Культура первобытного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 20:00, реферат

Описание работы

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории
человечества приходится на период первобытности.
Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.
Американский этнограф Л. Г. Морган (1818-1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой».

Содержание

I Введение стр.3
II Основная часть стр.3-13
2.1. Структура мировой истории – К. Ясперс стр.3-4
2.2. Периодизация первобытности стр.4-5
2.3. Особенности первобытного искусства стр.5-10
2.4. Ранние формы верования стр.10-13
III Заключение стр.13
IV Список используемой литературы стр.14

Работа содержит 1 файл

Российский государственный университет туризма и сервиса.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     Многие  виды магии используются и в наше время. Например один из самых устойчивых видов магии - половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.

     Магические  представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

     Фетишизм. Разновидность магии – фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетишизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.

     Вера  в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. Которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.

     Фетишизм  широко распространен и в современных  религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

     Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотемизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).

     От  тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные  рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

     Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ в Китае в древний период племя инь (иньская  династия)  почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде. 

III Заключение 

     Тридцать  тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Может быть, стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса (1858-1942):

     Во  многих случаях различия между человеком  цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества12.

     Искусство первобытной эпохи послужило  основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Список использованной литературы 
 
 

1. "История  культуры России" - Курс лекций. Москва,

    общество "Знание", 1993. 

2. Internet 

3. "Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник 1-ое издание

   под редакцией А. Н. Марковой. Москва "Юнити", 1995. 

4. "Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник, 2-ое издание

   под редакцией профессора - А.Н. Марковой. Москва "Юнити", 1998.

Информация о работе Культура первобытного общества