Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:54, контрольная работа
Цели моей контрольной работы:
1) Привлечь внимание заинтересованных лиц, общественных организаций и т. п. к проблеме традиционной охоты в нашей республике.
2) Попытаться осветить возникновение традиционной охоты казахов на территории современного Казахстана.
3) Проследить примерную историческую периодизацию охоты в центрально-азиатском регионе.
Введение………………………………………………………………………3
1. Культура охоты (возникновение, развитие и классификация)…………5
2. Возникновение охоты с ловчими птицами……………………………..12
3. Возникновение охотничьих собак………..……………………………..13
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………….15
С другой стороны, богатство охотничьей фауны отдельных регионов мира явилось одной из причин их усиленной колонизации и с развитием там хищнической товарно-промысловой охоты привело к лишению основных источников существования ряда племён и народов.
Влияние социальных факторов на развитие охоты является наиболее показательным на примере этносов с производящей экономикой.
У народов, достигших высокой степени социальной дифференциации, охота становится элитарной привилегией с установлением феодальной или частной собственности на землю при условии ограниченности охотничьих угодий. Этот период в данном регионе пришёлся на средневековье, именно тогда рассматриваемый мною вид охоты достиг своего апогея.
Говоря о социальном значении охоты нельзя не отметить её большую историко-культурную роль в военно-спортивных упражнениях. Известно, что крупномасштабные облавные охоты служили методом отработки тактики военных действий. У народов с незначительным социальным расслоением независимо от размеров осваиваемых территорий охота остается одним из способов получения дополнительной пищи, а в некоторых случаях является практически единственным источником получения животного белка.
Говоря
о социальном значении охоты нельзя
не отметить её большую историко-культурную
роль в военно-спортивных упражнениях.
Известно, что и тренировки воинов в мирное
время и являлись одним из основных способов
обеспечения войска пищей в военное время.
Ещё античные авторы в специальных наставлениях
по охотничьему делу подчёркивали значение
охоты и единоборства с крупным животным
как средство закалки физической силы
и боевого духа воина. С развитием индустриализации
и сельскохозяйственным освоением земель
возрастало спортивное значение охоты,
что в конечном итоге в условиях урбанизации,
вызвавшей повсеместную её регламентацию,
привело к возникновению спортивной или
любительской охоты.
2. Возникновение охотничьих собак
О происхождении собак существуют несколько различных теорий. Некоторые исследователи полагают, что собаки произошли от волков и шакалов. Другие утверждают, что предком собаки был давно вымерший вид хищника. Третьи считают, что такие собаки, как терьеры и борзые, не могли произойти от одного и того же предка. Ч. Дарвин, в частности, полагал, что предками собаки был волк и шакал. В Европе находят останки одомашненных собак, существовавших 4-5тыс. лет тому назад. В Египте обнаружены изображения собак, относящиеся к XXXIV-XXI вв. до н. э. они имеют типы борзых и такс.
Как видим, совместное существование собаки и человека почти такое же древнее, как и само человечество, и бесспорно, что собака была первым прирученным домашним животным. Предназначением ее была совместная с человеком охота на крупного зверя в качестве гончей с целью добычи пищи. Этому предназначению содействовало то, что по своему нраву и повадкам собака была хищником, и все признаки плотоядных сохранились у нее до настоящего времени.
В первобытнообщинном обществе человек использовал собаку лишь в качестве гончей или ловчей по достаточно крупным диким животным. Развитие человеческого общества постепенно изменяло и состояние охотничьей фауны, что привело к сокращению видов и числа животных, вызвало возникновение охоты по пернатой дичи.
Обстоятельных
данных об истории возникновения
и развития охотничьего собаководства
в Казахстане не имеется. Приходиться
ограничиваться некоторыми, далеко не
полными сведениями.
3. Возникновение охоты с ловчими птицами
В
течение длительного времени
первобытный человек имел возможность
наблюдать в природе
Культ хищных птиц у народов данного региона был тесно связан с социальной, хозяйственной государственной, военной и другими общественными сферами. Древние идеи этого культа оказывали влияние на народную классификация хищных ловчих птиц. При этом религиозные идеи, связанные с древним культом хищных птиц, влияли на прагматическую, утилитарную сферу устройства и организации общества. С другой стороны те или иные рациональные действия или идеи, относящиеся к охоте с ловчими птицами, порождали их иррациональное толкование и религиозно магическую регламентацию.
В истории данного вида охоты происходило постоянное взаимодействие религиозного и унитарного в сфере технологии охоты с ловчими птицами вплоть до последнего времени, в связи с этим фактом из за относительно частой смены верований в данном регионе не удается полностью восстановить периодизированную структуру возникновения.
Заключение
Одна из самых неповторимых особенностей казахского быта. Самого охотника называют кус-беги или беркутчи. Опыт дрессуры диких птиц накапливался веками, секреты передавались от отца к сыну. Раньше кусбеги было много, но в наши дни мы встречаем их все реже. Эти мастера обладают природным даром воспитания соколов, беркутов, орлов. Для них специально готовят снаряжение: покрывало, колпак, ложе, привязь.
Обученный
беркут охотится на зайцев, лис, куропаток,
черных рябчиков. Золотому Орлу под
силу справиться даже с волком. Для
первоначальной подготовки к охоте
любому человеку пригодятся уроки опытного
беркутчи. Нелегко приучить гордую
и агрессивную птицу к охоте. Поэтому
секреты дрессировки династии охотников-беркутчи
передавали из поколения в поколение.
Сезон охоты с беркутом начинается с установлением
снежного покрова. Так было издревле: с
беркутом ходили на охоту лишь зимой, когда
мех пушных зверей был в цене. Обычными
трофеями, помимо лис, бывают корсаки -
степные лисы и зайцы, а раньше охотились
также на сайгаков и джейранов. На крупных
птиц пускают ястребов, а на мелкую дичь
- соколов. Охота с ястребом, соколом, кречетом
начинается с конца сентября, когда пернатые
готовятся к перелету, и длится до первого
снега. Сценарий охоты с беркутом таков:
беркутчи, удерживая птицу на руке, пускает
коня вскачь, на ходу снимает с ее головы
томагу - специальную кожаную шапочку
и подбрасывает беркута вверх в направлении
добычи. Хищная птица стремительно набирает
скорость и в доли секунды настигает добычу.
Результат охоты заметно улучшается, когда
ловчей птице помогает борзая собака -
тазы. Благодаря многовековой селекции
в регионе получили породу борзых с отличительной
способностью преследовать зверя, с особой
зоркостью и максимальной резвостью. Эти
характеристики отличают среднеазиатскую
борзую. Раньше тазы использовали большей
частью для безружейной охоты на зайца,
барсука, сурка, волка и копытных животных.
1.
Шаханова Н. Мир традиционной
культуры казахов (
очерки). – Алматы, 1998.-182ст
2. Масанов А. Кочевая цивилизация казахов. – Москва, 1995.-284ст
3.
Кишибеков Д. Кочевое общество. – Алма-Ата,
1984.-129ст