Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:03, контрольная работа
Культура Нового времени исходит из предположения, что вся Вселенная организована законами, неотъемлемо присущими ей по природе, познанными или еще не познанными человечеством. Это предположение, правда, не могло быть ни доказано, ни опровергнуто, ибо никакой открытый и сформулированный закон не может служить доказательством существования не открытых еще законов. В рамках анализируемой культуры предположение о законосообразности мироздания было предметом веры , принималось за очевидную истину – единственно возможную и необходимую, потому что для мира, мыслимого теперь без единоправного управителя (Бога), с человеческой точки зрения, необходим был все-таки надежный источник порядка, способный оградить мир от губительного хаоса. Этим источником была, по представлениям эпохи, всеобщая подчиненность мироздания лежащим в нем самом законам.
1. Культура Нового времени, её основные черты.
2. Основные стили искустива ҲІІ столетия- бароко,ренесансный реализм, класицызм.
языка. Среди гениальных художников, раскрывавших в своих произведениях существенные стороны эпохи, мы назовем Веласкеса и Рембрандта, а среди бытоописателей бюргерства и крестьянства — Франса Хальса (портрет) и Якоба ван Рейсдаля (пейзаж).
Новый
внестилевой реалистический метод
способствовал невиданному
При различной степени распространенности новая художественная система развивалась почти во всех странах Западной Европы. Так, в Италии это Караваджо и его последователи, во Фландрии одновременно с Рубенсом и его кругом — Брауэр; во Франции — Луи Ленен, в Испании — Веласкес. Наиболее полное и последовательное выражение эти реалистические тенденции нашли в голландском искусстве, где республиканско-буржуазный строй, отсутствие абсолютизма и засилья церковной идеологии дали особенно благоприятные условия для развития прогрессивных художественных направлений. Творчество великих голландских художников опережает социально-историческое развитие общества, выходят за его рамки и вступая с ним в конфликт.
Но нельзя не признать, что безусловные завоевания реалистического (внестилевого) направления сопровождались утерей стилистической целостности, возможности образного слияния всех видов пластических искусств в единый ансамбль. Живопись окончательно дифференцируется от архитектуры и скульптуры, усиливается процесс станковизации, т. е. создания станковой живописи, не связанной с окружающими произведениями искусства. Намечаются признаки усилившегося расщепления пластических искусств.
Реализм требовал широких обобщений, типического в реальных образах. Вот почему выдающиеся мастера обращаются к библейским и мифологическим сюжетам, позволяющим довести обобщения до уровня мифа при глубокой жизненной и правдивой трактовке образов (Караваджо, Рембрандт).
Определенная степень единства, отличающего искусство XVII в. различных европейских стран, объясняется не только общностью исторического развития, но и культурным обменом. Италия и, в частности Рим, остается Меккой художников и превращается в международный художественный центр.
Персоналии
Среди фейерверка имен, вспыхнувших на небосклоне художественной культуры XVII в., следует выделить наиболее ярких представителей барокко, классицизма и реализма — Рубенса, Пуссена, Рембрандта, Караваджо и Веласкеса.
Питер Пауэл Рубенс (1577—1640) — фламандский живописец. Его искусство, как и все фламандское искусство XVII в., развивалось в русле барочного стиля, однако в нем больше жизнеутверждающей силы и меньше — религиозного воздействия, чем в итальянском барокко. Рубенс был главой фламандской национальной школы, его искусство прекрасно передает дух эпохи. Он работал в Антверпене, а в 1600—1606 гг. жил в Италии. Он был универсальной личностью: не только живописцем, гравером, но и дипломатом; благодаря последнему обстоятельству он, будучи «королем живописцев», был художником королев и работал при королевских дворах Франции, Италии, Испании.
Характерные
для барокко приподнятость, патетика,
бурное движение, декоративность сочетаются
в искусстве Рубенса с
Никола Пуссен (1594—1665) — основоположник классицистической живописи, основного стилевого направления Франции; его картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты утверждают силу разума у общественно-этические нормы. Живопись Пуссена характеризует возвышенный образный строй. Глубокий философский замысел сочетается в ней с ясностью композиции и рисунка: «Танкред и Эрминия», «Смерть Германика». Прекрасны величественные героические пейзажи Пуссена: «Пейзаже Полифемом», «Аркадские пастухи». Массы в них строго уравновешены, воздух прозрачен, краски чисты.
Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669) — голландский живописец, рисовальщик офортист, — представитель внестилевого реалистического направления. Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом и жизненностью образов. Необычайная широта творческого диапазона, непрерывный поиск новых выразительных художественных средств, высочайший профессионализм позволяют расценивать творчество художника как одну из вершин мировой живописи, сочетая глубину психологической характеристики с исключительным живописным мастерством, основанном на эффектах светотени. Он писал портреты, в том числе парные и групповые («Автопортрет с Саскией на коленях», «Ночной дозор»), религиозные и мифологические сцены («Святое семейство», «Даная»).
К 1660-м гг. относятся наиболее сложные по психологической структуре религиозные, исторические композиции и портреты Рембрандта («Возвращение блудного сына», «Синдики»). Его широкая, свободная живопись приобретает пространственную глубину и особую одухотворенность. Тонкие переливы цветовой гаммы, игра светотени выступают как средство раскрытия типологических коллизий сюжета и душевного состояния образов. Творчество Рембрандта глубоко гуманистично. В центре внимания художника всегда был человек, его духовный мир и внутреннее богатство. Творческое наследие художника оказало огромное воздействие на последующее развитие европейской реалистической живописи.
Микеланджело да Караваджо (1573—1610). Этот итальянский живописец, живший на рубеже веков, считается основоположником реализма, оформившегося как художественное направление европейской живописи XVII в., в которую он внес демократизм, необычайную конкретность и материальность формы, эмоциональное напряжение, передаваемое через контрасты света и тени. Эти качества столь узнаваемы, что названы термином «караваджизм», которым «переболели» почти все крупные художники реалистического направления его современники.
Для живописи Караваджо характерны простота и лаконизм композиции, выразительная пластика. Он создал религиозные и мифологические композиции необычайной драматической силы и эмоциональной выразительности. Кроме того, он известен как автор жанровых картин, удивительно точно и непосредственно воспроизводящих реальность.
К числу его наиболее известных полотен относятся «Положение во гроб», «Вакх», «Девушка с лютней», «Лютнист».
Судьба Караваджо трагична. Он умер в 36 лет, последние годы жизни проведя в скитаниях. Суровый реализм художника не был понят приверженцами высокого искусства, академистами Болонской академии, положившими начало академическому направлению в живописи на рубеже XVI—XVII вв.
Диего Веласкес (1599— 1660) КонецXVI и первая половина XVII века были периодом расцвета культуры Испании, и в частности живописи. Несмотря на засилье католицизма, сказавшееся в преобладании религиозных сюжетов, испанские художники сумели дать им реалистическую трактовку. Главное место в творчестве испанских живописцев занимает человек. Живописное искусство Испании достигает своей вершины в творчестве Веласкеса, одного из выдающихся мастеров реалистического направления в искусстве Западной Европы XVII в.
Его живопись
характеризуется глубиной психологических
характеристик и яркой индивидуальностью
моделей. Веласкес обладал особым даром
раскрытия внутренних, глубоко спрятанных
черт характера и душевного склада человека.
Особенно наглядно эта способность живописца
проявилась в знаменитом портрете папы
Иннокентия X (1650). Глубиной портретных
характеристик обладают и его жанровые
картины, групповые портреты, мифологические
и исторические сюжеты Их также отличает
гармоничность композиции, чувство меры.
Веласкес одним из первых применил валерную
живопись, добившись тончайших оттенков
одного тона. Наиболее известные произведения
— «Сдача Бреды», «Менины», «Пряхи».
Реализм
Наряду с барокко
и классицизмом в живописи XVII в. складывается
принципиально новая, внестилевая
форма отражения
Новый внестилевой
реалистический метод способствовал
невиданному расширению возможностей
изобразительного искусства. Возникли
новые жанры: бытовой жанр, натюрморт;
сложился в самых развитых формах пейзаж,
решающие сдвиги произошли в жанрах, имевших
вековые традиции (библейские и мифологические
композиции, историческая картина, портрет).
Это внестилевое искусство XVII в. в научной
литературе обозначается нередко термином
«реализм».
При различной
степени распространенности новая
художественная система развивалась
почти во всех странах Западной Европы.
Так, в Италии это Караваджо и
его последователи, во Фландрии одновременно
с Рубенсом и его кругом — Брауэр; во Франции
— Луи Ленен, в Испании — Веласкес. Наиболее
полное и последовательное выражение
эти реалистические тенденции нашли в
голландском искусстве, где республиканско-буржуазный
строй, отсутствие абсолютизма и засилья
церковной идеологии дали особенно благоприятные
условия для развития прогрессивных художественных
направлений. Творчество великих голландских
художников опережает социально-историческое
развитие общества, выходят за его рамки
и вступая с ним в конфликт.
Но нельзя не
признать, что безусловные завоевания
реалистического (внестилевого) направления
сопровождались утерей стилистической
целостности, возможности образного
слияния всех видов пластических
искусств в единый ансамбль. Живопись
окончательно дифференцируется от архитектуры
и скульптуры, усиливается процесс станковизации,
т. е. создания станковой живописи, не связанной
с окружающими произведениями искусства.
Намечаются признаки усилившегося расщепления
пластических искусств.
Реализм требовал
широких обобщений, типического в реальных
образах. Вот почему выдающиеся мастера
обращаются к библейским и мифологическим
сюжетам, позволяющим довести обобщения
до уровня мифа при глубокой жизненной
и правдивой трактовке образов (Караваджо,
Рембрандт).
Определенная
степень единства, отличающего искусство
XVII в. различных европейских стран,
объясняется не только общностью
исторического развития, но и культурным
обменом. Италия и, в частности Рим,
остается Меккой художников и превращается
в международный художественный центр.
Список
ипользованой литературы:
1. Культурология /ДрачГ.В.и др.-Ростов-на дону,1994.
2. Культурология.
История мировой культуры: Учебник
для вузов/ Под ред.
3. ВикторовВ.В. Культурология. Учебное пособие. М.-2002.-С. 457-465.