Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:28, контрольная работа
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.
Вступление. 3
Структура мировой истории. – К. Ясперс. 5
Периодизация первобытности. 6
Особенности первобытного искусства. 7
Ранние формы верования. 13
Заключение. 15
Список использованной литературы: 16
палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из
отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в
современном смысле слова.
Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного
искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете,
выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня
или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве –
резьбе по камню и кости, рельефу.
Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень
широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты,
всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент
– основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном
из множества зигзагообразных линий.
Что же означает этот
этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль
блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью
увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи
заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на
зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в
основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный
самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они
вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.
На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый
орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как
правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек
из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их
наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если
надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с
оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или
зубчатым.
Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется
сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно.
Французский архиолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения
косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта
зверя с рожками до некоего подобия цветка.
Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм,
прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня
мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.
Некоторые исследователи
древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не
только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали
человека в природе.
Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития
первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени
распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых
продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным
формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься
земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый
искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде
люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость.
Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с
увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.
В эпоху
неолита и бронзовый век
появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия.
Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика,
обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории
нашей страны первые
металлические изделия
Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.
Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения
зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы.
Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана,
Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание
петроглифов[4] все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие
фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство
никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие
достижения в прошлом.
Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-западном
Кавказе характеризуются существованием крупного очага металлургии и
металлообработки. Велась добыча медных руд, выплавливалась медь, было
налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).
В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают
появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.
Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских
племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая
вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий
этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные
сдвиги среди племен.
В поздний период первобытного общества развивались художественные
ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра.
Виды поселений и погребений. К концу первобытной эпохи появился новый
вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из
огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах
Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со второй половины 1
тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.
Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные
(городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и
железного веков. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового
веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием
«поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые
къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят они как длинные
кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, так как в Дании
были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они
встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни
древних людей.
Особый вид поселений –
на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника.
В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не
на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг
строений заполняли водой для защиты от врагов.
Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями
(курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, то есть без каких-либо
надмогильных сооружений. В основании многих курганов ямной культуры[6]
выделялся кромлех[7] - пояс из каменных блоков или плит, поставленных на
ребро. Размер ямных курганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов
достигает 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас
превышает 7 метров. Иногда на курганах возвышались каменные надгробья,
надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов,
женщин). Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и
создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех
сторон самых отдаленных точек.
Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство
сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства
человека над природой и господства его образа в искусстве.
Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения[8], то есть
погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены, менгиры.
В Западной Европе и на юге России распространены дольмены[9]. Некогда на
северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями.
Самые ранние из них возведены
уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строители
дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвыкли от
орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены очень слабо.
Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после
себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие
позднее по берегам Черного моря племена. Нужно было перепробовать немало
вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции – четыре
поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие.
Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с
гравировкой.
Менгиры[10] – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21
метра и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены
рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга
– это уже кромлех.
Ранние формы верования.
К древнейшим по своему
фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в
условиях жизни первобытных людей.
Анимизм.
Верования в древнем
первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от
лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими
качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б.
Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура»
(1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии.
Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является
утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры
«философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела.
Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков
такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи
летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.
В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных
верований, с него начался процесс развития религиозных представлений,
обрядов и ритуалов.
Анимистические представления о природе души предопределили отношения
первобытного человека к смерти, погребению, умершим.
Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia –
волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с
заклинаниями и обрядами.
Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди
проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и
этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии.
Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как
главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я.
Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований.
Несомненно одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в
значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с
развитием веры в сверхъестественное»[11].
Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и
рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой
роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды
магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и
предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные
виды магии.
Психологический механизм
предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних
видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К
первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая.
Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например,
охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным,
зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски