Культура России советского периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом.
Цель работы: охарактеризовать советскую культуру: ее специфику и основные этапы развития.

Содержание

Введение

1. Общая оценка специфики советской культуры

2. Основные этапы развития советской культуры

2.1 Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие

2.2 Отечественная культура в период тоталитаризма

2.3 Великая Отечественная война в истории отечественной культуры

2.4 Послевоенная культура России

2.5 Советская культура в период «Оттепели»

2.6 Социокультурная ситуация 60-70-х гг.

2.7 Советская культура 80-х начала 90-х гг.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Культура России советского периода.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Общая оценка  специфики советской культуры

2. Основные этапы  развития советской культуры

2.1 Советская культура  в первое послеоктябрьское десятилетие

2.2 Отечественная культура  в период тоталитаризма

2.3 Великая Отечественная  война в истории отечественной культуры

2.4 Послевоенная культура  России

2.5 Советская культура  в период «Оттепели»

2.6 Социокультурная  ситуация 60-70-х гг.

2.7 Советская культура 80-х начала 90-х гг.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Культура России конца ХIX и всего ХХ века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?

Прежде всего, общими факторами, определяющими специфику  социокультурного процесса в это время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, революцию, образование и распад мировой системы социализма, распад СССР, формирование демократической России, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. Коренным образом изменился процесс создания, распространения и потребления духовных ценностей. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Сложность анализа  советской культуры в это время  состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

Культура советского периода - сложное и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода - это и «официально» признанная культура, и культура, находившаяся как бы «в тени», это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья.

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. Октябрьская революция привела  к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей, 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом.

Цель  работы: охарактеризовать советскую культуру: ее специфику и основные этапы развития.

Работа  состоит из введения, 2 глав, заключения и  списка использованной литературы. Общий  объем работы 21страница.

1. Общая оценка специфики культуры советского периода

Культура советского периода - это сложное и противоречивое явление в развитии всей отечественной  культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный  анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.

XX век дал Отечеству  гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей,  музыкантов, режиссеров. Он стал  датой рождения многочисленных  творческих сообществ, художественных  школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в этот период в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской  культуры с точки зрения таких  категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:

- общее в культуре  советского периода характеризуется тем, что советская культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;

- особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры, советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой;

- единичное в советской  культуре нашло отражение в  развитии национальных культур  народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.

2. Основные этапы развития советской культуры

2.1 Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие

Октябрьская революция  положила начало переходу к новой  системе общественных отношений, к  новому типу культуры. Последствия  этого перехода необычайно сложны. В его ходе была разрушена не только политическая надстройка дворянского  общества, но и все то, что составляло ее стержень - дворянская культура - гордость мировой культуры XIX и начала XX вв. Основной целью культуры является служение миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Культура и, в частности такая ее сфера, как искусство, должны стать «частью общепролетарского дела», выражать интересы этого класса, а значит, и общества. Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться и новая культура. Совершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи - формированию всесторонне развитой личности. Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов. В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры.

Начало этого периода (1918-1921) характеризуется разрушением  и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести следующие:

- утверждение в  качестве первоосновы формирования  новых социокультурных ценностей  учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности;

- активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда.

Огромный размах приобрела  национализация культуры, в процессе которой многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое растаскивалось, расхищалось и уничтожалось. Вместе с тем создавались и новые музеи. Главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ее определяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей. Вместе с тем это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с традициями культурного прошлого. В 20-е гг. она превратилась в составную часть социалистических преобразований и использовалась как средство внутрипартийной политической борьбы.

Коренные изменения  коснулись и системы школьного  образования. Положение о единой «трудовой школе» ликвидировало все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания на дом, ученическую форму. Управление школой передавалось в руки «школьного коллектива», куда входили все ученики и школьные работники. Слово «учитель» отменялось, он становился «шкрабом».

Усиливается влияния  идеологии на искусство, художественное творчество. На VIII съезде партии было четко  сказано, что нет таких форм искусства, которые не связаны с идеями коммунизма. Ряд художников уже в 1919 г. создали  картины, посвященные Красной Армии.

Происходит активное вовлечение института семьи и  быта в процесс формирования новых  социокультурных ценностей. Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и «переделку»  человека, не могла не затронуть  семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский с упрощенной системой развода. Разрушение семьи и быта шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат.

В 20-е гг. началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая  философская или иная система  идей, которая выходила за пределы  марксизма в его ленинском  варианте, квалифицировалась как «буржуазная», «помещичья», «клерикальная» и признавалась контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры. В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения.

Этот принцип еще  в большей степени и жесткой форме распространялся и на творчество представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны нанесло невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня. Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Проработки «несознательных» интеллигентов, а затем аресты многих из них стали практикой 20-х гг.

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания новой пролетарской культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого. В целом, в 20-е гг. большинство культурных организаций, пресса видели задачу советского общества в том, чтобы прийти к своей собственной культуре, вытравить культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. Основной задачей пролетарского искусства считалась не стилизация под прошлое, а созидание будущего.

2.2 Отечественная культура в период тоталитаризма

Это период социально-политической культуры России. С начала 30-х гг. в стране началось утверждение культа личности Сталина. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отца народов». Гонения политических противников, судебные процессы над ними стали своеобразным феноменом российской социально-политической культуры новейшего времени. Они были не только блестяще организованными театральными представлениями, но и своего рода ритуальными действиями, где каждый играл отведенную ему роль. Основной набор ролей таков: силы зла (враги народа, шпионы, саботажники); герои (руководители партии и правительства, не оказавшиеся в числе первых); толпа, обожествляющая своих героев и жаждущая крови сил зла.

В первое десятилетие  советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива.

В 30-е гг. культурная жизнь в советской России обрела новое измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с «капиталистическим окружением» и «построения социализма в отдельно взятой стране» на основе внутренних сил. Формируется «железный занавес», отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование «социалистической культуры», предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции. Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение. С конца 20-х гг. проработки «несознательных» интеллигентов сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете, это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Информация о работе Культура России советского периода