Как знать, быть может, если бы в их жизни не было изгнанничества, их творческое наследие оказалось бы более значительным.

      Задача  сохранения художественного наследия Серебряного века решалась в форме создания музеев и коллекций, которые в силу материальных трудностей не были особенно представительными. Самым крупным художественным музеем русской эмиграции был Русский культурно-исторический музей, созданный в 1933 г. в Праге. Много сил на его создание положил В.Ф. Булгаков, последний секретарь Л.Н. Толстого. Обращаясь к единомышленникам за содействием в организации музея, он писал: «До сих пор никем систематически не регистрируются и не собираются культурные ценности, создаваемые зарубежными русскими. Надо сохранить хоть часть из созданного ими… Иначе все рассосется на чужбине.

      В.Ф. Булгакову пришлось преодолевать скептическое отношение к организации музея, в том числе и со стороны  самих эмигрантов. Ведь источники финансирования к 30-м гг. уже иссякли, и приходилось опираться почти исключительно на энтузиазм и частные пожертвования. Он не уставал убеждать русских эмигрантов в необходимости обеспечить связь поколений. Музей создавался при Русском университете в Праге, и его ректор, профессор М.М. Новиков, стал верным единомышленником В.Ф. Булгакова. В инициативную группу вошли представители Земгора, общественные деятели, профессора Русского университета, журналисты и издатели. По выработанному положению, музей планировался как временное учреждение, коллекции которого в будущем предполагалось передать свободной России как часть ее «национального достояния». Он задумывался и как универсальный культурный центр, включающий в себя библиотеку, архив, выставочный зал. Предполагалась в музее и широкая просветительская работа. 
 

      Заключение

      В современном мире за пределами своей  родины проживают многие представители  народов, которые в силу различных  обстоятельств оказались за рубежом. Многие из них сохраняют свою национальную культуру, язык, создают духовные и материальные ценности, поэтому необходимо всестороннее сотрудничество с проживающими за границей соотечественниками во всех сферах жизни, особенно в сфере культуры. В какой-то степени подлинное развитие некоторых национальных культур во времена тоталитаризма развивалось в эмиграции, чем на своей родине. Потому что общая атмосфера контроля над мнениями не может существовать, не воздействуя, и при этом довольно основательно, на всякую форму интеллектуальной деятельности - и это относится как к искусству, так и к науке. Духовные ценности, создаваемые зарубежными соотечественниками, являются не только частью нашей национальной культуры, но и частью культуры той нации, страны, где они живут. Представители культуры, проживающие за пределами своей исторической родины, это как бы те мосты, соединяющие одну культуру с другой.

      Русские музыканты за рубежом обогатили  западную культуру отечественной классикой. Особой популярностью пользовалась музыка П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина и оперы Н.А. Римского-Корсакова. Основателем Американского театра балета был гениальный русский хореограф Михаил Фокин, самая престижная балетная премия в Париже носит имя выдающегося танцора Вацлава Нижинского, Нью-Йорк гордится музеем великого художника-философа Николая Рериха.  
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Историческая наука российской эмиграции 20-30-х гг. ХХ века (Хроника). /Сост. С.А.Александров. М.: Аиро-ХХ, 1998.
  2. Раев М.И. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции, 1919-1939. - М., 1994.
  3. Вандалковская М.Г. Историческая наука в российской эмиграции в Европе в 20-30-е гг. (Основные центры, направления, проблемы) // Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940. М.: Наследие, 1994.
  4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

Информация о работе Культура русского зарубежья