Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:54, контрольная работа
Кризисные черты современной культуры нашли свое наиболее яркое выражение в различных симптомах распада социальной коммуникабельности. Эта тема получила художественное воплощение в современном искусстве в различных формах у большого круга авторов. Начало теоретического рассмотрения проблемы человеческого общения в 20-е годы XX столетия было подожжено немецким философом М. Хайдеггером в его книге «Бытие и время» и французским исследователем Г. Марселем в «Метафизическом дневнике», Ж.-П. Сартром и А. Камю в работах 40-60-х годов. Ситуацию философской полемики вокруг поставленной проблемы помогли создать работы М. Бубера и X. Ортеги-и-Гассета.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре…..4
Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России……………………...5
Тоталитаризм и культура (30-50-е годы)………………………………………………………7
Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России………………………………...9
Советская культура 80-х годов XX века……………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………………………...11
Список литературы……………………………………………………………………………..1
В целом художественная
культура «оттепели» сумела поставить
перед советским обществом ряд насущных
проблем и попыталась в своих произведениях
эти проблемы решить.
Советская культура
80-х годов XX века
Восьмидесятые годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно -образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию.
Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов — является возникновение мощного потока «возвращенной" художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слушателя, читателя тех лет.
Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально— историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.
Таким образом,
ключевая проблема художественной культуры
восьмидесятых годов, связанная с самосознанием
личности в ее отношениях с миром природы
и миром людей в стилевом выражении обозначилась
движением от психологизма к публицистичности,
а затем к мифу, синтезирующему стили разных
эстетических ориентаций.
Заключение
В силу специфики российской истории и, в частности, наличия в обществе принципиально отличных друг от друга социально-экономических укладов и социокультурных слоев, осознание необходимости преобразований происходит, как правило, очень непросто. Ключевский подчеркивал, что особенностью стран, отставших от передовых держав, является то, что «нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформы». В России первыми понимали необходимость реформ интеллигенция или отдельные представители господствующей элиты, испытавшие на себе определенное влияние западной культуры. Однако в силу инертности подавляющей части общества и отчужденности государственной власти идеи реформ, как правило, распространялись крайне медленно. Это, в свою очередь, нередко провоцировало их радикальных сторонников на антиправительственные выступления или, по меньше мере, на пропаганду. Подавление этих движений (например, декабристов и народников в XIX в., диссидентов в прошлые десятилетия) лишь вызывало обратную реакцию и отдаляло реформы.
Вместе с тем, идея
необходимости преобразований постепенно
проникала в умы государственных деятелей
и именно государство начинало реформы.
Отсюда огромное, решающее значение для
судеб преобразований имела позиция верховной
власти: царей, императоров, генсеков,
а ныне, и президентов. Отдельные из них
были в числе первых, кто осознал и начал
реформы. Это, конечно, Петр Великий, а
отчасти и Александр I. Однако последний,
возможно, как и его бабушка — Екатерина
II, не рискнули подобно Петру I поставить
на карту собственную судьбу и начать
радикальные преобразования, ломая сопротивление
и апатию правящей элиты, да и в значительной
мере — народа.
Список
литературы
Бердяев Н. Человек и машина: Проблема социологии и метафизики техники.
Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1 – М., 1994
Библер В. Культура. Диалог культур //Вопросы философии. 1989.
Гуревич П. Философия и культура. М., 1994
Горький М.Несвоевременные мысли. – М., 1990
История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М., 1993
Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. Соч. Т.41
Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн. собр.соч. Т.41
Тоталитаризм
и культура//Вопросы
Культурология XX век: Антология. М., 1995
Сноу Ч. П. Две культуры. М., 1973
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
Хабермас Ю: Демократия.
Разум. Нравственность: Лекции и интервью.
- М.,1992