Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:52, реферат
В культуре советского периода нельзя не заметить официально признанную, «разрешенную», и выпадающую из традиционно догматических схем культуру инакомыслия и оппозиционности, «запрещенную» и «выдворенную» по идейно-политическим мотивам за рубеж, и даже культуру «андеграунда» — «подполья». Сходство и несходство их неоднозначных судеб в том, что они должны были стать послушным придатком тоталитарного государства, административно-партийной системы.
Введение 3
1. Двадцатые годы 5
2. Высшая школа. Наука. 5
3. Культура и искусство. 8
4. Советская и церковная интеллигенция 10
5. «Философский пароход» 13
6. Русская культура за рубежом 15
7. Шестидесятые 17
8. Каковы актуальные проблемы современного состояния отечественной культуры 18
Заключение 19
Литература 19
Широкое развитие получила и культура. Сконцентрированные в революции и гражданской войне пафос и трагедия, надежды и их крушение нашли выход в творчестве писателей, художников, поэтов, актеров, скульпторов в начале 20-х гг. Творческие группировки, организации, различные течения появлялись, как грибы после дождя. Заметным явлением стал Пролеткульт. Его члены считали, что сначала нужно предпринять широкомасштабные пропагандистские кампании, чтобы вдохнуть пролетарскую сознательность в население.
Ведущим теоретиком Пролеткульта был А. А. Богданов (1873-1928) - человек поразительно разнообразных талантов и мощного, яркого интеллекта. Врач по образованию, он был экономистом, философом, ученым-естествоиспытателем, писателем и общественным деятелем. В прошлом большевик, он в Октябрьской революции участия не принимал, но активно содействовал культурно-просветительской работе. Считал, что пролетариат является наследником культурного и материального богатства старого мира.
В 1926 г. он стал организатором первого в мире института переливания крови, а через полтора года умер, поставив на себе научный опыт.
В соответствии с концепцией А. Богданова Пролеткульт должен быть независим от партийно-государственного аппарата. Наркомпрос (А. Луначарский) поддерживал эту теорию автономии, за что Ленин критиковал Луначарского. В конце 1920 г. Пролеткульт вошел в Наркомпрос на правах отдела.
В тот период многие группы стремились представить себя единственными выразителями интересов пролетариата и партии. В рамках идеологии Пролеткульта действовала Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая ожесточенно боролась против всех групп в литературе («Серапионовых братьев», Лефа, имажинистов, конструктивистов, формалистов, «попутчиков» и т. д.). В июле 1925 г. была принята резолюция ЦК партии, в которой говорилось о недопустимости кому бы то ни было быть арбитром в делах литературы. Но само руководство партии вмешивалось в дела культуры и искусства.
В 1929 г. РАПП начал кампанию против видных писателей Е. Замятина и Б. Пильняка, поводом для которой послужила публикация их произведений за границей. В 1928 г. Б. Пильняк написал вместе с А. Платоновым (автор «Котлована», «Чевенгура») очерк, который заканчивался мыслью о том, что «паровоз социализма не дойдет до станции "социализм", потому что тормоза бюрократии расплавят его колеса...». В 1938 г. Пильняк был расстрелян.
В 20-х гг. возникло крупнейшее объединение художников — АХРР (Ассоциация художников революционной России), куда вошли Б. Иогансон, А. Дейнека, И. Бродский и др., представлявшие реалистическое направление. Но революция дала новый импульс и авангардистскому искусству. Авангардизм («передовой») был неоднороден. Так, например, в изобразительном искусстве диапазон его простирался от стиля, близкого к русскому народному искусству, до кубизма и футуризма. Имена художников-авангардистов В. Татлина, К. Малевича, А. Родченко, П. Филонова, М. Шагала, В. Кандинского и др. широко известны на Западе, к нам же они по-настоящему стали возвращаться недавно. На протяжении многих десятилетий они были изгоями: и те, кто покинул родину, и те, кто остался. Отрицательный опыт 20-х гг., когда реалисты и авангардисты начисто отрицали искусство друг друга, дрались как невоспитанные дети, показал нам тупиковый путь в постановке вопроса «или -или» как в искусстве, так и в экономике и политике.
Авангардист Павел Филонов умер в 1941 г., так и не дождавшись ни одной своей персональной выставки. После смерти его картины содержались в недоступных запасниках Русского музея.
Ученый-аграрник Чаянов обладал искрометным талантом писателя: он не был авангардистом. Его литературные произведения составили самобытную «российскую Гофманиаду».
В 1919 г. выходит его трагедия «Обманщики», ее тут же ставят в театре Комиссаржевской. Чаянов дебютирует в кино. В 1928 г. по его сценарию ставится фильм «Альбидум». В 1921 г. Чаянов написал повесть «Венедиктов...», наполненную мистикой, мотивами «дьяволиады», где действует собственной персоной сатана. Знатоки утверждают, что «Венедиктов...» Чаянова стал предтечей булгаковского «Мастера и Маргариты».
В это же время, в 1921 г., Е. Замятин пишет роман-«антиутопию» «Мы». С одной стороны, он дает представление о «безбрежной» коллективности, в которой надлежит раствориться отдельной личности, и, с другой - культ индустрии, машины, которым нередко уподобляли и подчиняли человека поэты и прозаики пролеткультовского толка.
Демократические тенденции, непоследовательный плюрализм в культурной жизни редко встречаются в конце 20-х -начале 30-х гг.
На рубеже 20-30-х гг. прошли судебные процессы по так называемому «Шахтинскому делу» (против инженеров и техников Донбасса), затем над вымышленными «Промпартией», «Трудовой крестьянской партией» и рядом других, в результате чего были несправедливо осуждены инженеры, ученые, хозяйственники. Натравливались рабочие против технической интеллигенции, крестьяне - против ученых-аграрников, одни ученые против других. Интеллектуальный потенциал страны уничтожался жестоко и систематически. Начало «культурной революции» ознаменовалось установлением пролетарской гегемонии в различных сферах культуры и науки. Усиливается массовый набор рабочих на курсы и в вузы. Студентов, происходивших из семей интеллигенции, стали отсеивать. Так воспитывалось новое поколение советских руководителей, для которых основным являлся не профессионализм, а преданность идее.
В 30-х гг. чудовищные погромы инакомыслящих стали продолжением процессов над «шахтинцами», «Промпартией», «Трудовой крестьянской партией». Их обвинили во всех неудачах. Административно-командная система, опираясь на широкие низовые массы, заигрывая с ними, создавала образ врага в лице старой интеллигенции. Развернулась травля выдающихся историков: С. Ф. Платонова, Е. В. Тарле. Начались погромные акции философских кадров интеллигенции. Погибли в застенках философы А. Карев, П. Флоренский и др. Махровым цветом распустились цитатничество, краснобайство, двойная мораль, ложь.
Павел Александрович Флоренский
(1882- ?) - профессор, выдающийся
Начало травле Флоренского было положено уже в 1919-1920 гг. В следственном деле 1928 г. он преступник, опасный для общества элемент. С этого времени Флоренский преследовался до самой кончины. Занятия математикой и физикой, по признанию ученого, привели его к религиозному миросозерцанию. Он развивает учение В. Вернадского о биосфере, переписывается с ним.
Наибольшей антинаучной и жестокой травле Флоренский был подвергнут за истолкование им теории относительности и за статью «Физика на службе математики» (1932 г.), в которой был описан электроинтегратор - прототип современных аналоговых вычислительных машин.
В 1937 г. Флоренский был вторично осужден особой тройкой НКВД. Дальнейших сведений о нем почти нет. Дата кончины -1943 г.- под сомнением.
Другим «реакционером, мракобесом, врагом трудящихся масс» официальная пропаганда называла патриарха Тихона. Это был первый глава Русской Православной Церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. Когда в 1921 г. начался голод в стране, патриарх Тихон стал искать возможность участия религиозных организаций, общин и приходов в деле оказания помощи голодающим. В связи с этим он направил письмо во ВЦИК о готовности помочь населению. Но Советская власть повела себя варварски по отношению к церкви, приняв решение изъять все ее ценности, включая священные сосуды и прочие богослужебные, культовые предметы. Употребление этих вещей не для богослужебных целей запрещалось канонами Вселенской церкви.
Это вызвало сопротивление не только верующих. Вскоре в Москве начался процесс против 54 человек, обвиненных в сокрытии ценностей. В числе обвиняемых были 20 священников, но Тихона среди них не было.
Родился патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) 19 января 1865 г. в семье священника. Окончил Петербургскую духовную академию. Высокого роста, белокурый, всегда спокойный и добродушный.
После преподавательской работы в семинариях Тихон около 10 лет посвятил руководству Православной церковью в Америке, где строил новые храмы, организовывал школы и приюты для детей, содействовал сближению христиан разных вероисповеданий.
В 1917 г. в храме Христа Спасителя Тихон был освящен Поместным Собором «на патриаршество всея Руси».
Атака на патриарха Тихона со стороны властей была начата руками самого духовенства. Власть опиралась на так называемых живоцерковников, или«обновленцев». К тому времени борьба между староцерковниками (Тихон) и обновленцами (Введенский) приобрела острый характер. Обновленцы объявили систему реформ - от смещения Тихона до изменений в традиционных обрядах и православном вероучении. Александр Введенский рвался к руководству Русской Православной Церковью. Раскол в церковных верхах был использован Советской властью, и внимание широкой общественности было привлечено к тому, что за всем невыполнением распоряжений правительства стоит патриарх Тихон, глава «церковной контрреволюции». Целью всей этой кампании было моральное и политическое уничтожение Тихона. В 1922 г. 11 священников были осуждены на смертную казнь за «злостный саботаж» мерам Советской власти по изъятию церковных ценностей.
Патриарх Тихон был объявлен пособником эсеров, меньшевиков, савинковцев и в 1922 г. взят под домашний арест, а на следующий год переведен в тюрьму ГПУ. В 1925 г. патриарх Тихон умер. В 1989 г. Собор епископов Русской Православной Церкви канонизировал его, причислив к лику святых.
Очередной удар церкви нанесли в 1928 г., когда ГПУ провело масштабную операцию в Сергиевом Посаде, где была арестована и отвезена в Бутырку большая группа верующих. В 1929 г. за подписью Л. Кагановича на места пошла директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. В 1931 г. был осуществлен очередной акт вандализма - разрушен в Москве храм Христа Спасителя.
По постановлению ЦК ВКП(б) в 1932 г. были распущены все группы и организации в литературе, искусстве. Появилась возможность «объединения». По инициативе Горького был созван 1-й Всесоюзный съезд писателей, образован Союз писателей. Создание Союза писателей имело не только положительное значение. Через союз осуществлялся контроль за соблюдением единомыслия среди писателей.
Новая советская интеллигенция в 30-е гг. создавалась, как и все остальное, ускоренными методами.
В 1925 г. Н. И. Бухарин писал: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигенцию, будем вырабатывать ее, как на фабрике».
Именно в 1928-1932 гг. произошел резкий скачок ее численности. Бюрократической системе нужны были кадры такой интеллигенции, которая бы продемонстрировала всему миру достижения Советской власти в области культуры. Лозунг Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселей» должны были подкрепить писатели, композиторы, актеры, певцы. Пристальное внимание Советское правительство стало уделять таким жанрам музыкального искусства, как джаз, танцевальная музыка, музыка для кино и просто веселая, бодрая массовая песня. Учителя, врачи и даже инженеры оказались стоящими на советской социальной лестнице значительно ниже музыкантов.
С 1934 г. началась раздача орденов режиссерам, артистам кино и театров, музыкантам. К 1938 г. ордена на людей искусства сыпались, как из рога изобилия. Началась какая-то орденоносная вакханалия. Конечно, ордена получали люди, в высшей степени достойные, но бывало и так, что орден сваливался на голову человека так же неожиданно и незаслуженно, как на другого - внезапный ночной арест.
Настоящие таланты, которые не вписывались в стиль наметившегося с середины 30-х гг. социалистического реализма и не разделяли сформированные официальные вкусы, тут же подвергались откровенной опале. Среди них был режиссер театра Всеволод Мейерхольд. Театр его был закрыт в 1938 г., а сам режиссер арестован и убит после тяжелых и утонченных истязаний.
Год 1922-й обещал быть плодотворным в интеллектуальной жизни страны. Возвратились музыканты, поэты, писатели. Москва забурлила лекциями, кружками. В этом же году в Москве было зарегистрировано официально 143 частных издательства.
Однако уже весной 1922 г. были проведены массовые аресты среди меньшевиков. Часть из них посажена в тюрьму, часть сослана на восток, часть выпущена за границу. В июне-июле 1922 г. процесс над эсерами завершил разгром и этой партии. Особым нападкам подвергалась интеллигенция, работавшая в кооперации, она тоже в массовом порядке высылалась из СССР.
Самой крупной была высылка осенью 1922 г. большой группы религиозных философов: Н. Бердяева, С. Франка, Л. Карсавина, И. Ильина, Л. Шестова, Н. Лосского и многих других. Десятки профессоров, писателей по решению коллегии ГПУ были пожизненно высланы из страны на двух пароходах. Теперь об этой высылке говорят кратко: «философский пароход».