Культура первобытного общеста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и пр. И только около 40 тыс. лет тому назад, когда возник человек современного типа - «хомо сапиенс», он перестал меняться, а вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное общество и как оно менялось?

Содержание

Введение 3
1. Структура первобытного общества 4
2. Культура первобытного общества 7
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

культура первобытного общества.docx

— 47.64 Кб (Скачать)

     Обряды  погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.

     Именно  неандертальцы первыми на земле  стали задумываться над вопросами жизни и смерти. Мертвых они предавали земле и клали в могилу оружие, инвентарь, пищу. Из этого можно сделать вывод, что они верили в загробную жизнь. А так как подобные представления предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного языка.

     На  более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка.

     Обряды  погребения зависели от общественного  положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений  и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и захоронение в землю (ингумация). Более подробно о погребальных обрядах сказано в главе об архаичной религии.

     В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

     Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются 4-3 тыс. до н. э., позднейшие - 14-15 вв. н. э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов. Мегалиты (от мега... и ...лит) - культовые сооружения 3-2 тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи.

     В археологии получили известность курганы  Ямной культуры, обнаруженные в степях Восточной Европы, в частности в Приднепровье, и относящиеся к эпохе энеолита (2-я половина 3-го - начало 2-го тыс. до н. э.). Она названа так по устройству могильных ям под курганами. Размеры Ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м. Вдобавок ко всему над курганами возвышаются еще каменные бабы - каменные изваяния человека (воинов, женщин), простоявшие четыре с лишним тысячи лет.

     Ученые  так и не решили, кого изображают каменные бабы - бога или человека. Но несомненно, что в III тыс. до н. э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы он занимает в искусстве все большее место. Если в каменном веке зверей изображали чаще, чем людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в III-II тыс. до н.э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество великих анималистов каменного века. В центр внимания мирового искусства все настойчивее выходит человек).

     Стоянки охотников и собирателей каменного  века постепенно превращались в деревни земледельцев - новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближнем Востоке в начале VII тысячелетия до н.э. В развитых культурах неолита возникают крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей.

     В Месопотамии царства формировались  вокруг шумерских городов, центрами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только культовую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлежность практически всей земли в городе местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.

     Глубокие  изменения в эпоху неолита  затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верований.

     Пастухи-кочевники  поклонялись мужскому началу - богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастбища на другое, а их единственным постоянным местом были захоронения, которые они обозначали условными знаками. Огромные валуны (менгиры) указывали места культового почитания предков.

     Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а  земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными символами женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Великой Матери. В Месопотамии это была Иннин-Иштар, а в Египте - Исида. Фигурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев.

     Однако  по мере своего дальнейшего развития все древневосточные цивилизации отошли от женского начала в культуре. Его вытеснило мужское начало. Понятие патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизациями зрелого периода. Патриархат (от греч. pater - отец и arche - начало, власть) означает преобладающую роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Он возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки.

     Эпоха патриархата - время разложения первобытного общества и формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали предтечей зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.

 

      Заключение

 

     Тридцать  тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки  первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а  также традициях и быту народов  мира. Может быть, стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского  этнографа Ф. Боаса (1858-1942):

     Во  многих случаях различия между человеком  цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества.

     Искусство первобытной эпохи послужило  основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

 

      Список используемой литературы

 
       
  1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности  и государства. - Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. Т. 21.
  2. Александрова М. В. К методике изучения палеолитических поселений. - Реконструкция древних общественных отношений по археологическим материалам жилищ и поселений. Л., 1974.
  3. Анисюткин Н. К. Кетросы - поселение неандертальских охотников на Днестре. - Природа. 1978, № 5.
  4. Бадер О. Н. Из глубин палеолита. - ВИ. 1976, № 2.
  5. Бахта В. М., Сенюта Т. В. Локальная группа, семья и узы родства в обществе аборигенов Австралии. - Охотники, собиратели, рыболовы. Л., 1972.
  6. Березкин Ю. Е. Начало земледелия на перуанском побережье. - СА. 1969, № 1.
  7. Берч Э. С. Социодемографические корреляты структуры жилища в трех берингийских популяциях: опыт исследования. - Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки. М., 1981.
  8. Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. Л 1979.
  9. Бромлей Ю. В., Першиц А. И. Ф. Энгельс и проблемы первобытной истории. - Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса. М., 1972.
  10. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропо-социогенеза. М., 1983.
  11. Кабо В. Р. Природа и первобытное общество: проблемы социальной адаптации. - Природа. 1979, № 4.
  12. Кабо В. Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., 1969.
  13. Массон В. М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л., 1976.

Информация о работе Культура первобытного общеста