Культура речи в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:00, реферат

Описание работы

Деловой разговор — это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………...стр. 2
Основные требования к деловому разговору……………………………………… стр. 3
Риторический инструментарий деловой речи……………………………..……….стр. 4
Техника речи……………………………………………………………………………………..…… стр. 5
Речевой этикет……………………………………………………………………………….……….стр. 6
Список использованной литературы……………………………………………………..стр. 7

Работа содержит 1 файл

Культура.docx

— 27.05 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………...стр. 2

Основные требования к деловому разговору……………………………………… стр. 3

Риторический  инструментарий деловой речи……………………………..……….стр. 4

Техника речи……………………………………………………………………………………..…… стр. 5

Речевой этикет……………………………………………………………………………….……….стр. 6

Список использованной литературы……………………………………………………..стр. 7

 

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО РАЗГОВОРА.

Введение. 

    Деловой разговор как особая разновидность устной речи Деловой разговор — это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем.

    Каждодневно ведя деловые разговоры друг с другом, а также со своими клиентами, такие люди проявляют порой вопиющую речевую безграмотность, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет в полной мере реализовать свой потенциал. В то же время деловой разговор как научное понятие в современной лингвистике отсутствует. Отсюда и полная неразработанность устной деловой речи в сфере предпринимательской деятельности.

    Деловой разговор — это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы. 
 
 
 
 
 
 

Основные  требования к деловому разговору.

   К деловому разговору предъявляются требования правильности, точности, краткости и доступности речи.

   Непременное требование к деловому разговору — ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ говорящих. Хотя нормы устной деловой речи не так строги, как у ее письменной формы, говорящие обязаны стремиться к правильности своего языка. Необходимость соблюдения этого требования продиктована тем, что большинство участников деловой беседы, которые сами допускают речевые погрешности, не упустят случая отметить (если не вслух, то про себя)

наиболее очевидные  ошибки в речи беседующего с ними партнера. К тому

же пока вы не будете твердо знать, что ваша речь с точки зрения ее лексико-стилистических норм является правильной, вам не избавиться от ощущения неуверенности. Только полная уверенность в этом отношении дает возможность сосредоточиться не на словах, а на деле. 

        Чтобы речь была правильной, слова следует употреблять в строгом соответствии с их значением. Между тем ошибки в словоупотреблении — наиболее распространенный речевой недостаток участников деловых разговоров. Возьмем такой пример: «Погода СОПУТСТВОВАЛА разгрузке платформ» (вместо «БЛАГОПРИЯТСТВОВАЛА»). В данном случае использовано слово без учета его семантики. Подобные ошибки возникают в результате стилистической небрежности говорящих, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка.

Употребление слов без учета их семантики часто  меняет значение высказывания. Например: «Возведение основного корпуса  завода совпало с резким ухудшением КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ». Говорящий  имел в виду, конечно, погодные условия (плохую погоду), климат не может измениться за несколько месяцев, в течение  которых велось строительство упомянутого  заводского корпуса.

Употребление слов без учета их семантики может  стать причиной нелогичности и даже абсурдности высказывания. Так, во фразе  «ДЕКАДА технической книги будет  проходить ПЯТЬ ДНЕЙ» говорящий  забыл или не знал, что слово «декада» означает «десять дней». Но чаще неправильное словоупотребление приводит к логическим ошибкам, которые обычно выражаются в подмене понятия.

Не всегда говорящие  умело пользуются в своей речи антонимами. Рассмотрим следующую довольно часто звучащую в деловых разговорах фразу: «В СИЛУ СЛАБОГО контроля...». Здесь первое из слов ан-тонимической пары, выступая в функции предлога, не должно было бы сохранить первоначальное лексическое значение, но из-за близкого соседства его антонима это значение «проявилось», и соединение несовместимых понятий стало причиной нелогичности высказывания. 

Небрежное отношение  к языку может стать причиной речевой недостаточности — пропуска слов, необходимых для точного  выражения мысли: «КАФЕДРА НАЧИНАЕТСЯ ровно в 12 часов» (пропущено «заседание»). Речевая недостаточность обычно возникает, когда говорящий торопится  и не следит за правильностью высказывания, что наносит серьезный ущерб  смысловой стороне речи. 

Риторический  инструментарий деловой  речи.

   Чтобы деловое общение было успешным, недостаточно знать специфику деловой речи, ее лексику, грамматику и стилистику. Надо научиться пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, успешно говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед широкой публикой. 

   Наверное, нет таких профессий и специальностей, где искусство владеть словом не пригодилось бы. Но в некоторых областях человеческой деятельности, к которым, в частности, относится и бизнес, владение искусством речи является обязательным. Ведь деловому человеку, занятому в сфере предпринимательства, постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, участвовать в коммерческих переговорах, проводить служебные совещания, вести прием посетителей и сослуживцев. Но чтобы хорошо говорить, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, т.е. владеть инструментарием ораторской речи, приемами риторики.

О том, как сказать  правильно и как сказать понятно, мы уже говорили в главе, посвященной  основным требованиям к деловому разговору. О том, как сказать  убедительно, можно прочесть в главе  «Логическая культура делового разговора». Здесь же мы поговорим о том, как  сказать красиво.

Говорить красиво  учит особая наука — риторика, или  наука о красноречии. Она излагает законы подготовки и произнесения публичных  речей с целью оказания желаемого  воздействия на аудиторию. Особо  подчеркнем, что это не просто наука  о способах красивой подачи информации посредством устного слова, но свод конкретных законов и правил, обеспечивающих действенность речи, превращающих слово  в средство влияния на других людей. Знание законов и правил красноречия  особенно важно для людей дела. Пренебрежение ими — одна из существенных причин неудач многих предпринимателей, их низкого рейтинга в среде профессионалов — бизнесменов и в среде  потребителей. Поэтому в самых  общих чертах опишем сущность ораторского  искусства.

Риторика предполагает учет факторов, существенно влияющих на действенность общения. 

Техника речи.

Для делового разговора  большое значение имеет техника  речи, составными частями которой  являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи —  в координации дыхания, голоса, артикуляции  при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции. 

     Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем им хорошо слышно.

Как тихая, так и  громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и  она перестает слушать оратора. Чтобы избежать этого, во время выступления  постепенно и плавно то повышайте, то понижайте голос, делайте его  то громким, то тихим.

Оратор, который хочет  быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного  диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним. 

Чтобы добиться звучности  голоса, необходимо правильно поставить  дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс  вдоха и выдоха. Это значит также  уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. У хорошего оратора соотношение длительности вдоха и выдоха должно быть 1:15 — 1:20.

 Речевой этикет.

Соблюдение норм речевого этикета — необходимое  условие ведения любого делового разговора. Основу речевого этикета  составляет вежливость, которая в  обязательном порядке предполагает прежде всего ПРИВЕТСТВИЕ. С древних времен люди оказывают друг другу почтение посредством приветствий. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво. Этические и социально-психологические основы бизнеса: Практическое пособие. М.: ИНФРА-М., 1995. Кузин Ф. А. Имидж бизнесмена: Практическое пособие,- М.: «ОСЬ-89». 1996.
  2. Писарев Д. И. Соч. - М.. 1956.- Т. 3.- С. 133.
 
  1. При написании  реферата использовался материал с  сайта http://sbiblio.com/biblio/archive/kusin_culture/00.aspx

Информация о работе Культура речи в деловом общении