Культура России 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:09, реферат

Описание работы

Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях – лицеях.

Содержание

1 Культура России 19 века 3
2 Мифология Древней Греции 7
3 Творчество Э. Мане 9
Задание 1. 14
Задание 2. 15
Задание 3.

Работа содержит 1 файл

Культурология_Сереге.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

       Однако, несмотря на свою репутацию "парижского испанца" и перекличку с другими  старыми мастерами, Мане с самого начала выступает как художник с  самобытным видением, неразрывно связанный с художественными исканиями своего времени. Так, одно из самых ранних его произведений - "Любитель абсента" (1859)-кажется прямой иллюстрацией к "Цветам зла" Бодлера. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Композиция картины была навеяна рисунком Рафа-эля и образами "Концерта" Джорджоне. Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: "Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Но у меня все будет по-другому – я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня".

       Открытая  перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства  Мане. На его картинах мы видим живых  парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей. Публику и критиков шокировали вызывающий реализм художника, игнорирование им общепринятых академических канонов красоты, а также привычной сюжетной "законченности" изображения. Герои Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее со своей любимой натурщицы Викторины Меран) есть и дерзкая непосредственность, и глубокая мечтательность. Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с великими мастерами прошлого. Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему "Завтрака на траве"... В стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции – стремление к пленэру и к более материальной и пластичной живописной манере. Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и замечательный натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Начиная с "Завтрака на траве", отвергнутого официальным "Салоном" и выставленного в только что открывшемся "Салоне отверженных", начался непримиримый конфликт Мане с официальным искусством. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой "Олимпии".

Рисунок 1 – «Завтрак на траве»

       Так же как в предыдущем полотне, художник "осовременил" в "Олимпии" традиционные мотивы, но сделал это еще более эпатирующим образом. Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени, "изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной". Между этими персонажами еще меньше прямой связи, чем между фигурами "Завтрака", но от их сочетания рождается цельный и насыщенный ассоциациями образ, в чем-то созвучный образам поэзии Бодлера. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила та же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. В ее утонченной и смелой цветовой гармонии проявилась высочайшая живописная культура Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто принципиально новое. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени, из ренессансного "окна в мир" в поэтический "образ мира". В художественных принципах "Олимпии" лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а "идолообразность" женской фигуры прямо предвосхищала образы Гогена. Другие крупные произведения Мане 60-х годов - "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Гойи.

       Однако  творчество Мане отнюдь не исчерпывалось  созданием больших программных  композиций. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". "Глаз Мане, - писал Пруст, - был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу", Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин "за туалетом", замечательные портреты и натюрморты. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы - "батиньольская". Но хотя Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением. Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами – большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Тем не менее в 70-е годы художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно "Бар в Фоли-Бержер".

Рисунок 2 – «Бар в Фоли-Бержер»

       Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, розового, оранжевого, желтого, серебристо-сиреневого - а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер. Но в центре всего – пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить загадочную глубину человеческой личности. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного, и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане.

 

        Задание 1. Охарактеризуйте понятие  «Интеллигентность» 

       Интеллигентность [лат. intelligens – понимающий, мыслящий] – совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, являющимся носителями культуры. Первоначально Интеллигентность – производное от понятия "интеллигенция", означающего условную группу, объединяющую представителей так наз. "свободных профессий" (ученых, художников, писателей и др.). К числу основных признаков Интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств: обостренное чувство социальной справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; следование велениям совести, а не внешним императивам; тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; способность к состраданию; идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий "интеллигенция" и " Интеллигентность". Понятие "интеллигенция" ввел русский писатель П.Д. Боборыкин. Под первым стали понимать социальную роль, под вторым – особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь к некоторым сословиям и профессиям, с течением времени стали характерными и для представителей др. слоев общества. Интеллигентность обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Однако эта черта имиджа Интеллигентность не является ее необходимым и тем более достаточным атрибутом. Интеллигентность может быть присуща любому члену общества. В настоящее время закрепленность признаков Интеллигентности за представителями каких-либо классов, "прослоек", профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов является не более чем стереотипом обыденного сознания. В сталинский и послесталинский период советской истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как "прослойки" между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение.

       Поэтому Интеллигентность фактически не выступала в качестве социально желаемого качества и образца для подражания. В период тоталитаризма при показном расположении к интеллигенции, последняя неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата государства, видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития. Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный Интеллигентности интернационализм, презрение к проявлениям шовинизма не допускает при этом неуважительного отношения к развитию национального самосознания. Ориентация носителей Интеллигентности на общечеловеческие ценности в корне противоположна стереотипам антагонизма и вражды. В настоящее время, в связи с перестройкой всех сфер общественной жизни, начинают складываться объективные возможности для превращения Интеллигентности в общезначимую ценность, для осознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества. 

       Задание 2. Дайте определение «Глобализации» 

       Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

       Основным  следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

       Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.

       Вместе  с тем, происхождение самого слова  «глобализация» указывает на то, что  ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась». На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли.

       Для культурной глобализации характерно сближение  деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

       Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм. 

       Задание 3. Прокомментируйте понятие «Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное, и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным. И ясно что «все» – это еще не «все». Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой…». (Восстание масс //Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 311). 

       Ортега  описывает "анатомию" и "физиологию" человека массы: его духовные потребности  минимальны; он никого не считает лучше  себя, но лишь хуже; принимает себя таким, какой есть, считая свой умственный и нравственный уровень достаточным; он полагает себя в праве "вмешиваться во все, навязывая свою убогость бесцеремонно, безоглядно, безотлагательно и безоговорочно...". Возникает и приходит к власти новый тип человека, который не желает ни признавать, ни доказывать правоту, а намерен навязать миру свою волю. Это человек, утверждающий право не быть правым, право произвола.

 

        Список литературы

    1. Статья в кн.: 1982. Художественный календарь. Сто памятных дат. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1981
    2. И. А. Заичкин И. Н. Почков “Русская история от Екатерины великой до Александра II”
    3. http://greekroman.ru/
    4. Культура России: IX-XX вв.: Учеб. Пособие. – М: Простор, 1996
    5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информация о работе Культура России 19 века