Культура России 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:01, реферат

Описание работы

Истории культуры России XIXв. занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКА И ЕЁ ВКЛАД В МИРОВУЮ
КУЛЬТУРУ 4
1.1 Культура России в первой половине XIX века 4
1.2 Культура России во второй половине XIX века 8
2 ГЕНЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО ЦАРЕЙ «ЭПОХИ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ» 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа содержит 1 файл

Контрольная по истории.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

      В музыкальной культуре второй половины XIXв. Особое место занимает “Могучая кучка” или “Новая музыкальная  школа”. Задачи и эстетические позиции  членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного  и музыкального критика В.В. Стасова (1834-1906).

      Композиторы “Могучей кучки” в своем творчестве развеяли традиции классической музыки М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, широко раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки. В  период деятельности “Могучей кучки” были созданы одни из лучших произведений кружковцев.

      Поворот русского изобразительного искусства  к критическому реализму обозначился  в конце 50-х г.г. XIXв. Важнейшие  тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова в Товарищество передвижных художественных выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской.

      Цель  Товарищества была определена как необходимость  пропаганды живописи русских художников.

      Уже первая выставка картин передвижников в 1871г. показала, что сложилось новое направление в живописи, для которого характерны отказ от академических канонов, переход к критическому реализму.

      Отличительной стороной русской науки той эпохи  была ее демократизация, наличие в ней свежих сил разночинной демократической молодежи.

      Русская наука во второй половине XIXв. развивается  в неразрывной связи с достижениями мировой культуры, внося в это  развитие неоценимый вклад.

      Борьба  передовых демократических элементов  с реакционным направлением в русской науке второй половины XIXв. завершилось событием всемирно – исторической значимости – в 90-х годах Россия стала родиной ленинизма – высшего достижения русской и мировой культуры. [5, с.97]

      Периодическую печать этого времени характеризует большое оживление. Вступление России на путь капиталистического развития, общественный подъем после Крымской войны, смерть Николая I и ослабление цензурного гнета, хотя законы о печати и оставались неизменными до 1865г., - таковы предпосылки этого оживления. Кроме новых “толстых” журналов, которые вместе с прежними задавали тон в печати, появилось много специализированных, сельскохозяйственных, педагогических, посвященных различным видам искусства, рассчитанных на различные группы и слои населения России.

      Особенно  выросла газетная периодика, в том  числе провинциальная, чему способствовала отмена запретов на издание частных  газет и журналов универсального характера.

      Смягчив цензурный режим, правительство  Александра II пыталось воздействовать на общественное мнение с помощью собственных органов печати. Например, газеты Министерства внутренних дел  “Северская почта”. 

      Ожесточенные  споры в печати, в том числе  и между демократами, шли и  по другим насущным проблемам. Выступление  “Колокола” против “Современника” были связаны с либеральными колебаниями Герцена, а споры между “Современником” и “Русским словом” отразили мучительные теоретические искания деятелей революционной демократии в трудное для нее время. Вместе с тем они предвещали новый этап в развитии  демократического движения в стране.

      Достижения  драматургии этого времени неразрывны с достижениями русской реалистической школы искусства в целом. Кроме  А.Н. Островского, большой вклад в  развитие драматургии внесли М.Е. Салтыков-Щедрин и А.В. Сухово-Кобылин; ее влияние испытали также А.Ф. Писемский, Н.С. Лесков, А.К. Толстой, А.А. Потехин. Однако они решали разные идейно-творческие задачи.

      Революционно-демократическое  направление в развитии драматургии 60-х годов представляют драматические  произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, включенные в его сатирические циклы, и главным образом пьесы “Смерть Пазухина” и “Тени”.

      Крупным достижением драматургии 60-х годов  является трилогия А.В. Сухово-Кобылина: “Свадьба Кречинского” (1854), “Дело” (1861) и “Смерть Тарелкина” (1869).                                          

      Также самые выдающиеся достижением драматургии 60-х годов и всей второй половины XIXв. Являются пьесы А.Н. Островского, стоящие в одном ряду с классической русской поэзии. По выражению Гончарова, Островский достроил здание, в основание которого краеугольные камни положил Грибоедов, Пушкин и Гоголь. За исключением некоторых пьес славянофильского периода, его драматургия проникнута критическим пафосом. В этом он ближе всего к традициям Гоголя и его школы, но, развивая эти традиции, Островский создал свою собственную драматургическую систему.

 

      

2 ГЕНЕОЛОГИЧЕСКОЕ  ДЕРЕВО ЦАРЕЙ «ЭПОХИ ДВОРЦОВЫХ  ПЕРЕВОРОТОВ»

      За  время с 1725 по 1762 г. на Российском престоле сменились шесть правителей: Екатерина  I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович, Елизавета Петровна и Петр I; воцарением на Российском престоле Екатерины II период завершился.

      Большинство из данных правителей оказалось на государственном престоле волей  случая, не обладая особенными государственными талантами. Свое положение правители преимущественно использовали для удовлетворения своей личной выгоды и капризов, мало радея о государственном благе.

      Поскольку переход престола от одного правителя  к другому осуществлялся не по законам престолонаследования, а, как правило, при помощи гвардии, данный период называют эпохой дворцовых переворотов. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Россия  прошла путь из культурной изоляции –  к интеграции с европейской культурой.

     Большинству же населения страны — крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству — новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).

     Возник  разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила  Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья — народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской  этнической культуры. 

 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Культура России IX-XX в. - В.С.Шульгин, Л.В.Кошман, Москва 2005 г.  
2. История русской культуры - Т.И.Балакина, Москва 2004 г.  
3. Пособие по истории Отечества - А.С.Орлов А.Ю.Полунов, Москва 2004 г.  
4. Организация науки в России в первой половине XIX века- Г.Е.Павлова, Москва 2003 г.  
5. Очерки русской культуры первой половины XIX века - В.В.Познанский, Москва 1999 г.  
6. Зезина М. Р.  Кошман Л. В.  Шульгин В. С.  История русской культуры. – Москва., 2000 г.

7. Милюков  П. Н. Очерки по истории русской  культуры. – Москва, 2003 г.

Информация о работе Культура России 19 века