Культура России 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:43, контрольная работа

Описание работы

Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках, дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода

Работа содержит 1 файл

культура России.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

    Обычно  дети и подростки обучались грамоте  у духовных лиц, подьячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в  семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Характерно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользовались широким спросом. Изданные в 1651 году 2400 экземпляров "Азбуки" патриаршего дьякона Василия Бурцева были распроданы за один день.

    В 40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных  деятелей - Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для  организации школ в Андреевском  монастыре. Молодые дворяне и  сам Ртищев стали обучаться греческому и латинскому языком, риторике, философии. Многие представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Тем не менее, частные школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подьячих русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся "гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных при ее открытии.

    Первые  частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины XVIII века.

    Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное место в истории русского просвещения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗОДЧЕСТВО 

    Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

    По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах  возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села. Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.

    В деревянном зодчестве с большой  силой проявилась народная художественная культура. Светские элементы проникали  все более и в каменное зодчество. Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось на более высокий уровень. Каменные постройки появились теперь не только в городах, но иногда и в селах.

    Значительной перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624-1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские соборы с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно новый вид. Строго крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства. Замечательные постройки появились в Ярославле, Толчкове - церковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Костроме и Романове и другие. Строгая церковная регламентация оказалась, в конечном счете, бессильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зодчестве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СКУЛЬПТУРА  И РЕЗЬБА 

    Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и  другие детали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец.

    Резьба  по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощением этого  глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украшались дома простых людей. Разные наличники  и карнизы, обработка резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обработки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных особенностей русской национальной культуры.

    Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использовано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов.

    Дальнейшее  развитие получила и скульптура, хотя в ней сохранилось много архаических  черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись в плоскостной манере, как горельефы.

    Скульптурные  детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на оружии.

    В целом развитие скульптуры шло в  направлении придания изображению  более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства. 
 
 
 

    ЖИВОПИСЬ 

    Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия  искусства на народные массы и, как  и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике.

    Церковь особенно гневно преследовала распространение  в селах и городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало живописцев, наделенных большим талантом.

    Реалистические  тенденции в живописи XVII в. развивались  еще очень медленно. Большое место  занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием.

    Высшая  ступень развития живописного искусства  в XVII веке связана с деятельностью  выдающегося художника Симена Ушакова (1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в котором  художник изобразил классически правильное лицо, а также большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г. С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".

    Примечательным  явлением в живописи, отразившим возросший, как и в литературе того времени, интерес к человеческой личности, было распространение портретных изображений. Это оказалось не только в направлении творчества С.Ушакова. Многие представители знати стали заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов.

    Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все более  выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического  начала и освобождения от церковно-иконаических традиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    МУЗЫКА  И ТЕАТР 

    К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного  творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду  господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой, передающей самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

    Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ  любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями.

    Новым явлением было возникновение первого  придворного театра.

    Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин А.С.Матвеев. Театр был организован для  того, чтобы по-новому отпраздновать  рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где под руководством пастора И.Г.Грегори ставились иноземцами любительские спектакли.

    После смерти царя Алексея Михайловича  в 1676 году под влиянием патриарха  Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземному, театр прекратил существование.

    Оторванный  от народного искусства и предназначенный  для узкого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил  серьезных следов в истории русской  театральной культуры. 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Определяя основное содержание и направление  историко-культурного процесса средневековой  России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила  своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную  среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила замечательные богатства творческих сил народа в культуре.

    Культура  народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая  по своему духу. Беспредельная самоотверженная  любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

    Развитие  русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности  и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими  и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и особенностей.

    Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь  сыграла определенную роль и в  распространении грамотности, и  в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

Информация о работе Культура России 17 века