Культура России XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:04, реферат

Описание работы

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………….……..3
Русская наука…………………………………………………………..….4
Классицизм ………………………………………………………….……6
Сентиментализм ……………………………………………………..….10
Народное творчество XVIII века…………………………………...…..12
Заключение………………………………………………………….…...15
Список использованной литературы…………………………….…….16

Работа содержит 1 файл

Русская культура XVIII века.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

    В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М. М. Иванова «Доение коровы» все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г. - в преддверии Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные «ландшафты со скотиною», крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими увеселениями» пастухов и пастушек.

    Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Созданные  им женские образы (например, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.

    Сентиментально-идиллическая «чувствительность» проникла и в  музыку. Романс «Стонет сизый голубочек» (слова И. И. Дмитриева, музыка Ф. М. Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца купчих и мещаночек.

    Сентиментализм  в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений  в недрах феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени. 

 

Народное  творчество XVIII века

    Мятежное  поэтическое творчество неизменно  сопутствует народу на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.

    Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин ценил  в них «печать живой современности». Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими войсками. Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев — богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших, которые

    ...задумали  дело правое,

    Дело  правое, думу честную:

    Мы  дворян господ - на веревочки,

    Мы  дьяков да ярыг - на ошейнички,

    Мы  заводчиков - на березоньки.

    Народ не поверил даже смерти Пугачева - настолько велика была уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры, мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.

    Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях». Такова знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».

    В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества - былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т. д. Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие представление о воле: «воля господину, а неволя холопу», «воля неволи не хочет», «в поле-воля».

    В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков «Плач холопов», который выразительными сравнениями раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы ты ни сунься - везде господа», - горестно восклицает неизвестный автор «Плача»; смерть - вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской «Повести пахринской деревни Камкина». То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспорте» автор с горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу, нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхождения - в пародийной челобитной к богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листы - такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости.

    Основные  мотивы устной народной драмы - резкое обличение царя-злодея (драма «Царь Максимилиан»), насмешка слуги над разорившимся дворянином («Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка»). Этот жанр устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые противоречия того времени.

    Русский демократический театр XVIII в. также  показывал дворян и церковников  в их истинном неприглядном виде, сатирически  разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога, частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных житейских тем. Эти народные представления послужили одной из национальных основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.

    Художественные  вкусы трудового народа находят  яркое воплощение в произведениях  прикладного искусства. В творениях  народных мастеров встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и геометрический орнамент.

    Украшались  резьбой или росписью прялки, ткацкие  станки и т. д. Расписные детские  игрушки XVIII в. в гротескной форме высмеивают жеманную, изнеженную барыню, самодовольного купца, модника-вельможу. Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках и т. п. Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие кружева и красочные вышивки! 

 

Заключение

    О значении сдвигов, происшедших в  русской культуре, говорит тот  факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области  устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства.

    Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

    Петровские  преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения.

    Политические  и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

    Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.

    В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:

  • первая четверть века, связанная с реформами Петра;
  • эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;
  • последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

 

Список  литературы

    1. Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. М.: Политиздат. 2009.
    2. Большая Советская Энциклопедия, - М.: 2005г. Тома 18,19,20,21.
    3. Горький А.М. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 2009.
    4. Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России // Знание - сила. № 8, 9. 2010г.
    5. Кузьмин А.И. У истоков русского театра. М. 2006.
    6. Мавродин В.В. «Рождение новой России.», - М.,2008г.
    7. Петров А. Н. «Русская архитектура первой половины XVIII века.»2007г.
    8. Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Высшая школа. 2006.
    9. Рыбаков Б. А. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 2010 г.
    10. «Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика. 2006 г.

Информация о работе Культура России XVIII века