Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 00:29, контрольная работа
Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV—XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель.
Культура Московской Руси…………………………….2
1. Введение.
2. Динамика.
3. Динамика социокультурного процесса в XV-XVI вв.
4. Концепция Филофея «Москва – третий Рим».
5. Литература, книгопечатание и образование.
6. Русская живипись и иконопись.
7. Архитектура .
Термины и понятия……………………………………10
Русская живопись и иконопись.
Русская живопись XIV—XV вв. стала естественным продолжением живописи домонгольского периода. Особое распространение получила иконопись. Поскольку на Руси возводились деревянные храмы, не приспособленные к стенной росписи, иконы служили заменой стенной живописи. Новгородская иконопись в XIV в. развивалась медленно. На иконах, как правило, было изображение одного святого. Но если писалось несколько святых, все они изображались строго в фас, не были связаны между собой. С конца XIV в. икона в новгородской живописи занимает ведущее место, становится главным видом изобразительного искусства.
Псковская иконопись отличалась от новгородской трактовкой сюжета, типами лиц, смелостью композиции. Фигуры на псковских иконах более тяжелы и неподвижны.
Среди художников XIV — XV вв. особое место занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405), родом из Византии.
Искусство Феофана Грека определило в эти годы развитие московской школы живописи.
Другим известнейшим мастером этого времени был великий русский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70 — ок. 1430), канонизированный Русской Православной Церковью
Наиболее известное его произведение, совершенное по исполнению, — икона «Троица» (хранится в Государственной Третьяковской галерее). Она была написана для иконостаса Троицкого собора в Сергиевом монастыре. На иконе с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Образ Бога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Великое искусство Андрея Рублева оказало воздействие на всю русскую культуру в целом. А XV век на Руси стал золотым веком русской живописи.
Культурное развитие русских земель в XIV—XV вв. активно продолжалось, оно стало чрезвычайно важным этапом в дальнейшем формировании общерусской культуры.
Архитектура
Архитектура конца XV—XVI вв. отразила возрастание международной роли Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими мастерами
участвуют приглашенные зодчие из Италии.
Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого — нового Московского Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV — начале XVI вв.
Развертывается декоративно-прикладное искусство.
Выдающийся памятник прикладного искусства — царский венец — шапка Мономаха, которой впервые в истории Руси в 1547 г. венчался на царство Иван IV.
Заключение
Бурно пробивающиеся ростки нового – критическое отношение к церкви и религии, тяга к знанию понявших свою историческую роль широких слоев народа привели в XVIIв. к зарождению кризиса средневекового мировоззрения и к началу процесса "обмирщения" культуры. Церковь становится более, чем когда-либо раньше, опорой самодержавия и крепостничества, жестокой гонительницей всего нового.
Русская
культура XIV-XVIв.в. сформировавшаяся в
тяжелейших условиях национально-освободительной
борьбы, принадлежит к наиболее ярким
этапам в истории отечественной
культуры. Идея общерусского единства,
возникшая еще в домонгольский
период, стала ведущей темой русской
литературы и искусства XIV-XVв.в. Русская
живопись XIV-XVв.в. не знает себе равных
в мировом искусстве. Оригинальностью
творческих решений было отмечено развитие
русского зодчества этого периода.
Высокого развития достигла материальная
культура русского народа. Умонастроения
эпохи отражала публицистика XVIв. Русская
культура XIV-XVIв.в. не была провинциальной,
она имела международный
II. Термины и понятия
Культурная диффузия – пространственное распространение культурных достижений одних обществ в другие.
Сословная субкультура – особая форма культуры, целостное образование внутри социально-классовой культуры, отличающаяся ценностным строем, обычаями, нормами, стереотипами, стандартами поведения.
Светская культура - это, соответственно, символы, представления, вещи, практики и нормы, не связанные непосредственно с религиозным сакральным отношением, не имеющие своей основной функцией его «обслуживание».
Искусство – это род человеческой деятельности, выраженный в различных художественно-образных формах отображения действительности.
Культура повседневности - это культура в ее синкретичности. Это то, во что погружен человек, где он живет, как живет, мыслит, ведет себя и т.п. Повседневная культура проявляется через особенности его деятельности, сознания и поведения.
Литература: