Культура Морокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:55, доклад

Описание работы

Марокко является самой красивой страной южного континента. Человек, впервые здесь оказавшийся, бывает поражен зелеными пространствами. До начала христианской эры территория Марокко была сплошной бескрайней саванной с обилием пастбищ. Сейчас территория пастбищ сократилась из-за наступления Сахары на северную часть Африки, но даже, несмотря на это, Марокко все равно остается самой зеленой страной на севере континента.

Работа содержит 1 файл

культура морокко на культурологию.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

    Культура  Марокко 

    Марокко является самой красивой страной  южного континента. Человек, впервые  здесь оказавшийся, бывает поражен  зелеными пространствами. До начала христианской эры территория Марокко была сплошной бескрайней саванной с обилием пастбищ. Сейчас территория пастбищ сократилась из-за наступления Сахары на северную часть Африки, но даже, несмотря на это, Марокко все равно остается самой зеленой страной на севере континента.

    Здесь несколько природных зон. Ландшафт страны весьма разнообразен. Здесь расстилается Сахара, возвышаются нал холмами Атласские горы. Горные цепи делают геологическое положение страны не очень нестабильным. Здесь возможны, но, к счастью, редко, землетрясения, которые приносят серьезный ущерб хозяйству жильцам Марокко. Между горными грядами лежат радующие глаз плодородные долины.

    Полноводность рек зависит от сезонных дождей и  таяния снегов. Многие речки летом  пересыхают.

    Марокканский  народ располагает богатым культурным наследием, имеющим общие корни  с культурой других арабских народов.

    Старые  традиционные города Марокко хранят до наших дней многие величественные образцы классического арабо-берберского  зодчества: мечети, крепостные сооружения, дворцы, общественные здания, медресе, бани, акведуки, фонтаны. К XII в., относится, например, выдающийся памятник культовой монументальной архитектуры – мечеть Кутубия в Марракеше, поражающая строгими и прекрасными пропорциями высокой башни минарета с тремя ярусами удлиненных окон и декоративных арок, а также венчающей ее надстройкой с небольшим изящным куполом. В молитвенном зале мечети высокие подковообразные арки, покоящиеся на 150 пилонах, образуют анфиладу, создающую впечатление мерного движения. Сохранившаяся в Рабате грандиозная башня минарета незавершенной мечети Хасана (XII в.) свидетельствует о том, что рабатская мечеть должна была намного превосходить по размерам зна­менитую мечеть в Кордове (VIII–X вв.). В период Альмохадов и их преемников были построены мощные с башнями и арками стены, окружавшие средневековые города. Они сохранились полностью или частично в Марракеше, Рабате, Мекнесе, Фесе. Наиболее живописны городские ворота с большим проемом в виде подковообразной арки, украшенной обычаю гонким орнаментом геометрического рисунка. В архитектуре культовых и светских зданий XIII–XVI вв. усиливаются декоративные элементы, приковывающие внимание своей особой вычурностью и изощренностью и как бы отодвигающие на задний план общий силуэт сооружения.

    Многочисленные  памятники этого периода –  мусульманские медресе в Фесе, Мекнесе, Сале, гробницы Саадийской династии в Марракеше, большая мечеть в городе Таза, построенная, правда, в XII в. в старых традициях, но затем украшенная великолепным куполом. 
 
 
 
 
 

    Культура  Марокко. Традиции Марокко. Кухня Марокко 
 

    На  основе стандартного арабского искусства в Марокко возникли собственные культурные традиции. Связующей ниточкой является музыка, которая развилась из классического стиля мусульманской Испании и монотонных речитативов берберов, в современную музыку, впитавшую в себя французские и африканские ритмы. Хотя его чаще связывают с Алжиром, музыкальный стиль раи также преобладает и в Марокко. Несмотря на его арабско-африканскую основу, он скорее западный, так как для игры используется много электронных инструментов, звуки которых создают определенный гипнотический эффект.

       

    По  марокканским исламским традициям, в отличие от традиций других африканских  стран, танец – очень низкий вид  искусства (подразумевается, что исламские  женщины не должны танцевать буги-вуги). Так что страна известна только древним и символическим танцем берберов – ахидоус.  

    Ремесла являются неотъемлемой частью культуры Марокко. Его maronquinerie (изделия из кожи) были одним из самых дорогих товаров  в 16 веке. Кроме того, здесь производят великолепные ковры, керамику, ювелирные украшения и изделия из дерева и меди.

       

    Расписанные лепные панели широко используются для  внутренней отделки богатых домов, а также медресе и других религиозных  учреждений. Mashrabiyya, окошки, позволяющие  мусульманским женщинам наблюдать  за тем, что происходит на улицах сделаны во многих домах. Эти элементы, к сожалению нельзя увезти с собой в качестве сувенира, но в то же время они доказывают, что ремесла в Марокко практически не зависят от туризма.

       

    Марокко не раз вдохновлял различных деятелей искусства. Французский художник Эжен Делакруа, писавший картины в стиле нео-барокко, посвятил несколько картин Марокканским образам после приезда сюда в 1830-е гг  

    Марокканский  арабский язык (дариджа) сильно отличается от арабского языка, на котором говорят на Ближнем Востоке. Различные берберские диалекты широко распространены в сельской местности и в некоторых горных районах. Марокканцы строго соблюдают исламские законы. Четкое разделение по половому признаку в общественной жизни может быть непонятным для западного туриста.

         

    Марокканская  кухня вкусна, сытна, но довольно проста. Национальным блюдом является ягнятина с овощами и специями. Сладкий  мятный чай – любимый напиток  марокканцев, но кроме чая здесь  пьют много разных напитков. В стране нет общего запрета на алкоголь. 
 
 

    НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ 
 

    В Королевстве Марокко большую  роль в жизни населения играют традиции и обычаи. А где найти  лучше возможность оживить их, как не на праздниках.  

    Пышные  фольклорные церемонии, шествия, национальные одежды – неотъемлемая часть религиозного празднества. Туристы могут увидеть и обряды частного характера, например обрезание или свадьбу.  

    Муссем  – это религиозный праздник, но местного значения. Он проходит в определенный день в каком-либо святилище. Поводом для праздника может послужить сбор урожая, счастливое событие в деревне и многие другие события. 
 

    В Марракеше ежегодно, в июне или  осенью, на развалинах дворца el Badii устраивается Фестиваль народных искусств. Марракешцы ни за что в жизни не пропустят этот праздник, да и туристам места хватит. По обеим сторонам сцены в огромных шатрах теснятся артисты, приехавшие со всех концов Марокко. Вот на сцену выскочили всадники в красивых нарядах на украшенных пышными упряжками скакунах. Они гарцуют под голоса поющих женщин. Это действо называется джигитовка. Продолжают представление артисты, которые до поры до времени скрываются в шатрах.  

    Фестиваль длится две недели и дает наглядное  представление о народном творчестве Марокко и фольклоре. Уточнить время  проведения фестиваля можно в Национальном бюро по туризму Марокко; там же можно купить билеты. 
 

    Если  вы сядете в городе за руль, то знайте: городские водители зачастую вполне признают правила дорожного движения. Теоретически правила движения в  Марокко такие же, как везде. Правда, водители автомобилей на красный свет ездят редко, но мотоциклисты вовсе не смотрят на какие-то там мигающие на перекрестках огоньки. Хорошо, если у вас будет громкий клаксон – он пригодится на массовом концерте, который открывают водители, приветствуя зеленый свет. Кстати, не прижимайтесь близко к тележкам, запряженным лошадьми или ослами, – они любят без предупреждения подавать назад. 
 

    ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ 
 

    1 января – европейский Новый  год

    11 января – День независимости

    3 марта – годовщина восшествия на престол короля ХасанаII

    30 апреля (дата ежегодно меняется) – Ид ал-Кабир, жертвоприношение  Ибрагима

    1 мая – праздник труда

    16 мая (дата ежегодно меняется) –  первый день Мухаррама (мусульманский  Новый год)

    23 мая – национальный праздник

    1 июня (дата ежегодно меняется) – Ашура, праздник бедняков и детей

    9 июля – праздник молодежи

    29 июля (дата ежегодно меняется) –  Маулид, день рождения Пророка  Мухаммеда 

    20 августа – День революции

    6 ноября – памятный день Зеленого  марша

    18 ноября – годовщина возвращения  из изгнания короля Мухаммеда  V 
 
 
 
 
 
 

    Культура  Марокко      
 

    На  этих средневековых традициях в XVII–XX вв. формируется и развивается  марокканское национальное зодчество. Его лучшие творения, например ворота Баб-аль-Мансур в Мекнесе, дворцы Феса (Дар-Бата), Мекнеса (Дар-Джами), Марракеша (Бахия), королевские резиденции – дворцы Дар-эс-Салам и Риад, выделяются изысканностью форм и богатством декора. И ныне традиционная архитектура как искусство уникальных форм используется марокканскими мастерами для монументальных и иных построек. В Рабате сооружен красивый ансамбль мавзолея Мохаммеда V с кубом гробницы из белого каррарского мрамора и другими сооружениями, которые в течение ряда лет украшали резчики по камню, скульпторы, укладчики мозаики и другие художники-умельцы. Марокканцы стремятся сочетать традиционные элементы национальной архитектуры с требованиями современной технологии и экономики и в новом гражданском строительстве, особенно при сооружении крупных общественных зданий и гостиниц, для придания новым городам страны национального колорита. 

    С зодчеством традиционно связаны  декоративное и прикладное искусства. Они представлены многими художественными  ремеслами: чеканкой по металлу и  бронзовым литьем, резьбой по камню, дереву и стуку, выделкой кож и изготовлением всевозможных кожаных изделий, включая тиснение по коже, производством цветной керамики и гончарных изделий, традиционным ткачеством и шитьем национальных одежд, инкрустированием по меди и ювелирным делом. В числе шедевров марокканских ремесленников – деревянные резные потолки (в богатых домах), оригинальная мебель, ковры и другие предметы обстановки и украшения интерьера жилищ, разнообразная национальная одежда (праздничный кафтан, джеллаба, бурнус, туфли без задников – бабуши), бесчисленные жен­ские украшения из серебра, золота и других ценных материалов. Часть произведений прикладного искусства предназначается для экспорта. Особенно ценятся рабатские ковры. 

    Ремесленно-художественные промыслы в основном сосредоточены в старых столичных городах – Фесе, Мекнесе, Марракеше, а также в Рабате, Танжере, Сале, Тетуане и других центрах, каждый из которых вносит свой творческий вклад в яркую и широкую гамму прикладного искусства. В одном Фесе насчитывается более 20 тыс. ремесленников. А их общая численность превышает число занятых во всех современных отраслях обрабатывающей промышленности. 

    В Марокко богата не только традиционная материальная, но и духовная культура, особенно фольклор – художественное проявление живой души народа. Это наиболее понятная и близкая для широких масс форма творчества. В тан­цах и песнях выражаются важные моменты жизни как прошлого, так и настоящего: трудовые будни, семейные и большие общенародные праздники – рождение ребенка, свадьба и многие события по мусульманскому календарю. С 1960 г. ежегодно в мае во дворце Эль-Бади (Марракеш) проводятся национальные фестивали фольклора, на которые съезжаются танцевальные ансамбли из различных районов страны. Эти сказочные спектакли среди старых стен дворца под открытым небом впечатляют зрителя богатством творческого выражения народного искусства, многообразием этнического представительства. «Синие люди» (их кожа имеет синеватый оттенок из-за окрашенной домашним способом одежды в цвет индиго) привезли с дальнего юга страны таинственный танец «гедра», жители Среднего Атласа выступают с хороводным танцем «хаидус», берберы Высокого Атласа исполняют танец с пением «ауаш», жители юго-восточных районов выступают с ярким танцем «гнауа» и т. д. Народные танцы всегда сопровождаются музыкой, исполняемой на разнообразных народных инструментах: берберской флейте (касба), свирели (арханим), тамбурине (бендир), арабской флейте (раита) и т. д. Существует также арабская классическая музыка (ала и сама) в отличие от народной (гриха). 

    Современное культурное строительство связано  в первую очередь с развитием  национальной системы образования. Накануне провозглашения независимости  было охвачено школьным образованием всего около 15% детей марокканцев, арабов и берберов, причем из них более 95 % посещали только начальные и ремесленные школы. В начале 60-х годов принят первый закон об обязательном образовании. Система народного образования включает 5-летнюю начальную и 6-лет­нюю среднюю школы. Последняя включает две ступени по 3 года, причем вторая ступень разделяется на общее, техническое и коммерческое образование. В конце 90-х годов охват школой детей семи лет составил около 70 % в целом по стране, в крупных городах – 100%. Основные принципы в развитии начальной и средней школ – это арабизация и унификация преподавания, марокканизация преподавательских кадров. В 1989–1990 гг. преподавание в школах полностью пе­решло на арабский язык, французский преподается как иностранный. Но в целом еще более 70% взрослого населения остается неграмотным. 

Информация о работе Культура Морокко