Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 20:00, реферат
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории
человечества приходится на период первобытности.
Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.
Американский этнограф Л. Г. Морган (1818-1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой».
I Введение стр.3
II Основная часть стр.3-13
2.1. Структура мировой истории – К. Ясперс стр.3-4
2.2. Периодизация первобытности стр.4-5
2.3. Особенности первобытного искусства стр.5-10
2.4. Ранние формы верования стр.10-13
III Заключение стр.13
IV Список используемой литературы стр.14
Многие виды магии используются и в наше время. Например один из самых устойчивых видов магии - половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.
Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.
Фетишизм. Разновидность магии – фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетишизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.
Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. Которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.
Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.
Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотемизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).
От
тотема зависела жизнь всего рода
и каждого его члена в
Следы
и пережитки тотемизма обнаруживаются
и в религиях классовых обществ в Китае
в древний период племя инь (иньская
династия) почитало в качестве тотема
ласточку. Прослеживается влияние тотемических
пережитков на мировые и национальные
религии. Например, ритуальное поедание
мяса тотема в более развитых религиях
переросло в обрядовое поедание жертвенного
животного. Некоторые авторы считают,
что и христианское таинство причастия
коренится в отдаленном тотемном обряде.
III
Заключение
Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Может быть, стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса (1858-1942):
Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества12.
Искусство
первобытной эпохи послужило
основой для дальнейшего
IV.
Список использованной
литературы
1. "История культуры России" - Курс лекций. Москва,
общество
"Знание", 1993.
2. Internet
3. "Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник 1-ое издание
под
редакцией А. Н. Марковой. Москва "Юнити",
1995.
4. "Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник, 2-ое издание
под редакцией профессора - А.Н. Марковой. Москва "Юнити", 1998.