Культура Московской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 10:58, реферат

Описание работы

Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV--XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380) Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры.

Работа содержит 1 файл

Культура Московской Руси.rtf

— 155.70 Кб (Скачать)

      Позже Дионисий работал в Иосифо-Волоколамском монастыре, в последние годы жизни вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием расписал стены собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае (1500--1503), о чем свидетельствует надпись на храме. Это редкий случай, когда фрески сохранились почти полностью в первозданном виде. Выполнено около 25 композиций на тему Богородицы -- «Собор Богородицы», «Похвала Богородице», «Акафист Богородице»110 и др. Фрески создают праздничное настроение в основном за счет колорита -- нежных полутонов: бирюзовых, бледно-зеленых, светло-розовых и других тонов, объединенных ярко-лазурным фоном. Фрески представляют собой многофигурные композиции на фоне пейзажей с далекими светлыми горками и тонкими деревьями.

      Дионисий с учениками создал также иконостас Рождественского собора. Икона «Богоматерь Одигитрия» из иконостаса этого собора принадлежит кисти Дионисия.

      Работы Дионисия -- иконы и фрески отмечены тонким рисунком, изысканным, светлым колоритом, пышной декоративностью, отличаются праздничностью и нарядностью, светлой радостью.

      В это время в России искусство регламентируется: организуются художественные мастерские, церковь и государство устанавливают каноны иконописания, на церковных Соборах принимаются специальные решения о «правильности» изображения отдельных персонажей и исторических событий. Так, Собор 1553--1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также «бытийное письмо», т. е. исторические сюжеты.

      Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развивается жанр исторического портрета, хотя изображения реальных лиц носят все еще условный характер. Интересна в этом плане роспись фресками галереи Благовещенского собора (1563--1564). Наряду с традиционными изображениями святых, великих русских князей и византийских императоров помещены портреты и античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др.

      Живопись конца XV--XVI в. характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям. Эти же мотивы начинают проникать и в другие виды культуры.

      Развертывается декоративно-прикладное искусство. Памятники XVI в. русской резьбы по дереву: Мономахов трон (1551) Ивана Грозного в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы. В шитье вместо шелковых нитей используются металлические -- золотые и серебряные, широко применяются жемчуг, драгоценные камни. В XVI в. развивается и искусство литья: русские мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола.

      Выдающийся памятник прикладного искусства -- царский венец -- шапка Мономаха, которой впервые в истории Руси в 1547 г. венчался на царство Иван IV.

      Культура Московской Руси XIV--XVI вв. переживала подъем, связанный с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского государства с центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии всех направлений культуры -- в литературе, зодчестве, живописи, декоративно-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и просвещении, чему способствовало появление книгопечатания.

      Рост значения Москвы как центра объединенных Русских земель нашел воплощение в строительстве нового кирпичного Кремля -- с его стенами, башнями, соборами и гражданскими постройками Московский Кремль стал символом Русской земли, выдающимся памятником не только русского, но и мирового значения, как и собор Василия Блаженного, старинные русские монастыри. Свою страницу в историю русского искусства вписали выдающиеся живописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, мастер Дионисий. Сложились новые оригинальные направления в русском зодчестве

      Завершение формирования русской народности положило начало созданию общерусской культуры.

Информация о работе Культура Московской Руси