Культура Московской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 00:29, контрольная работа

Описание работы

Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV—XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель.

Содержание

Культура Московской Руси…………………………….2
1. Введение.
2. Динамика.
3. Динамика социокультурного процесса в XV-XVI вв.
4. Концепция Филофея «Москва – третий Рим».
5. Литература, книгопечатание и образование.
6. Русская живипись и иконопись.
7. Архитектура .
Термины и понятия……………………………………10

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 40.04 Кб (Скачать)

  Русская живопись и иконопись.

Русская живопись XIV—XV вв. стала естественным продолжением живописи домонгольского периода. Особое распространение получила иконопись. Поскольку на Руси возводились деревянные храмы, не приспособленные к стенной росписи, иконы служили заменой стенной живописи. Новгородская иконопись в XIV в. развивалась медленно. На иконах, как правило, было изображение одного святого. Но если писалось несколько святых, все они изображались строго в фас, не были связаны между собой. С конца XIV в. икона в новгородской живописи занимает ведущее место, становится главным видом изобразительного искусства.

      Псковская иконопись отличалась от новгородской трактовкой сюжета, типами лиц, смелостью композиции. Фигуры на псковских иконах более тяжелы и неподвижны.

      Среди художников XIV — XV вв. особое место занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405), родом из Византии.

      Искусство Феофана Грека определило в эти  годы развитие московской школы живописи.

      Другим  известнейшим мастером этого времени  был великий русский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70 — ок. 1430), канонизированный Русской Православной Церковью

      Наиболее  известное его произведение, совершенное  по исполнению, — икона «Троица» (хранится в Государственной Третьяковской галерее). Она была написана для иконостаса Троицкого собора в Сергиевом монастыре. На иконе с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Образ Бога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Великое искусство Андрея Рублева оказало воздействие на всю русскую культуру в целом. А XV век на Руси стал золотым веком русской живописи.

      Культурное  развитие русских земель в XIV—XV вв. активно продолжалось, оно стало чрезвычайно важным этапом в дальнейшем формировании общерусской культуры.

      Архитектура

      Архитектура конца XV—XVI вв. отразила возрастание международной роли Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В  строительстве наряду  с  русскими мастерами

участвуют приглашенные зодчие из Италии.

      Создание  русского централизованного государства  со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого — нового Московского Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV — начале XVI вв.

      Развертывается  декоративно-прикладное искусство.

      Выдающийся  памятник прикладного искусства — царский венец — шапка Мономаха, которой впервые в истории Руси в 1547 г. венчался на царство Иван IV.

      Заключение       

Бурно пробивающиеся ростки нового – критическое  отношение к церкви и религии, тяга к знанию понявших свою историческую роль широких слоев народа привели  в XVIIв. к зарождению кризиса средневекового мировоззрения и к началу процесса "обмирщения" культуры. Церковь  становится более, чем когда-либо раньше, опорой самодержавия и крепостничества, жестокой гонительницей всего нового.      

      Русская культура XIV-XVIв.в. сформировавшаяся в  тяжелейших условиях национально-освободительной  борьбы, принадлежит к наиболее ярким  этапам в истории отечественной  культуры. Идея общерусского единства, возникшая еще в домонгольский  период, стала ведущей темой русской  литературы и искусства XIV-XVв.в. Русская  живопись XIV-XVв.в. не знает себе равных в мировом искусстве. Оригинальностью  творческих решений было отмечено развитие русского зодчества этого периода. Высокого развития достигла материальная культура русского народа. Умонастроения  эпохи отражала публицистика XVIв. Русская  культура XIV-XVIв.в. не была провинциальной, она имела международный характер, будучи связанной с культурой  Западной Европы, Востока и Средиземноморья. В связи с образованием единого  государства с середины  XVIв. расширилось соприкосновение русской культуры с ренессансной культурой Запада. 
 

      II. Термины и понятия

      Культурная  диффузия – пространственное распространение культурных достижений одних обществ в другие.

      Сословная субкультура – особая  форма культуры, целостное образование внутри социально-классовой культуры, отличающаяся ценностным строем, обычаями, нормами, стереотипами, стандартами поведения.

      Светская  культура - это, соответственно, символы, представления, вещи, практики и нормы, не связанные непосредственно с религиозным сакральным отношением, не имеющие своей основной функцией его «обслуживание».  

      Искусство это род человеческой деятельности, выраженный в различных художественно-образных формах отображения действительности.

      Культура  повседневности - это культура в ее синкретичности. Это то, во что погружен человек, где он живет, как живет, мыслит, ведет себя и т.п. Повседневная культура проявляется через особенности его деятельности, сознания и поведения.

  
 
 
 

Литература:

  1. Ерасов С.Б. Социальная культурология.  - М.,1996.
  2. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры.-М.,2000.
  3. Лихачев Д.С.Раздумья о Росси .- СПб.:LOGOS, 1999.
  4. Культурология /Под ред .Г.В. Драча. - Ростов н/Д.: Феникс,2004.
  5. Культурология .История мировой культура/Под ред.проф.А.Н.Марковой.-М.,1999.
  6. Рыбаков. Язычество древних славя. - М., 1994

Информация о работе Культура Московской Руси