Культура народов
майя.
Джунгли
Центральной Америки хранят тайны
майя, одного из самых загадочных народов
в истории. Кто они были? Откуда
явились? Оставили ли какие-нибудь вести
для нас, ныне живущих? Вот уже
более 200 лет с тех пор, как в
1773 году были открыты руины их знаменитого
города Паленке1, ученые и писатели
пытаются ответить на эти вопросы. Этот
великолепный город, раскопки которого
еще не завершены, постоянно находящийся
под угрозой исчезновения из-за окружающих
его джунглей, – является одним из чудес
Нового Света. Его пирамиды, храмы, дворцы,
построенные из прекрасного белого известняка,
с искусством, которое может сделать честь
даже зодчим Ренессанса, продолжают восхищать
всех, кто видит их. Но вполне оценить это
сокровище мы смогли только со второй
половины нашего столетия, когда началась
постепенная расшифровка надписей, украшающих
стены многих основных зданий, построенных
майя.
Перед нами предстает жизнь народа, очень
непохожая на нашу собственную. В отличие
от нас, в личной собственности майя было
лишь немногим больше вещей, чем необходимо
для жизни. Они занимались земледелием,
пользуясь простейшими орудиями труда,
выращивали маис и некоторые другие зерновые
культуры. В то же время их роскошно одетые
правители совершали странные и болезненные
ритуалы над собой, чтобы обеспечить плодородие
почвы. Общество майя делилось на сословия,
так что и правители, и крестьяне знали
свое место, но было одно существенное
различие между этим обществом и сообществами
Европы: майя были опытными астрономами.
Сами они считали, что живут в пятую эпоху
Солнца, что в четыре предыдущих эпохи
сменились четыре человеческих расы, прежде
чем появились современные люди. Все эти
культуры погибли во время великих катаклизмов,
и лишь немногие люди остались в живых
и поведали о том, что произошло. Согласно
хронологии майя, современная эпоха началась
12 августа 3114 года до н.э. и будто бы должна
завершиться 22 декабря 2012 года н.э. К этому
времени Земля, которую мы знаем ныне,
должна, согласно предсказаниям майя,
снова изменить свой облик из-за ужасных
землетрясений. Много книг написано о
народе майя, но до сих пор никто пока не
объяснил ни происхождения их замечательного
календаря, ни того, откуда они взяли именно
эти даты. Правда, много было написано
о структуре их календаря (о чем подробнее
будет рассказано в следующих главах),
но причины, побудившие майя создать такие
сложные системы отсчета времени, как
Длительный счет, пока что остаются невыясненными.
Только сейчас, когда «будильник», созданный
майя, готов зазвонить, мы, кажется, подходим
к пониманию того, в чем тут дело. Мы начинаем
понимать, что они обладали некими знаниями,
значение которых трудно переоценить
не только для самих майя, но и для выживания
рода человеческого в наше время.
Таким термином, далеким от понятий современной
науки, автор обозначает европейское Средневековье.
По нашим стандартам, их цивилизация выглядит
«примитивной» – у них не было механизмов,
не было автомобилей, не говоря уж о компьютерах,
но зато было немало достижений в другом
смысле. Как показали недавние исследования,
майя умели развивать свои психические
способности в такой степени, что нам это
даже трудно себе представить.2 Подобно
австралийским аборигенам, они верили,
что сновидения позволяют предсказывать
будущее и толковать настоящее. Они также
с удивительной точностью умели вычислять
движение планет и звезд, несмотря на отсутствие
телескопов и других современных приборов.
И при всем том, майя были глубоко религиозными
людьми и, подобно христианам средневековья,
верили в необходимость умерщвления плоти
и самопожертвования, чтобы попасть на
небеса.
За время существования своей культуры
начиная с глубокой древности и позже,
в течение своего «золотого века» VII–IX
столетий н.э., и в постклассический период,
продолжавшийся еще несколько веков, майя
создали немало великих произведений
искусства. А потом они исчезли из истории
так же загадочно, как некогда появились.
По каким-то причинам, которые нам в точности
не известны, их культура потерпела крах,
и они покинули свои города. Значительная
часть региона, где народ майя некогда
жил, изучал звезды и строил свои знаменитые
пирамиды, превратилась в джунгли. Когда
тольтеки, а позднее ацтеки стали хозяевами
в более северных районах вокруг нынешнего
Мехико-сити, уцелевшие майя ушли на южную
возвышенность или на равнины полуострова
Юкатан, на севере. Центральный,же район,
где их культура в свое время достигла
наивысшего расцвета, был ими навсегда
оставлен.В 1511 году первые испанские экспедиции
в поисках золота высадились на полуострове
Юкатан. Но тогда уже и этот последний
оплот культуры майя переживал упадок.
В тот раз испанцам пришлось отказаться
от завоевания полуострова, но зато они
узнали о том, что на северо-западе есть
более крупная и привлекательная для них
жертва – процветающая Ацтекская империя.
Не скоро после этого люди снова вспомнили
об утраченных знаниях народа майя.
Историю этой цивилизации можно разделить
на ряд периодов.
Формативный (доклассический) период
Формативный период продолжался
с 500 г. до н. э. до 325 г. н.
э. Он примерно соответствует
позднему доклассическому и началу
классического периода в других
районах Месоамерики. На этом
этапе культура майя была зависимой.
Хотя проявляются уже со всей
очевидностью ее своеобразные
черты, особенно в многочисленных
фигурках с ярко выраженными
этническими особенностями этого
народа, чувствуется заметное влияние
соседей, главным образом ольмеков.
Керамика этого периода, относящаяся
к различным стилям, получила
название Мамом и Чиканель.
Классический период
Классический период длился с
325 до 925 г. и подразделяется на
ранний классический (325—625 гг.), период
расцвета (625—800 гг.) и упадка (800—925 гг.).
Как говорилось выше, такое точное
деление удалось установить наряду
с другими данными, благодаря
четкой корреляции между календарем
майя и европейским летосчислением.
Керамические изделия классического
периода получили название типов
Цаколь и Тепев.
В течение раннего классического
периода появляются типичные
черты культуры майя: строительство
храмов с использованием ступенчатого
свода, культ времени, нашедший
выражение в невероятно точном
его отображении на стелах
с высеченными иероглифами, которые
не только говорят о хронологии
событий, но и представляют
собой литературные источники.
На этом этапе полностью прекращается
влияние других культур.( Это не
совсем так Именно в 300—600 гг
города майя испытывали на
себе сильнейшее влияние культуры
Теотиуакана.В период расцвета
достигает своего апогея архитектура,
скульптура, живопись, керамика, прикладное
искусство, особенно резьба по
камню, астрономия, математика, иероглифическая
письменность и т. д. В то
время как на протяжении предыдущего
этапа культура майя развивается
в горных районах, период расцвета
приходится на равнинные районы,
в горных же заметны черты
упадка.
Наконец, в период упадка под
влиянием других народов культура
майя постепенно размывается
до такой степени, что в конце
его и в начале следующего
короткого 50-летнего периода,
названного Томпсоном Interregnum («Междуцарствием»),
эта цивилизация вновь опускается
до уровня формативного периода.
На наш взгляд, именно на этом
этапе и завершается история
развития собственно майяской
цивилизации. В дальнейшем речь
идет уже о потомках классических
майя, наследниках преимущественно
крестьянской культуры.( Автор не
совсем прав Просто на полуострове
Юкатан возникает и развивается
на протяжении нескольких столетий
смешанная майя-тольтекская цивилизация,
где пришлые, центральномексиканские
элементы культуры посте пенно
растворяются в майяской среде,
а завоеватели даже забывают
вскоре свой язык ). После Междуцарствия
наступает мексиканский период
и период ассимиляции мексиканской
культуры.
Мексиканский период
Мексиканский период продолжался
с 975 до 1200 г. На этом этапе
культура майя испытывает влияние
выходцев из центрального нагорья,
говорящих на языке науатль,
а также тольтекской культуры.
Усиливается и приток населения
из этих районов. В какой-то
мере этим можно объяснить
ту часть легенды о Кецалькоатле,
где говорится о его отъезде
из Мексиканского залива в
красную и черную землю, страну
мудрости, на плоту из переплетенных
змей. По данным самих майя, именно
в это время на полуостров
Юкатан прибывают тольтеки во
главе с Кукульканом, что на
языке майя также означает
Пернатый Змей (аналогично переводится
Кецалькоатль с языка науатль).
Период ассимиляции мексиканской
культуры
Этот период продолжался с
1200 по 1540 г. На этом этапе был
создан целый ряд союзов между
народами, подчиненными семействами
майя и науатль, или мексиканцами.
Последний из них, заключенный
между городами Ушмаль, Чичен-Ица
и Майяпаном, означал полный
уйадок цивилизации майя в
результате кровопролитной войны.
Прибывшие сюда испанцы столкнулись
с бедным и расколотым государством,
которое лишь в самой незначительной
мере сохраняло следы былого
величия.( На полуострове Юкатан
в XVI в. существовало не одно,
а свыше полутора десятков
самостоятельных государств майя.
)
Поскольку в данной работе
трудно раскрыть все многообразие
цивилизации майя, мы решили ограничиться
рассмотрением трех ее аспектов: письменности
и календаря, жизни женщины майя в классический
период (мы считаем эту тему весьма оригинальной)
и архитектуры, по крайней мере, ее самых
выдающихся сторон по сравнению с другими
видами искусства. Нам кажется, что приводимая
информация обогатит сухие исторические
данные, упоминавшиеся вместе с изложенной
ранее хронологией. Календарь
и письменность.
Еще до недавнего времени повсеместно
утверждалось, что письменность майя не
переведена и не расшифрована и отрицалась
возможность прочесть когда-либо имеющуюся
информацию.
Теперь это утверждение справедливо лишь
частично. Нам кажется, что «прочесть»
иероглифы майя действительно вряд ли
возможно,( Автор не прав. Советский исследователь
Ю. В. Кнорозов дешифровал, прочитал и перевел
на русский язык все уцелевшие до нашего
времени рукописи майя XII—XV вв. (См.- Кнорозов
Ю. В. Иероглифические рукописи майя. Л.,
1975). В настоящее время ученый приступил
к чтению надписей майя I тыс , запечатленных
на керамике (См.: Кнорозов Ю. и Гуляев В
Заговорившие письмена. — Наука и жизнь,
1979, № 2, с. 52—57). ) однако в общих чертах
их можно истолковать. Благодаря усилиям
различных специалистов, прежде всего
Эрика Томпсона, Татьяны Проскуряковой,
Генриха Берлина, Юрия Кнорозова, Дэвида
Келли и многих других, удалось добиться
заметных успехов в этой области. Эти исследователи
опирались на более ранние переводы и
толкования иероглифов, сделанные людьми,
подобными колоритной фигуре аббата Брассера
из Бурбурга, принявшего сан священника
только для того, чтобы стать миссионером
и поехать в Америку, исполнив таким образом
мечту своего детства — познакомиться
с руинами Месоамерики.
Среди важнейших достижений Брассера
следует назвать открытие самой важной
европейской хроники о цивилизации майя
— «Сообщение о делах в Юкатане», написанной
монахом-францисканцем Диего де Ландой,
епископом полуострова. В своей книге
Диего де Ланда воспроизводит то, что,
по его мнению, представляет собой «алфавит»
майя — копии иероглифов, нарисованных
его информаторами и соответствовавшие
определенным звукам. Это известие произвело
сенсацию среди специалистов по древней
письменности, которые решили, что письменность
майя построена по фонетическому принципу,
и были полны желания расшифровать ее.
В начале этого столетия пришлось отказаться
от этой попытки, поскольку в течение полувековых
усилий не удалось добиться практического
результата. После этого началось исследование
хронологических и математических иероглифов,
которое привело к упоминавшимся нами
заметным успехам.
Несколько позже были предприняты очередные
попытки расшифровки письменности майя,
на этот раз удалось добиться определенных
результатов. Были полностью фонетически
прочитаны отдельные фразы и переведены
целые абзацы из сохранившихся до нашего
времени трех кодексов майя, называемых
по имени городов, где они теперь находятся,
— мадридский, парижский и дрезденский.
На странице 166 мы приводим фонетическую
транскрипцию нескольких прочитанных
предложений, на основе данных Э. Томпсона,
и сравниваем их с толкованием советского
исследователя Юрия Кнорозова, вступившего
с ним в острую полемику.
Это лишь один из примеров достигнутых
успехов. Далее мы расскажем о хронологии
и тесно связанной с ней арифметике.
Майя использовали три основные идеограммы,
или арифметических символа: точка означала
единицу, тире — пять, а стилизованная
раковина — ноль. Понятие ноля представлет
собой одно из впечатляющих достижений
человеческой мысли, используемых майя
на сотни лет раньше по сравнению с другими
цивилизациями. Сочетание точек и тире
давало возможность получать цифры только
от 1 до 19, поскольку майя использовали
двадцатиричную систему. Т. е., подобно
тому как мы в одном ряду можем использовать
в нашей десятичной системе цифры от 0
до 9, майя могли использовать цифры от
0 до 19. Ноль обозначался изображением
раковины, единица — точкой, два — двумя
точками, три — тремя точками, четыре —
четырьмя точками, пять — тире, шесть —
тире с расположенной над ним точкой, десять
— двумя параллельными тире, одиннадцать
— двумя тире с точкой и т. д. до девятнадцати
— три тире и четыре точки. В отличие от
нашей системы, где цифры располагаются
горизонтально, майя располагали цифровые
изображения вертикально. Так, первое
нижнее изображение означало единицы,
второе — двадцатки, третье — 400, четвертое
— 8 000, пятое — 160 000 и т. д., т. е. все цифры
были кратными 20, так же как в нашей системе
счета все цифры кратны 10.
Таким образом, точка, выражающая единицу,
во второй позиции означала 20, при этом
внизу, в первой позиции, нужно
было нарисовать ноль, чтобы показать,
что точка расположена во второй позиции
и означает двадцать. Точка, изображенная
одновременно в каждой из вышеупомянутых
пяти позиций, означала 168421. Система исчисления
была удивительно простой, поскольку для
изображения такого большого числа требовалась
всего одна идеограмма там, где мы используем
пять различных цифр.
Как и у всех жителей Месоамерики, у майя
было два календаря, используемых одновременно
и поочередно. Один календарь был солнечным
и включал 365 дней с лишним и был наиболее
совершенным изобретением человечества
в этой области. Другой календарь, ритуальный,
состоял из 260 дней. Однако для включения
обоих календарей в математическую систему
нужно было внести некоторые изменения.
В первой позиции по-прежнему изображались
единицы, которые на этот раз означали
единицу времени, т. е. день, носивший название
Кин. Во второй позиции двадцатки приравнивались
к месяцам, поскольку второй единицей
времени у майя был месяц, называемый Виналь
и состоявший из 20 дней. При переходе к
третьей позиции, вместо того чтобы, умножив
20 на 20, получить 400, умножали 20 на 18 и получали
360, единицу времени, называемую Тун, неполный
год, которому недоставало пяти дней и
нескольких часов. Эта ошибка корректировалась
дополнительными расчетами, которые также
отражались на упоминавшихся выше хронологических
стелах классического периода. В них использовалась
описываемая система, известная под названием
«начальных серий».
Затем снова умножали на 20, однако в четвертой
позиции вместо 8000 получалась новая единица
времени, состоящая из 7200 дней и носившая
название К'атун, равнявшийся 120 Тунам.
Пятая позиция выражала единицу времени,
называемую Бак'тун и включавшую 144 000 дней
или 20 Тунов. Следует уточнить, что майя
делили год на 18 месяцев по 20 дней ( 18x20=360)
и дополнительный месяц из пяти дней (18х20+5=365).
Каждый день и каждый месяц имел свое название.
В ритуальном календаре использовались
те же названия дней, однако счет велся
не на месяцы, а на промежутки времени
по 13 дней. Располагая дни в обычном порядке,
вели счет от 1 до 13. День № 14 получал в
качестве сопровождения единицу и т. д.
При завершении первого цикла день № 20
получал в качестве сопровождения семерку.
В начале второго цикла первый день вместо
единицы, соответствовавшей ему в первом
цикле, получал в качестве сопровождения
восьмерку. Так продолжалось до 13 цикла,
на котором единица снова означала сопровождение
первого дня. Таким образом получался
непрерывный ряд из 260 различных сочетаний
чисел и дней.
В обоих календарях использовалось в целом
много сочетаний чисел, дней и месяцев,
которые ассоциировались с мириадами
богов, поскольку все боги были теснейшим
образом связаны с течением времени. Как
отметил Эрик Томпсон, ни один из народов
не обожествлял время, не думал о нем и
не почитал в такой степени, как это делали
майя. Время для них было божественным.
Опечаленные неизбежным течением времени,
майя решили эту проблему просто — они
обожествляли его.( Это мнение Э. Томпсона
в свете новых исследований советских
и зарубежных ученых не получило подтверждений
и считается теперь ошибочным. См.: Ю. В.
Кнорозов. Письменность индейцев майя.
М.—Л., 1963, с. 39—42. ) Очевидно, что майя должны
были начать отсчет времени от какой-либо
отправной точки, в противном случае они
не смогли бы регистрировать его течение.
Среди упоминавшихся сочетаний этой исходной
точкой был один из дней 4 Ахав 8 Кумху (4
Ахав — дата по ритуальному календарю,
а 8 Кумху — по солнечному). До настоящего
момента нам не хотелось приводить названия
календарных систем, поскольку в действительности
они неизвестны. Специалисты называют
ритуальный календарь Цолкин, а солнечный
— Хааб. В соответствии с синхронизацией
«Б» исходная точка отсчета времени, вероятно
мифическая, соответствует 3113 г. до н. э.
При указании даты или какого-либо исторического
события говори-лоск что-то в таком роде:
с 4 Ахав 8 Кумху прошло столько-то Тунов,
столько-то Виналей, столько-то К'инов,
и мы получили эту дату по календарю Цолкин.
Луна была в такой-то и такой-то фазе и
перешла в другую, и эта дата такая-то и
такая по календарю Хааб. После этого при
помощи «литературной» письменности в
надпись вносились необходимые поправки
и приводились даты сведения о положении
других планет. Более точное представление
об этом можно получить благодаря включаемой
нами иллюстрации. Таким образом, майя
не только разработали самый совершенный
календарь из всех созданных человечеством,
но и первыми использовали исходную точку
отсчета для своих вычислений, придали
цифрам различное относительное значение
в зависимости от занимаемой позиции,
ввели понятие ноля, что, как мы говорили
выше, представляет собой выдающееся изобретение
человеческого разума. В этом плане месоамериканцы
внесли свой большой вклад в общечеловеческую
культуру.