Культура речи и эффективность общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

В основу теории культуры речи как особой лингвистической дисциплины предлагается положить следующее определение этой дисциплины. Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Содержание

1 Культура речи и эффективность общения…………………………………….3
2 Причины языковых ошибок и коммуникативных неудач……………………9
3 Как стать гением переговоров………………………………………………...15
4 Речевой этикет как элемент русской национальной культуры……………..21
Практический блок……………………………………………………………………….25
Творческий блок………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

1 Культура речи и эффективность общения.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

    Если  разговор не получается, значит, отсутствует  одно из необходимых условий: обоюдное желание вести диалог. В нашей  жизни довольно часто встречаются  такие ситуации. Например, сидит  человек на скамейке в парке или  едет в автобусе, троллейбусе, в электричке. Рядом садится гражданин и заводит разговор. Ему односложно отвечают из вежливости, давая понять, что не хотят поддерживать разговор, а он назойливо лезет с вопросами, что-то рассказывает. Остается в таких случаях только встать и поменять место или уйти. Да иногда и дома нет желания разговаривать даже с близкими, отвечать на вопросы, выслушивать их рассказы. Причины этому бывают разные: недомогание, усталость, хандра, необходимость сосредоточиться на каком-то деле, обдумать его. В таких случаях следует помнить о культуре общения. Нельзя навязываться с разговором. Когда собеседник не проявляет интереса, необходимо прекратить разговор, подождать, когда у партнера появится необходимость в общении.

    Успех общения зависит так же и от того, насколько удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для обоих собеседников, в какой степени предмет обсуждения известен каждому из разговаривающих.

    Общенародный  русский язык - сложное явление. Высшая его форма - литературный язык, которым владеют люди, получившие образование. Затем, как средство общения в среде недостаточно грамотных людей, преимущественно жителей городов, используется просторечие, а в сельской местности, особенно в деревнях, - различные диалекты. Существуют еще жаргоны. Есть профессиональные жаргоны, молодежные (школьный, студенческий), жаргон воровской, тюремный.

    Таким образом, чтобы говорить на одном  языке, надо хорошо знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми приходится общаться.

    Общение сопровождает человека всю его жизнь. В былинах, сказках, песнях, пословицах и поговорках народ выразил свое понимание значения общения в процессе труда, определил его положительные и отрицательные качества, показал, что влияет на успех общения, какие требования следует предъявлять к участникам общения. В этом отношении особенно показательны пословицы и поговорки.

    Осмысление  народной мудрости позволяет нам  лучше ориентироваться в сложных  жизненных ситуациях и находить наиболее верные решения.

    Собеседование, общение, речь, по мнению народа, должны обогащать человека, развивать его интеллект, содержать в себе что-то новое, неизвестное, поучительное. Тогда общение приносит удовлетворение собеседникам, рождает взаимное уважение обогащает жизненный опыт. "В чужой беседе всяк ума наберется". Отсюда предупреждение определяющее отношение к словам, речи, языку: "Слово не зря молвится", "Когда говоришь - думай", "Не бросай слов на ветер".

    Общение двусторонний процесс. В нем участвуют  по меньшей мере два человека. И  от каждого из них зависит каким будет собеседование. Каждый по собственному опыту знает, что собеседники бывают разные. Пословицы показывают какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость. " Умей вовремя сказать, вовремя смолчать", то есть знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность ему высказаться.

    Очень неприятно когда тебя не слушают, но еще хуже когда один из участников диалога, не дослушав, включается в  разговор и одновременно звучат два  голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на заседаниях собраниях и дискуссиях. Пословица предостерегает: "Петь хорошо вместе, а говорить порознь".

    Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре - положительные качества говорящего.

    Общение и общество - родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение (как и общество) восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должны быть:

    - общая необходимость и заинтересованность  в передаче и получении информации;

    - общая тема разговора; 

    - общий язык с его системой звуков и знаков, с особым "голосом", позволяющим передать тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.

    Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают  наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и  в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:

    - богатство (разнообразие) речи,

    - ее чистота, 

    - выразительность, 

    - ясность и понятность,

    — точность и правильность.

    Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейший книжно-письменной традицией.

    Говорящему  необходимо иметь достаточный запас  слов, чтобы выражать свои мысли  четко и ясно. Важно постоянно  заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства  родного языка.

    Не  следует забывать о том, что словесные штампы не вызывают в сознании необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них. Шаблонная, избитая фраза "отскакивает" от слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания.

    Почему  же некоторые все-таки используют в  своей речи шаблонные слова и  выражения? Причины бывают самые  разные. Одни стараются говорить "гладко и плавно", другие пытаются скрыть свое отношение к (предмету речи, доверительный разговор заменяют общими фразами. Употребление шаблонных выражений и фраз бывает вызвано неподготовленностью, поверхностными знаниями, обусловлено низкой речевой культурой, недостаточным запасом слов. А бедность, серость языка связывается в свою очередь с однообразием, бедностью, серостью и не оригинальностью мысли.

    Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой  смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

    Почему  же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

    Речь  должна быть яркой, образной, выразительной. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.

    Если  слушатели не воспринимают смысл  произносимых слов, они неправильно  понимают то, о чем говорится, следовательно, не могут усвоить преподносимый  материал. Ясность, понятность речи в  значительной степени зависят от правильного использования различных пластов лексического состава языка: терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Применение слов ограниченной сферы употребления должно быть обязательно мотивировано.

    Точность - необходимое качество речи. Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.

    Вспомним  слова Л. Н. Толстого:

    Единственное  средство умственного общения людей  есть слово, и для того, чтобы общение  это было возможно, нужно употреблять  слова так, чтобы при каждом слове  несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия 
 
 
 

    3 Как стать гением  переговоров 

     Из  практики замечено, что для успешного  проведения переговоров необходимо наличие таких качеств, как целеустремленность, твердость, терпение.

     Целеустремленность  - это не демонстрация собственной принципиальности, преходящей в твердолобость, а скорее изобретательность и находчивость в отстаивании собственных интересов, умение приспособить их к конкретным обстоятельствам и постоянно меняющейся обстановке.

     Твердость – это не демонстрация силы, а умение защищать свои интересы в борьбе с людьми, чересчур напористыми или слепо следующие полученным инструкциям. Это также умение видеть ту черту, за которой всякие компромиссы уже теряют  смысл.

     Терпение  – это способность маневрировать, вынуждая и другую сторону искать пути к компромиссу, также это настрой на длительные переговорный процесс, стремление довести его до положительных результатов, поиск взаимоприемлемых вариантов решения того или иного вопроса.

     

     Рисунок 1. Переговорный процесс 

     Переговорный  процесс схематически можно изобразить так, рисунок 1. Это упрощенное воспроизведение  всех основных этапов переговорного  процесса с учетом сохранения равенства интересов двух сторон, обстановки и среды, в которой протекают переговоры.

     Более реалистическую картину дает схема  на рисунок 2. Ведь, когда ведешь переговоры, многое происходит спонтанно, неожиданно и реагировать тоже приходиться  сразу, незамедлительно перестраиваясь в соответствии с помыслами, которые исходят от противоположной стороны. То есть успешные переговоры – это во многом умение реагировать мгновенно, легко, четко формулируя, т.е. не допуская иных толкований.

     .  

      Рисунок 2. Воздействия на переговоры 

      Умение  мгновенно реагировать – это  механизм включающий в себя способность 

      отделить  второстепенное от важного и увидеть  проблему в целом.

      Приобретению  этого механизма способствует – рост самосознания, сведение воедино всех навыков и умений. Принято считать, что фундамент, на котором возводиться здание механизма быстрого реагирования, у каждого человека будет разным, а вот навыки у всех людей практически одинаковы и главные из них приведены в таблице 1.

      Таблица 1.

      Основные  принципы и базовые навыки успешных переговоров.

Базовые принципы Основные навыки
Конструктивный  подход к проблеме Настоящие умение слушать 
Подготовка  Умение творчески  задавать вопросы 
Осознание собственной силы  
Уверенность Умение мыслить  перспективно
Знание  основ тактики и стратегии   
 

      Все мы, сознательно или бессознательно, впитываем в себя стереотипы, превращая  их в уже привычную манеру поведения. Даже если мы считаем себя абсолютными новичками в таком деле, как переговоры, все равно вольно или невольно мы стремимся подражать уже виденному или слышанному.

      И в процессе освоения методов ведения  переговоров следует учесть, что  развитию механизма быстрого реагирования чаще всего мешают – стереотипы мышления (организационные, поведения, мышления), культурные нормы и традиции.

      Использование тех или иных тактических приемов  – обязательное условие любой  игры. Для многих тактика – это  нечто сродни уловкам фокусника, желающего одурачить. На самом деле тактика предполагает честную игру, когда ты получаешь то, что хочешь, но не ценой обмана или ущемления прав другой стороны. Одним из немногих тактических приемов, который с самого начала может быть признан полезным и целесообразным является отсрочка. Отсрочка – это всего лишь перерыв в переговорах, который объявляют по согласию обеих сторон. Не стоит забывать и согласовании сроков завершения переговоров этот прием подстегивает стороны к более продуктивной работе, не дает расслабиться или отклониться от темы. Довольно часто переговорам предшествует «подготовка почвы», путем поднятия шумихи вокруг обсуждаемого вопроса, запугивания через средства массой информации. В такой ситуации следует, либо притвориться, что вы ничего не знаете, и ввести переговоры в  конструктивном духе, либо открыто заявить, что вы в курсе всех козней, которые устраивает ваш партнер и потребовать от него объяснений его поведения.

Информация о работе Культура речи и эффективность общения