Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:27, реферат
Королевство Норвегия— государство в Северной Европе, в западной части Скандинавского полуострова и большом количестве прилегающих мелких островов. Граничит на востоке со Швецией, Финляндией и Россией. Название страны происходит от древнескандинавского слова «путь на север». Форма правления — конституционная монархия, форма государственного устройства — унитарная. Столица Норвегии и резиденция правительства — Осло.
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
Миколаївський Національний Університет ім. В.О. Сухомлинського
Факультет іноземної філології
ПОВІДОМЛЕННЯ
за темою:
Культура міжособистісних стосунків в Норвегії
Миколаїв 2011
1. КРАТКАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРВЕГИИ,
МЕСТО И РОЛЬ НОРВЕГИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
Королевство Норвегия— государство в Северной Европе, в западной части Скандинавского полуострова и большом количестве прилегающих мелких островов. Граничит на востоке со Швецией, Финляндией и Россией. Название страны происходит от древнескандинавского слова «путь на север». Форма правления — конституционная монархия, форма государственного устройства — унитарная. Столица Норвегии и резиденция правительства — Осло.
Население
Норвежцы – на редкость однородный народ германского происхождения. Коренных, аборигенных народов в Норвегии два - норвежцы, составляющие 97% населения страны, и саами. Кроме них проживает пять других национальных меньшинств — квены (норвежские финны), шведы, русские, цыгане и евреи. С начала 1990-х годов в стране продолжается рост иммиграции и появилось значительное количество иммигрантов, в том числе русских.
По религиозной принадлежности почти все верующие Норвегии - протестанты (лютеране). Несмотря на государственный статус евангелической лютеранской церкви, норвежцы пользуются полной свободой вероисповедания.
Норвегия относится к редконаселенным странам Европы. Средняя плотность населения составляет здесь 12,8 человека на 1 кв. км.
Норвегия выделяется равноправным участием женщин во всех сферах общественной жизни. Так, в составе парламента страны почти половина - женщины.
Экономика
Норвежская экономика - процветающий бастион капитализма, сочетающий в себе свободный рынок и государственное регулирование. Правительство контролирует ключевые области в экономике: топливный сектор, сельское и рыбное хозяйства. Как страна, тесно связанная с морем и зависящая от международной торговли, Норвегия, - в основном экспортер сырья и полу обработанных товаров.
Норвегия относится к числу малых промышленно развитых стран мира с рыночной экономикой. Норвежская экономика уникальна тем, что имеет как высокоразвитые отрасли хозяйства, так и мощную экспортно-ориентированную нефте- и газодобывающую промышленность, гарантирующую этой стране стабильные валютные поступления на ближайшие десятилетия.
Исторически сложившаяся отраслевая структура и узость внутреннего рынка предопределили ее широкое участие в международном разделении труда на базе специализации.
Преимущества: крупнейший производитель нефти и газа в Западной Европе. Гидроэнергетика покрывает бо́льшую часть потребностей в энергии, что позволяет экспортировать бо́льшую часть нефти. Нефтяные фонды служат для развития будущих поколений. Минеральные запасы. Большой торговый флот. Низкая инфляция (3 %) и безработица (3 %) по сравнению с остальной Европой. ВНП на душу населения в настоящее время самый высокий в мире и занимает 1-е место в мире (2009).
Слабые стороны: очень большая зависимость от нефти, которая превышает даже российскую. Маленький внутренний рынок, периферийное расположение. Слишком мало высококвалифицированного персонала. Суровый климат ограничивает развитие сельского хозяйства, высокие налоги и очень дорогая рабочая сила так же тормозят развитие.
Машиностроение специализируется на производстве оборудования для нефте- и газодобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли. Другая важная отрасль машиностроения — судостроение.
Рыбообрабатывающая промышленность для Норвегии почти так же важна, как и добыча нефти и газа.
Богатые лесные ресурсы и наличие доступной электроэнергии обеспечили Норвегии ведущую роль на мировом рынке целлюлозы и бумаги.
Развитие сельского хозяйства в Норвегии затруднено в силу природных условий — высокоширотного положения страны, сравнительно малого вегетационного периода, прохладного лета и невысокой плодородностью почв. Земледелие в Норвегии находится в тяжёлом состоянии, несмотря на предоставляемые государством субсидии.
По производству электроэнергии на душу населения Норвегия занимает первое место в мире. Атомная энергетика в Норвегии отсутствует.
Внешняя торговля отличается превышением экспорта над импортом.
Экспортируемые товары: нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, металлы, химикалии, суда, рыба.
Импортируемые товары: машины и оборудования, химикалии, металлы, продовольственные товары.
2. КЛАСТЕРНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ НОРВЕГИИ
Многообразие культурных различий привело исследователей к идее построения кластеров – совокупности стран (культур), обладающих схожими свойствами. Одну из таких классификаций предложил Ронен и Шенкер. Согласно их классификации стран, Норвегия относится к Скандинавскому кластеру. Скандинавский кластер включает такие страны, как Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания.
В скандинавистике существует традиция рассматривать скандинавские страны – Швецию, Данию, Норвегию, – как единую общность, сформированную определенными географическими, историческими, социально-экономическими и культурными условиями. Несколько особняком стоят Исландия и Финляндия. Обращаясь к вопросам межкультурной коммуникации, следует выделять скандинавский регион в целом, учитывая как общие черты, характерные для каждой из трех стран, так и те различия, которые зависят от конкретных проявлений национального менталитета в коммуникационном процессе.
Скандинавские страны объединяет прежде всего их географическое положение на северо-западе Европы. Общность географических условий не в последнюю очередь послужила причиной и общих тенденций социально-экономического и общественного развития региона.
В своем историческом развитии скандинавские страны прошли ряд общих для них этапов и в разные периоды образовывали различные государственные объединения. Эпоху викингов пережили народы всех трех стран. Примерно в одно время, на исходе эпохи викингов в Скандинавии распространилось христианство, и сегодня три страны исповедуют лютеранство.
Общность исторического развития обусловила собой и единство культуры скандинавских стран. И прежде всего это языковое родство скандинавов, что позволяет им с большей или меньшей степенью легкости понимать языки друг друга. На фоне процессов глобализации и объединения Европы заново уточняется скандинавская региональная специфика, общность скандинавской культуры. Но наиболее интересными и притягательными оказываются различия, а не сходство. И эти различия проявляются уже на уровне стереотипов восприятия друг друга, на уровне “образа соседа”, в несходстве менталитетов, на формирование которых оказали влияние в том числе и исторические конфликты и “обиды”.
Известный советский писатель и журналист Геннадий Фиш отмечал, что шведы – это англичане Скандинавии, датчане – французы, а норвежцы – русские Скандинавии. Действительно, шведы наиболее церемонны и чопорны, датчане больше других обладают чувством юмора и изяществом, а норвежцы наиболее открыты для общения и отзывчивы.
Конечно же, “старшим братом” в Скандинавии по традиции считается Швеция. Норвежцев отличает яркое проявление патриотизма, возможно, в силу того, что их государство – сравнительно молодое. Источником особой гордости служит превращение Норвегии в нефтяную державу, вошедшую к концу XX века в число самых богатых стран мира. Дания же гораздо чаще относит себя к континентальной Европе и раньше других скандинавских стран была интегрирована в общеевропейские структуры.
Отличительные черты национальных менталитетов каждого из трех скандинавских народов дает им повод для бесконечных упражнений в остроумии и вышучивании друг друга.
Согласно социологическим опросам, проведенным шведской газетой “Дагенс нюхетер”, современные датчане считают шведов слишком скучными и наивными, а их жизнь – чересчур регламентированной. Они высмеивают законопослушных шведов и огромное количество всяких запретов и правил, которым те подчиняются. Наивными и слишком доверчивыми представляются шведы датчанам и в деловой жизни. Наконец, датчане с ужасом взирают на шведскую государственную политику в сфере продажи алкоголя. Однако сами шведы говорят, что датчане рано или поздно перенимают у шведов все то, над чем сперва потешались, –ремень безопасности в машине, шлем для велосипедистов и пр.
Норвежцы тоже не в восторге от законопослушных шведов, которые всегда подчиняются вышестоящим инстанциям. Сами же норвежцы как раз не любят склоняться перед авторитетами, они более независимы и индивидуалистичны, более своенравны. Вместе с тем они признают, что шведы в сравнении с ними более цивилизованы. Однако шведская чопорность, натянутость, стремление все планировать изрядно раздражают норвежцев.
Часто можно услышать мнение о том, что Дания и Норвегия испытывают “комплекс младшего брата” по отношению к Швеции. Комплекс связан с историческим прошлым скандинавских народов. Некоторая неприязнь к шведам сочетается с пресловутым комплексом младшего брата, несмотря на норвежский нефтяной бум и победы в спорте.
Одним из свойств менталитета, общих для всех скандинавских стран, является честность в ведении дел. Именно эти страны относятся к наименее коррумпированным в мире. Социологическая группа “Transparency International” рассчитала индекс коррупции и провела соответствующее исследование в 90 странах. Самая свободная от коррупции страна - Финляндия. На второе место вышла Дания, затем Швеция. Шестое место поделили Исландия и Норвегия.
Известный шведский писатель и журналист Херман Линдквист, вслед за многими другими, повторяет, что вряд ли найдется еще в Европе два народа, которые были бы так близки по своей истории, культуре, языку, как шведы и норвежцы. Очень похожи и автостереотипы шведов и норвежцев. И те, и другие считают себя лучше других и полагают, что мир должен брать с них пример, если сам хочет измениться к лучшему. По меткому замечанию автора, “шведский и норвежский автостереотипы сталкиваются друг с другом, как щиты викингов в ближнем бою”.
3. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Рассмотрим основные факторы, оказавшие свое влияние на особенности национальной культуры Норвегии.
1. Природно-географические условия. Европейцы издревле называли Норвегию "Нордвейг" - "страна вдоль северного пути", а населяющий ее народ - "нордвегерс". Это один из тех редких случаев, когда народ получает свое имя по названию местности. Северный путь лежал по морю, мимо скалистых, изрезанных фьордами берегов с бесчисленными островами - шхерами. Поэтому первые норвежцы, проникшие сюда в районе Тронхейма со стороны Швеции еще в начале нашей эры, использовали для расселения тот же морской путь. Освоив побережье и прилегающие острова, они постепенно продвигались по фьордам в глубь страны. И во все последующие века море служило главным посредником в сообщении между различными фьордами. Для прочих европейцев Норвегия так и осталась прибрежным государством. Природный каркас Норвегии составляют хребет Скандинавских гор и фьорды.
Норвегию можно назвать страной "изолированных мирков". В этом она сродни Дагестану или Древней Греции. Трудно доступность фьордов по суше сделала их далекими друг от друга. Просто невозможно по-настоящему оценить влияние природы Норвегии, в особенности фьордов, на людей, культуру, язык. Каждый фьорд - это целый мир в миниатюре, независимый и самостоятельный. Сосредоточенность жизни в узких, почти замкнутых фьордовых долинах обусловила удивительную "плотность " культурной традиции норвежцев. Не имея выхода наружу, она как бы развивалась вовнутрь, создав непередаваемую мозаику звуков, красок, контуров, символов.
Постоянная борьба выживания на суше и на море и автономность жизни во фьордах развили в характере норвежцев крайний индивидуализм. Он заметен даже на фоне культа личной свободы, свойственного западному миру вообще. Индивидуализм норвежцев особенно проявляется в стремлении как-то очертить жизненное собственное пространство. Теснота обитания во фьордах ничем не напоминает жизнь в коммунальной квартире. Наоборот, норвежский тип расселения - отдельный дом на собственном участке - сводит повседневное общение между соседями к минимуму. Поэтому в Норвегии такие понятия, как "город" и "село", достаточно условные. Внутри фьордовых долин они представляют некоторые аморфные образования без видимых границ, с постепенными переходами. В Норвегии почти нет заборов, неприкосновенность территории основывается на уважении к своей и чужой собственности. Даже если кратчайший путь лежит через другой участок, норвежец никогда не ступит через него.
"Долина-дом" - основа всего мировоззрения норвежцев, народа очень домашнего, они любят отдыхать дома, принимать гостей, хотя и шутят, что предпочитают сидеть дома из-за постоянно пасмурной погоды. Дом, естественно, содержится в образцовом порядке. "За упорядоченность" жизни норвежцев, наверное, превосходит даже пресловутую педантичность немцев. В Норвегии все выглядит так, что человеку, впервые попавшему туда, может показаться: все в ней сделано только что, перед его приездом, а может быть, даже специально для него.
Известная флегматичность и сдержанность норвежцев - следствие все той же любви к порядку. Размеренная и вполне предсказуемая жизнь не требует внезапных всплесков активности. Повседневность норвежцев удивительно спокойная. Они не скованы бытовыми тревогами, здесь совершается мало преступлений.
2. Исторические факторы. Культура Норвегии уходит своими корнями в глубокую древность, в период, предшествовавший первым цивилизациям. В древности территорию Норвегии заселяли германские племена.
По-видимому, норвежцы не знали рабовладельческой культуры и осуществили переход от первобытной культуры - к средневековой, феодальной, миновав стадию рабства. Средневековая норвежская культура - культура викингов, носила весьма своеобразный характер. Уже в этот период наиболее ярко проявляется характерный для норвежской самобытной культуры дух свободы и независимости, который, спустя столетия, наиболее полно воплотился в условиях формирования и развития в стране демократической культуры. На рубеже 9-10 вв. для формирования норвежской культуры в этот период является то, что благодаря высокому духу свободы и независимости, последовательной борьбе за свои человеческие достоинства, крестьяне в Норвегии остались лично свободными. Примерно в это же время в стране было введено христианство и усилились контакты с христианскими культурами Западной Европы.
ХХ век. В этот период начинается подлинный расцвет демократической культуры в независимой Норвегии, воплотившей в себе традиционную норвежскую самобытность и общечеловеческие ценности гуманистической культуры, социально-культурный опыт развития прогрессивного человечества.
3. Влияние других культур. Наибольшее влияние на культуру Норвегии оказали Дания и Швеция. В Средние века большое значение имела культура Германии с лютеранством, в XVIII веке на смену Германии пришла Франция, затем в XIX веке лидирующие позиции вновь заняла Германия, а после Второй мировой войны Норвегия стала ориентироваться на англоязычные страны. За последние 30 лет страна из этнически гомогенной превратилась в мультикультурную благодаря большому количеству иммигрантов. Особенно в столице Норвегии, Осло, где около четверти населения иностранцы, заметна многокультурность общества.
4. Государственно-политические факторы. Особенности культуры Норвегии во многом связаны и с тем, что доминирующую роль в социально-культурном и экономическом развитии страны играет основной политический институт национальной культуры – государство.
Одной из движущих сил социально-культурного развития Норвегии является эффективная, гуманистически ориентированная социальная политика государства.
Основой высокого уровня социально-экономического развития Норвегии является высокая духовная культура страны, в которой благосостояние и совершенствование человека рассматривается как главная цель существования государства. Замечательным свидетельством высокой культуры гражданского общества в Норвегии, нацеленной на совершенствование и повышение качества жизни человека и общества, является служение правительства своему народу на основе приверженности принципу «государства всеобщего благосостояния».
5. Экономические факторы. Существует мнение, что нефтяные деньги, сделавшие Норвегию самой богатой страной в Европе, вместе с тем превратили ее в страну самодовольную, эгоцентричную. Такое мещанское самодовольство ведет к националистическому самовосхвалению.
4. ОБРАЗОВАНИЕ НОРВЕГИИ
Образование в Норвегии начинается для детей в возрасте 6 лет и занимает 10 классов до достижения 16-летнего возраста. Школьное образование делится на 3 этапа: начальная (Barneskole), неполная средняя (Ungdomsskole) и полная средняя школа (Videregående skole). Учреждения дошкольного образования в Норвегии принимают детей в возрасте от 1 до 5 лет для того, чтобы позволить родителям работать. Учреждения эти, как правило, частные, а, следовательно, платные. Также в Норвегии больше государственных, нежели частных школ. Обучение в них бесплатно. Частных школ значительно меньше - всего около трех процентов.
В начальной школе дети учатся, как правило, с 1-го по 4-й класс, в старшей начальной - с 5-го по 7-й и в средней - с 8-го по 10-й классы.
В списке обязательных предметов начальной школы, помимо математики, родного и английского языков, рисования и музыки, значатся такие, как основы христианской религии и нравственное воспитание, домашняя экономика и одна дисциплина по выбору. Помимо обязательных предметов, учащиеся часто (90% случаев) осваивают еще и второй иностранный язык, а также участвуют в проектных работах.
Уже с первых дней пребывания в школе детям прививается мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями. Поэтому учеба организована так, чтобы дети учились совместно оценивать последствия тех или иных решений. Каждый ученик составляет вместе с преподавателем личный план домашней и школьной работы на неделю. Успехи детей учитель отмечает в конце каждого дня в специальной тетради и, если это необходимо, пишет родителям свои замечания.
С 1-го по 7-й класс в норвежских школах отсутствует такое понятие, как "оценка". Зато есть другие: "работа в команде", "обсуждение", "принятие решения". Лишь с 8-го класса ученикам начинают выставлять оценки. Появляются новые предметы - экономика, экология, бухучет и дисциплины, предусматривающие профессиональную ориентацию. Большое внимание уделено совместному планированию деятельности учащихся и преподавателей. На этом этапе главное - сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей.
В возрасте 6 лет дети поступают в начальную школу (Barneskole), где обучение, как правило, носит характер развивающих игр. Дети воспринимают базовые навыки чтения, письма, счета, начинают изучать английский язык. Начиная со второго класса, в программу вводятся такие предметы как математика, история, география, основы естественных наук. В пятом классе начинается преподавание социальных дисциплин. Во время обучения в начальной школе детям не ставятся оценки за успеваемость.
Получать оценки ученики начинают в возрасте 12-13 лет, когда переходят в неполную среднюю школу (Ungdomsskole). Программа обучения подразумевает углубленное изучения уже знакомых дисциплин и введение ряда новых. Начиная с 8 класса ученики могут выбирать один предмет по своему усмотрению (valgfag) из числа иностранных языков — немецкого, французского и испанского, а так же дополнительных занятий по норвежскому. Успеваемость и, соответственно, оценки, полученные в неполной средней школе, определяют возможность поступления ученика в полную среднюю школу по своему выбору.
Если раньше дети шли в школу с 7 лет, то после реформы образования 1997 года - с 6 лет. Основная школа - с 1-го по 10-й класс - бесплатная. Кроме портфеля, родителям покупать не надо ничего. Учебники, тетради, ручки, бумага, все необходимое для уроков труда, кулинарии и многое другое есть в школе в достаточном количестве. Первоклашкам выдаются специальные рюкзаки яркого оранжевого цвета ,для того чтобы водители могли издалека увидеть ребёнка.
Жизнь младших школьников.
Распорядок дня:
8.30-10.00 - первый большой урок.
10.00 - 10.15 - завтрак (бутерброды приносят из дома, а пакетик молока и какой-либо фрукт бесплатно выдают в школе).
10.15-11.00 - прогулка (по понедельникам короткий день, в это время оканчиваются занятия, и начинается группа продленного дня - до 14.00).
В году 38 учебных недель в отличие от наших 34 недель, то есть учатся еще и в июне. На неделе в начальной школе 20 учебных часов: математика - 4, норвежский - 6, природоведение - 1, английский язык - 1, изобразительная деятельность, труд, физкультура, музыка - по 1-2 часа и религия - 2 часа.
Кроме музыки, учитель в начальной школе обычно дает все предметы. Почему ведутся уроки религии? Верующих в последнее время мало, но школа в Норвегии была создана 250 лет назад на базе церкви, и сегодня изучение Библии похоже больше на предмет истории.
Родительское собрание проводится один раз в начале года, чтобы обсудить предстоящие в учебном году воспитательные мероприятия и их количество. Два раза в год учитель приглашает родителей на индивидуальное собеседование, где рассказывает, как занимается их ребенок.
Обучение в полной средней школе носит необязательный характер, но, не смотря на это, абсолютное большинство выпускников неполных средних школ решает продолжить образование. Причиной тому является закон от 1994 года, обязывающий образовательные учреждения предоставлять возможность получения полного среднего образования всем гражданам в возрасте от 16 до 18 лет. До реформы 1994 года полная средняя школа разделялась на общий, финансовый и профессиональный профили, но решением правительства они были объединены, что обеспечило наличие большего количества академических занятий в программах профессиональных школ и позволило ученикам профессиональных профилей, желающих перейти на общий профиль, не терять время, потраченное на предыдущее обучение. Позднее все же было выделено 2 профиля: общеобразовательный и профессиональный. Интересной особенностью обучения в средних школах Норвегии стало стремление правительства внедрить информационные технологии в школьное образование, выразившееся в том, что во многих регионах страны официальные власти предлагают студентам общеобразовательных профилей ноутбуки бесплатно или по крайне низкой цене. Обучение на данном этапе занимает 3 года, так что средний возраст выпускников средней школы — 18-19 лет. В конце последнего года учебы (VG3) школьников ожидают выпускные экзамены. Каждая старшая школа имеет свое уникальное название и располагается отдельно от средних и младших школ.
Старшая школа имеет два отделения: академическое отделение и отделение профессионального мастерства. В некоторых норвежских школах есть третье отделение - отделение для инвалидов.
Через два года учебы на отделении профессионального мастерства дети выходят на оплачиваемую практику на предприятиях, по окончании которой, им выдается диплом об окончании школы и присваивается профессия.
На отделениях профессионального мастерства учиться очень выгодно, так как с таким дипломом гораздо проще устроиться на высокооплачиваемую работу в Норвегии.
Обучение на академическом отделении подготавливает учеников к поступлению в высшие учебные заведения. Преимущество отдается предметам, которые будут изучаться в дальнейшем в ВУЗе.
В старшей школе каждый год проводятся экзамены. Экзаменуются не все дети, а выборочно. Экзамены проводятся по ряду учебных предметов, обязательным из которых является норвежский язык .
По окончании старшей школы 4/5 выпускников поступают в университеты , а 1/5 в колледжи.
Вступительные экзамены в ВУЗы в Норвегии отсутствуют.
5. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ НОРВЕГИИ
Культура Норвегии построена на принципах эгалитаризма (равенства всех людей). Норвежцы уважают честность, прагматизм, расчетливость и благоразумие, юмор, бережное отношение к природе, уверенность в собственных силах, сдержанность в разговоре и молчаливость. Они не любят экстравагантность, болтливость и хвастовство. Эти качества национального характера вырабатывались в течение долгих лет под воздействием суровых климатических условий (средняя температура июля от +6 до +15, января – от -12 до +2) и языческих обрядов. В таких условиях могли выжить только мужественные люди, умеющие жить в гармонии с природой и полагаться на собственные силы. Для этого им нужно было быть благоразумными, расчетливыми, больше делать и меньше говорить. Народное творчество передает эти качества в пословицах и изречениях:
О благоразумии: «Каждый должен знать, сколько дров нужно собрать, чтобы хватило на всю зиму».
О сдержанности в разговоре: «Тот, кто говорит много, говорит много глупостей. Длинный язык до добра не доведет».
О репутации: «Скот подыхает, короли умирают. Все смертны, только доброе слово остается навсегда».
Одного норвежца спросили: «Как бы Вы поделили людей?». Он ответил, не долго думая: «На две группы. Первая – это норвежцы, а вторая – это те, кто хотел бы быть норвежцами». Как и китайцы, норвежцы считают, что именно их нация самая лучшая и достойна подражания. Они действительно добились больших успехов в социальной и экономической областях, их уровень жизни один из самых высоких в Европе. Но слишком большое самолюбование приводит к некоторой недооценке других народов, и это не может оставаться незамеченным. Норвежцы хотят казаться прогрессивными, как голландцы, однако их слишком сдержанное поведение и прагматизм мешают быть коммуникабельными.
Индивидуализм в Норвегии поощряется с детства. Норвежцы считают, что маленьких детей ни к чему принуждать нельзя. Это мешает развитию личности. Ребенок может кричать и бегать в общественном месте, ползать под столом в ресторане, дергать за скатерть. Делать ему замечание не принято. Казалось бы, такой подход к воспитанию должен привести к анархии, но, как ни странно, дети вырастают законопослушными и очень организованными. Дело в том, что в семь лет такая жизнь кончается, и в школе они приучаются к порядку. Индивидуализм, поощряемый с раннего детства, и строгие нормы поведения в обществе, которым обучают в школе, не только не вступают в противоречие, но и дополняют друг друга. В результате норвежцы привыкают жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность и веру в собственные силы.
Сдержанность норвежского характера проявляется в отношении к такой важной части человеческого существования, как еда. Здесь нет культа вкусной или изысканной пищи, как в романских странах, но нет и славянской страсти к застольным беседам, когда общение становится более важной составляющей приема пищи, чем она сама. Нет здесь и традиции англосаксонских хороших манер, заменяющих в Англии хорошую еду. Здесь едят, чтобы насытиться, прагматично и конкретно.
Норвежцы с самого раннего детства привыкают к самостоятельности - их постоянное стремление обходиться без чужой помощи, иногда просто сбивает с толку: женщины, например, не любят, когда им предлагают руку при выходе из автобуса. Как правило, после своего восемнадцатилетия молодые люди живут отдельно от родителей. Если и остаются дома, то нередко по собственной инициативе платят родителям за аренду квартиры. Вообще норвежцы считают, что каждый человек должен иметь собственный дом. Но личная свобода дает не только возможности. Груз индивидуализма по силам не каждому. Одна из самых тяжелых психологических проблем норвежцев - одиночество. Не все его выдерживают, и по этой причине в Норвегии довольно высокий уровень самоубийств. Возможно, с этим и связана и парадоксальная приверженность норвежцев идеям социализма и равноправия.
Многие авторы отмечают в своих работах, что норвежцы всегда уважали и ценили в женщине прежде всего силу и самостоятельность. Женщинам приходилось упорно добиваться равноправного положения с мужчинами. Интересную характеристику норвежским женщинам дает в своей работе русская исследовательница Е. И. Водовозова: "Нигде среди женщин не попадается так много энтузиасток, как в этой северной стране, есть не мало таких, которые всю жизнь отдают искусству, науке, обучению других, и раз они видят в этом осуществление своих идеалов, никакие лишения и бедствия не могут заставить их изменить свой образ жизни".
Отношение к природе и окружающей среде. Норвежцы с языческим уважением относятся к миру, в котором живут. Любовь и почтение, которые они испытывают к лесам, озерам, горам, холмам и морям, искренни и естественны для них. Внимательное отношение к экологии тут совершенно ни при чем, это для тех, кто воспринимает природу отстраненно, прагматически. Для норвежца же намусорить во время пикника или без нужды сломать дерево, или загрязнить озеро равносильно нанесению ущерба или увечья близкому члену семьи. А может, даже хуже. В выходные дни толпы жителей устремляются на природу и самозабвенно сливаются с ней. В этих случаях не услышишь пьяных криков (нередко ассоциирующихся в нашем сознании с таким отдыхом), все чинно шагают по специально проложенным тропинкам с таким видом, с каким в других странах люди ходят только в церковь. Впрочем, для норвежца природа действительно храм, а не мастерская.
Норвежцы явно предпочитают коллективное лидерство индивидуальному. Их организации отличаются небольшим числом иерархических уровней. Для Норвегии, как и для всей Скандинавии очень характерен наименьший в мировом масштабе разрыв в уровне вознаграждения первого руководителя и рядовых сотрудников.
Сдержанные, молчаливые, суровые… и все-таки они улыбаются. Здесь нет англосаксонской страсти к формальным и светским улыбкам, вам не улыбнутся просто так в магазине, на автобусной остановке, в лифте. В Норвегии улыбаются редко и по очень важным поводам.
Также особенности национальной культуры Норвегии проявляется в особенностях национального автомобилевождения. Норвежцы не разгоняются даже на абсолютно свободной дороге. Американские водители обычно возмущаются— норвежцы просто зомби какие-то, плетутся совершенно спокойно за каким-нибудь грузовиком, не проявляя никаких признаков беспокойства.
Норвежцы и русские. Несмотря на существенные различия в национальных характерах, у русских и норвежцев есть ряд схожих черт. Большие территории в России и малая плотность населения в Норвегии породили склонность наших культур к самоанализу и неторопливой жизни. И мы и они много времени проводим на природе, любим большие дома и офисы. В норвежском обществе принято сдерживать эмоции. Это не позволяет норвежцу радостно бросаться к вам навстречу. Они долго будут присматриваться к вам. Но если норвежец стал вашим другом, то это на долгие годы. Нечто подобное в какой-то мере присуще и русскому человеку. И все же нас отличает очень многое: устройство общества, отношение к женщинам, стили управления, способы ведения деловых переговоров и многое другое.
6. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ НОРВЕГИИ
Классификация по Э.Холлу.
Э. Холл различает культуры монохронные и полихронные. Согласно данной классификации, Норвегия относится к числу стран с монохронной культурой. В каждый определенный отрезок времени люди заняты одним делом, они строго следуют планам, расписаниям и договоренностям, чтобы избежать потери времени. Для них важна пунктуальность, и опоздание считается серьезным нарушением общественных норм. В монохронной культуре время понимается как линеарная система, наподобие длинной прямой улицы, по которой люди движутся вперед или остаются в прошлом. В них время можно экономить, терять, наверстывать, ускорять. Одним словом, его можно охватить. Оно является системой, с помощью которой поддерживается порядок в организации человеческой жизни. Исходя из того, что «монохронный» человек занимается только одним видом деятельности за определенный отрезок времени, он вынужден как бы «закрываться» в своем собственном мире, в который другим людям нет доступа. Люди такого типа не любят, если их прерывают в процессе какой-либо деятельности.
Э. Холл также сравнивает культуры в зависимости от их отношения к контексту, под которым понимает информацию, окружающую и сопровождающую событие, т. е. то, что вплетено в значимость происходящего. Большая часть информации при высококонтекстуальном общении уже известна человеку и лишь незначительная ее часть представлена в словах (закодированном, выраженном внешне способе коммуникации). Низкоконтекстуальное общение представляет собой прямую противоположность: большая часть информации передается знаковым (звукобуквенным) кодом.
Норвегия относится к ряду стран с низкоконтекстуальной культурой. Межличностные контакты строго разграничены, поэтому, как считает Э. Холл, всякий раз, когда люди вступают в общение, им необходима подробная информация обо всем происходящем. При этом большинство информации содержится в словах, а не в контексте общения; люди часто выражают свои желания словесно, не предполагая, что это будет понято из ситуации общения. В подобных обществах наибольшее значение придается речи (письменной и устной), а также обсуждению деталей: ничто не остается неназванным и недоговоренным. В таких культурах предпочитают прямой и открытый стиль общения, когда вещи называются своими именами. В низкоконтекстной культуре практикуется делегирование полномочий, власть распределяется более равномерно, исполнитель принимает ответственность на себя. Человек оценивается на основе его собственных поступков и достижений. В этом случае ответственность не привязывается жестко к некоторой позиции руководителя.
Личное пространство. Норвегия относится к числу стран с высокой дистанцией личного пространства.
Классификация по Хофстеде
Значения параметров, характеризующих национальную культуру по Хофстеде, для Норвегии выглядят следующим образом:
Дистанция власти - 31
Степень избежания неопределенности - 50
Мужественность-женственность - 8
Индивидуализм-коллективизм - 69
Рассмотрим данные параметры более подробно:
1. Дистанция власти. В Норвегии низкий уровень дистанции власти. В культурах с низкой (малой) дистанцией власти наибольшее значение придается таким ценностям, как равенство в отношениях и индивидуальная свобода. Поэтому коммуникация здесь менее формальна, равенство собеседников подчеркивается сильнее, а стиль общения носит более консультативный характер, чем в культурах с высокой дистанцией власти. В культурах с низкой дистанцией власти эмоциональная дистанция между вышестоящими персонами и подчиненными незначительна. Например, сотрудники всегда могут подойти к своему шефу с вопросом или высказать критические замечания. Открытое несогласие или активное противоречие начальнику также рассматривается как норма.
2. Степень избегания неопределенности. Значение данного культурного параметра в Норвегии находится посередине шкалы. таким образом, можно сказать об отсутствии ярко выраженной тенденции к принятию неопределенности или же к избеганию ее. Но скорее всего, в связи с ограниченным пространством и малочисленностью населения, о Норвегии можно сказать, как о культуре с высоким уровнем избегания неопределенности.
3. Мужественность-женственность. Мужской Г. Хофштеде называет культуру, в которой ценится тщеславие, стремление к успеху, признание достижений и забота о высоком достатке, а женской – ту, в которой превалирует значимость межличностных отношений, сотрудничества, стремление к пониманию и проявляется забота об окружающих людях. Норвегия относится к числу стран с ярко выраженной женской культурой. Культуры с женским началом ценят заботу и внимание. Мужчины не должны быть напористы, им надлежит принимать участие в воспитании детей. Человек и мир вокруг него являются ценностью. В обществе проповедуется социальное равенство полов, сочувствие неудачникам. Возможно, неприятие духа соревнования в норвежском обществе связано с феминным характером культуры.
4. Индивидуализм-коллективизм. Норвегия является страной с достаточно высоким уровнем индивидуализма. Постоянная борьба выживания на суше и на море и автономность жизни во фьордах развили в характере норвежцев крайний индивидуализм. Он заметен даже на фоне культа личной свободы, свойственного западному миру вообще.
Классификация по Трампенаарсу
1. Универсализм – специализация. Универсализм подразумевает то факт, что идеи и практики могут использоваться где угодно без всякой модификации. Специализация является результатом убеждения, что обстоятельства диктуют то, как идеи и практики должны быть использованы. В культурах с высоким индексом универсализма концентрируются больше на формальных правилах, чем на отношениях, контракты в сфере бизнеса рассматриваются очень узко, так как люди верят, что «сделка есть сделка». Норвегия является страной с высоким индексом универсализма.
2. Индивидуализм. Для Ф. Тромпенаарса понятие «индивидуализм» указывает на тех людей, которые чувствуют себя уникальными личностями. А термин «коммунитаризм» относится к людям, оценивающим себя как часть группы. Согласно исследованиям Ф. Тромпенаарса, для Норвегии характерно высокое значение индекса индивидуализма. Важная проблема, связанная с этим индексом, - способ принятия решений. При высоком индексе индивидуализма решения принимаются индивидуально, полномочия делегируются.
3. Нейтральные и эмоциональные культуры. Норвегия относится к числу стран с нейтральной культурой. В нейтральных культурах эмоции принято контролировать. Представители Норвегии не показывают своих чувств. Они стоически переносят трудности, используя все свое самообладание. Сдержанность эта не является свидетельством скуки или незаинтересованности в проекте. Напротив, это может говорить о сосредоточенности на деле.
4. Специальные и диффузные культуры. Норвегия на основании эмпирических наблюдений относится к числу стран со специальной культурой. Специальная культура предполагает жесткое разграничение публичного и приватного пространства личности. Представители специальной культуры стремятся к увеличению своего публичного пространства, они охотно делят его с другими, легко вступают в контакты. В то же время они довольно строго охраняют свою частную жизнь, впуская в нее только близких друзей и коллег.
5. Культура достижений и культура принадлежности к группе. Культура достижений характеризуется тем, что статус члена общества определяется успешностью выполнения своих функций. В культуре принадлежности статус определяется принадлежностью человека к той или иной группе по кровнородственному или профессиональному признаку. Норвегия относится к странам культуры достижений.
6. Время. Кроме описанных пяти типов отношений важным фактором, дифференцирующим культуры, является понимание времени и отношение к нему Ф. Тромпенаарс отмечает наличие двух подходов: последовательного и синхронного. Норвегия относится к ряду стран с последовательным подходом ко времени. В культурах, в которых господствует последовательный подход, люди стремятся делать одно дело в каждый данный промежуток времени, точно соблюдают назначенное время деловых встреч, предпочитают следовать разработанному плану.
7. Окружающая среда. По отношению к окружающей среде Ф. Тромпенаарс делит культуры на внутренне и внешне управляемые. Представители первого типа культур верят в возможность контроля получаемых результатов и соответственно сосредоточены на управлении внутренними ресурсами. Люди, принадлежащие ко второму типу культур, считают, что события идут своим чередом и к этому можно только приспосабливаться. Норвегия относится к странам с первым типом культуры (внутренне управляемая).
7. СПЕЦИФИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В НОРВЕГИИ
Деловые отношения
Норвежцы – надежные деловые партнеры и всегда выполняют свои обязательства. Но и от других они ждут того же. Их стиль деловых переговоров можно охарактеризовать как прямой, откровенный и последовательный. Они довольно осторожно ведут переговоры с тем, кого недостаточно хорошо знают. Но если партнер пользуется доверием, норвежцы могут пойти на определенный риск. Скрытность и двусмысленность в переговорах не допускается и вызывает у норвежских бизнесменов неприязнь. В этом случае они стараются побыстрей закончить деловую встречу. Возможно, поэтому некоторые культуры (особенно шведы) считают норвежцев ограниченными, негибкими и старомодными. Обращения в Норвегии официальны. Они могут называть собеседников по фамилии.
Растопить лед норвежских фьордов
Каждый народ имеет свои особенности поведения, и чтобы добиться его расположения, нужно их знать и учитывать в общении. Попав в культурное жилище норвежцев, нужно постараться посмотреть на мир их глазами и следовать некоторым правилам, которые помогут вам завоевать доверие этого самобытного и, на первый взгляд, сурового народа.
Правила общения и ведения переговоров с норвежцами:
1. Что может растопить лед норвежских фьордов? Конечно, юмор. Они любят веселиться и шутить и уважают тех, кто обладает чувством юмора.
2. Патриотизм норвежцев проявляется и в желании слышать от вас похвальные слова в адрес их страны, природы, людей и достижений. Но будьте осторожны, чтобы в ваших высказываниях не было фальши. Они не любят экстравагантности и чрезмерного проявления эмоций, характерных для представителей Южной Европы.
3. Не забывайте, что скромность в Норвегии считается положительным качеством и вызывает уважение со стороны сдержанных норвежцев.
4. При заключении сделок старайтесь добиваться взаимовыгодных отношений и не играйте «в одни ворота».
5. Помните, что женщины в Норвегии имеют равные права с мужчинами не только де-юре, но и де-факто, поэтому относитесь с уважением не только к женской красоте, но и к их деловым качествам.
6. Ознакомьтесь с историей Норвегии, ее обычаями и традициями. Это польстит норвежцам, которые очень любят свою страну.
7. Принимайте приглашения провести время на природе: на рыбалке, пикнике, лыжной прогулке. Этим вы подчеркнете общность интересов.
8. Не отказывайтесь от их национальной кухни: жареной сельди во фритюре, вялено-вареной трески и некоторых других, на первый взгляд, не совсем обычных угощений.
9. Старайтесь поменьше говорить и побольше делать.
10. Будьте очень пунктуальны
4
Информация о работе Культура міжособистісних стосунків Норвегії