Культура поведения человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:30, доклад

Описание работы

Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приятным и красивым.
Нередко о воспитании человека судят лишь по его манерам. Но не одни лишь внешние атрибуты воспитанности отличают культурного человека.

Работа содержит 1 файл

Культура поведения человека.docx

— 25.00 Кб (Скачать)

Культура поведения  человека

Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного  богатства, умения общаться с людьми. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в  связи с необходимостью упорядочить  общение людей, сделать его более  организованным, приятным и красивым.

Нередко о воспитании человека судят лишь по его манерам. Но не одни лишь внешние атрибуты воспитанности  отличают культурного человека.

Какие качества присущи культурному, воспитанному человеку? Образованность, профессионализм, высокая духовность, порядочность, интеллигентность.

Мы говорим о культуре труда, быта, культуре общения, а не редко и о культуре чувств, подразумевая, что в культурном человеке должны сочетаться нравственные и этические  качества.

Существуют незыблемые нравственные критерии, на которых основан этикет - свод правил, регулирующих внешние  формы поведения человека. Это  честь, совесть, порядочность - качества которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без них нет человека в  настоящем, высоком понимании этого  слова.

Хорошие манеры составляют как бы оправу драгоценных граней души, среди которых самые привлекательные - доброжелательность, тактичность, деликатность, благородство, честность.

Выручить из беды, бескорыстно  помочь в трудную минуту, пожертвовать для другого, даже не очень близкого, а порой и незнакомого человека чем-то важным, не поскупиться для  него на время, хлопоты, труды - все это  норма поведения для воспитанных, благородных людей.

Если хорошие манеры станут внутренней потребностью каждого человека, это поможет в значительной степени  изменить взаимоотношения людей. Значит, исчезнут многие поводы для плохого  настроения, которое иногда возникает  у нас из-за грубости, невоспитанности  окружающих. Вот почему культуру поведения  надо воспитывать с юных лет и  сохранять приобретенные навыки всю жизнь.

Общаясь с людьми, надо учитывать  их психический склад, внутренний мир  и для каждого пытаться найти  правильную линию поведения. Общение  с недоверчивым человеком требует  осторожности, терпения. С капризными людьми необходимы спокойный тон  и игнорирование их капризов. Самодовольных  осаживает ирония, но неразумно пользоваться ею, когда имеешь дело с застенчивым  человеком. Нельзя ожидать от флегматика мгновенной реакции, и трудно надеяться, что холерик в критической  ситуации останется невозмутимым.

Воспитанный человек всегда вежлив, деликатен, доброжелателен по отношению к окружающим людям. Ему  присуща тактичность. Он правильно  реагирует на поведение другого  человека, понимает его состояние, готов  поддержать в трудную минуту, избегает разговоров, которые могут быть неприятны  кому-либо, не показывает свое превосходство, не демонстрирует свое благополучие в присутствии людей, которым менее повезло. Тактичный человек не демонстрирует ни чрезмерной симпатии, ни своей явной неприязни к отдельным людям, потому что это может поставить в неудобное положение не только их, но и окружающих. Нередко граничит с бестактностью выставление на всеобщее обозрение своих интимных чувств, чрезмерное любопытство, чтение чужих писем. Недопустимо высмеивать физические недостатки людей, подслушивать чужие разговоры, писать анонимные письма.

Важнейшее качество воспитанных  людей - скромность.

Скромный человек самокритичен и требователен к себе, не переоценивает  свои возможности и способности. Он не стремиться выделиться внешне: не наденет кричащей одежды, не будет  громко разговаривать в автобусе, не станет хвастаться своими заслугами. Но чрезмерная скромность, застенчивость  не всегда хороши. Застенчивый человек  склонен недооценивать свои силы, трудно входит в коллектив, боится взяться  за ответственное дело.

Многие молодые люди думают, что уважение, вежливость, такт, предупредительность  необязательны по отношению к  родителям. Это горькое заблуждение! Юноша, который считает ниже своего достоинства убрать квартиру, приготовить  завтрак, сходить в магазин, бесцеремонно включающий компьютер в любое  время, даже тогда, когда домашние отдыхают, далек от идеала культурного человека, если даже и обладает эрудицией, хорошими манерами.

Привлекательнейшее из достоинств - искренность. Но, правда, в сочетании  с другими качествами - со сдержанностью  и деликатностью. Нехорошо, если, например, человек по простоте душевной скажет уже не молодой женщине, что она  старуха.

Неотъемлемый атрибут  порядочности - обязательность, точность. Еще в древности установлено: договоры надо выполнять. Конечно, иной раз обстоятельства заставляют вольно или невольно нарушить договоренность. Но бывает, что человек заранее  знает, что свое обещание не выполнит, слово не сдержит. Порой дает обещания "сгоряча", необдуманно, и далее  оказывается, что оно просто невыполнимо. Подобная безответственность приносит большие огорчения людям. Порядочный человек стремиться быть пунктуальным, всегда выполняет свои обещания.

Одалживание денег, как и  прочих вещей, - особая услуга.

Не будет ничего дурного, если, давая деньги в долг, мы сразу оговорим срок их возврата и даже запишем его для памяти. Если должник медлит с отдачей денег, вполне допустимо ему об этом напомнить. При этом он обязан извиниться и указать новый срок (если в настоящий момент не располагает нужной суммой) . Одинаково неприятно как напоминать о долге, так и выслушивать подобные напоминания. Этого просто нельзя допустить. Если не можем вернуть деньги в срок, надо спросить одолжившего, может ли тот еще подождать. Если нет - переодалживаем нужную сумму в другом месте и отдаем. Не следует рассказывать посторонним, сколько и кому мы дали в долг или, наоборот, заняли.

Взяв у знакомых какую - либо вещь, возвращайте ее без задержки и в исправном состоянии. Нельзя одалживать предметы гардероба, машину, мотоцикл, фотоаппарат, телевизор. Иногда это допустимо среди членов семьи.

Точность - одно из проявлений вежливости, уважения к человеку. Нужно  беречь и свое и чужое время.

Заранее составлять распорядок своего дня. Приступив к любому делу, обязательно добивайтесь его  выполнения.

Место встречи устанавливается  так, чтобы доехать до него каждому  из встречающихся требовалось примерно одинаковое время. Не всегда, однако, удается  точно рассчитать время.

Обычно прощают опоздание  в пределах 5-10 минут.

Если что-то случилось  и вы не можете встретиться, сообщите об этом. Если уходите из дому, скажите  или напишите записку родителям, куда идете и когда вернетесь.

Несколько слов о привычках. Они имеют огромное значение для  человека. "Посеешь привычку - пожнешь  характер, посеешь характер - пожнешь  судьбу". Привычки это то, из чего складывается образ жизни человека, способы достижения им своих целей, манера общения с другими людьми - словом, все то, что в конечном счете определяет его судьбу.

Привычки подразделяются на полезные и вредные. Скажем, гигеенические (умывание, утренняя гимнастика, мытье рук перед едой и т.п.) или нравственные (вежливость, приветливость, дисциплинированность и т.п.) привычки полезные. А вот сквернословие, курение, пьянство, наркомания - вредные привычки.

В больших городах возникает  необходимость координации поведения  множества людей, прежде всего пешеходов  и водителей автомобилей.

По статистике большинство  несчастных случаев происходит по вине пешеходов. Поэтому нам, пешеходам, надо строго придерживаться правил уличного движения.

На улице также необходимо соблюдать общепринятые правила  поведения. Всякий раз, выходя из дома, окиньте себя взглядом - не нужно  ли почистить пальто, костюм, туфли. Как бы мы не спешили, не летим расталкивая  толпу, но и не плетемся еле-еле, заставляя  прохожих обходить нас.

Воспитанный человек ведет  себя на улице так, чтобы меньше привлекать к себе внимание прохожих: громко не разговаривает и не хохочет, избегает недоразумений, не вступает в случайную  перепалку. Отвратительная привычка плевать, бросать окурки, шелуху от семечек  и другой мусор на тротуар.

Молодой человек помогает своей спутнице нести тяжелый пакет, хозяйственную сумку с продуктами. Если потребуется пройти через мостик, узкую калитку, по обочине дороги, женщину, а также лиц старше нас пропускаем вперед. Если идти первым оказывается в какой-то мере небезопасным (среди луж, в темноте и т.д.) , эту роль берет на себя мужчина, отыскивая и прокладывая дорогу.

Избегайте есть что-либо на улице. И конечно, нельзя, шествуя  по тротуару, обдавать прохожих табачным дымом.

Ходить под руку в наше время считается несколько старомодным: это затрудняет движение на людных улицах. На скользком месте молодой  человек может предложить пожилому человеку или спутнице руку.

Среди молодежи распространен  обычай ходить обнявшись.

В городе нередки происшествия. Стараемся не увеличивать толпу  зевак. Поможем старому человеку донести сумку, переведем слепого  через улицу. Нужно быть в высшей степени деликатным, чтобы пристально рассматривать человека с каким-либо физическим недостатком.

Раскрытый зонтик несут над  головой так, чтобы вода не стекала  на прохожих. При встрече с другими  пешеходами зонт поднимают или наклоняют  в сторону.

Встречного прохожего  на узком тротуаре пропускают, отступая назад (младший по возрасту или мужчина) . На улице не ходят шеренгой.

Встретив знакомого и  заговорив с ним, не стойте посредине  тротуара, отойдите в сторону, чтобы  не мешать другим прохожим. При встрече  с человеком старше вас, не останавливайте их, а попросите разрешения проводить  их. Невежливо останавливать малознакомых людей или приятеля, если он идет не один. Это можно сделать только в крайнем случае, конечно, извинившись  и убедившись, что он не спешит. Если вы идете не один и встречаете знакомого, с которым хотите обменяться несколькими  фразами, не забудьте извиниться перед  своим спутником. Тот, в свою очередь, поздоровавшись со всеми ждет вас  или идет поодаль, однако мужчине  не подобает оставлять женщину одну. Желая поговорить со своим знакомым, представьте его своей спутнице.

Если в ожидании транспорта скопилась группа людей, то приходящие должны занимать свою очередь, а не останавливаться в неопределенной позиции где-нибудь, чтобы затем  при посадке броситься к дверям вагона, оттесняя тех, кто стоял первым.

При входе в общественный транспорт пропустите вперед инвалидов, детей, пожилых людей и женщин. В случае необходимости окажите  им помощь. Если для входа и выхода используют одну дверь, то сначала дают возможность людям выйти. Мужчина  выходит из вагона первым и помогает своей спутнице, пожилым людям  или детям. В вагоне не останавливайтесь у дверей, а проходите вперед, освобождая место другим пассажирам. Нельзя разваливаться на сидении  и занимать его полностью, если оно  рассчитано на двоих. Сумки на сидение  можно ставить только в том  случае, если никто не стоит и есть свободные места. Если свободных мест нет, то уступают свое место престарелым, больным, беременным женщинам, людям с маленькими детьми. Это обязаны делать как лица мужского пола, так и женщины, и в первую очередь молодые люди. Уступая место, можно сказать пару слов, но можно сделать это и молча. Если вам уступают место, то не принимайте это как должное, нужно поблагодарить эа проявление внимания. Благодарит и мужчина, и женщина, если место уступили его спутнице. От предложенного места можно отказаться. Тогда поблагодарите за услугу и кратко объясните, почему не воспользовались любезностью. Молодым людям посоветуем: уступайте место всем, кто старше вас, и вашим сверстницам.

.

Транспорт не место для  публичных дискуссий. Если же нам  все-таки приходится вступить в разговор, а он носит задиристый характер, помним, что помочь в данном случае может лишь чувство юмора.

Стало распространенным читать в дороге. Но в транспорте газету полностью не разворачивают, а читают в сложенном виде. Не очень красиво  заглядывать в книгу соседа, в  упор разглядывать пассажиров. Не следует  вести беседу о семейных или служебных  делах, подслушивать чужие разговоры.

В такси водителю не делают замечаний и не требуют увеличить  скорость. Если вы очень спешите, то можно сказать об этом шоферу, об остальном он позаботится сам. А  вот снизить скорость его можно  попросить. Садясь в машину, мужчина  открывает дверь и пропускает вперед женщину или более старшего мужчину. Женщины обычно сидят сзади, а мужчина - рядом с водителем.

Мы каждый день заходим  в магазины за покупками. Соблюдение здесь обоюдной вежливости - залог  порядка и добрых отношений продавцов  и покупателей.

Кто должен уступить дорогу в дверях магазина? Входящий.

Он дает возможность выйти  из помещения, а затем только входит сам, конечно придерживая при  этом двери, чтобы не ушибить следующих  за ним людей. К продавцу обращайтесь  вежливо, не перебивайте его разговор с предыдущим покупателем.

Информация о работе Культура поведения человека