Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:51, реферат
Сегодня на территории России проживает более миллиона этнических казахов. Большая их часть сосредоточена в регионах, граничащих с Казахстаном. Понятие «диаспора» применимо к ним с оговорками: в большинстве своем это потомки казахов, традиционно населявших эти земли.
Введение
Казахская кухня
Казахская музыкальная культура
Возрождение традиционных казахских обрядов
Казахский язык
Казахский народный ансамбль «Мольдiр»
Список литературы
Фактом подтверждающим сохранение родового сознания казахов - это современная практика создания родовых кладбищ. К примеру, в Джамбульской области в настоящее время существуют несколько отдельных кладбищ захоронения на которых производится по родовой, жузовой принадлежности. Отдельное погребение членов родов Младшего, Старшего и Среднего жузов.
В бытовой жизни наиболее прочно сохранившимся традиционным обрядом является "согым" (зимняя заготовка мяса, как правило, конины). Необходимо отметить, что "согым" требует значительных материальных затрат (хорошо откормленная лошадь стоит от 300 до 500 долларов). Тем не менее, большинство казахских семей не только в сельской местности, но и в городах придерживаются этого обряда. Безусловно, не все могут позволить себе купить лошадь целиком, поэтому практикуется покупка в складчину или же половины и даже четверти лошади. Начало "согыма" совпадает с началом первых зимних холодов и сопровождается обязательным приглашением родственников и друзей. Причем разные части лошади подаются в разные дни и имеют различное ценностное и ритуальное значение. Приглашение на "согым" требует обязательного ответного приглашения, поэтому всю холодную длинную казахстанскую зиму казахи ходят друг другу в гости в гости и едят мясо. Таким образом, возрождение традиций во всех сферах жизни - характерная черта современных казахов. Отношение к традициям так же претерпели значительные изменения. В конце двадцатого века наиболее четко проявились отрицательные последствия модернизации. Поэтому традиционная дихтомия между "традиционным" и "современным" уступила место пониманию того, что чем сильнее разрушаются традиции и традиционные устои общества тем, больше степень дезорганизации и хаоса, а не утверждение современного образа жизни. Существует много примеров вполне успешной модернизации, предпринимаемой под традиционной культурно-смысловой оболочкой. Это означает, что устойчивое функционирование современного общества в большей степени зависит от наличия соответствующих традиций от их успешного воспроизводства и включения в современную систему.
Казахский язык входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков. Казахский язык является родным языком примерно для 8-8,3 миллионов человек. Распространён в Казахстане, России, Китае, странах СНГ, кроме того весьма популярен в Монголии, Афганистане, Пакистане, Иране, Турции.
В современном казахском языке отсутствует диалектное деление, но выделяют три говора: северо-восточный, южный и западный, примерно соответствующие территориям трёх жузов. Однако территориальные различия казахского языка в целом невелики и носителями ощущаются слабо. Причиной этому степная география Казахстана, благодаря которой отдельные племена и роды всегда контактировали между собой чаще, чем с соседними народами.
В основе литературного казахского языка, в соответствии с этапами развития государственности и культуры, лежали последовательно северо-восточный и западный говоры. Современный литературный язык основывается на говоре бывшей столицы Алма-Аты. Некоторые исследователи считают каракалпакский язык, ногайский язык и барабинских татар диалектами казахского языка.
Литературный казахский язык оформился во 2-й половине XIX века благодаря деятельности казахских просветителей Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина. Тогда широко использовался арабский шрифт. В 1929 году практически все неславянские народы СССР были переведены на латиницу. Время всплеска числа литературных произведений и новых писателей, произошедшего после введения латиницы и ликвидации неграмотности, считают золотым веком новой казахской литературы. Тогда же в 1937 году был создан Союз писателей Казахстана. В 1940 году казахский язык вновь был переведён на другой шрифт — кириллицу, которая сохраняется и в независимом Казахстане.
Народный фольклорный
казахский ансамбль "Молдир" Омской
региональной общественной организации
"Сибирский центр казахской культуры
"Молдiр" создан в феврале 1989 года
при областном казахском культурном центре
"Молдiр", художественный руководитель
Жунусова Алтынай, с целью изучения и развития
национальной казахской культуры, сохранения
самобытности и уникальности своего народа.
Ансамбль одним из первых в России начал
свою работу с казахским населением по
возрождению забытого населения предков.
Участники коллектива осуществляют сбор
фольклорного и этнографического материала.
В коллективе занимаются люди разных возрастов
и профессий, но в основном, это молодежь
и дети.
Участники ансамбля "Молдир" принимают
активное участие в общественной жизни
города и области. Ежегодно проводятся
календарные национальные праздники,
тематические и музыкальные вечера, посвященные
видным деятелям культуры и искусства
Казахстана.
Среди казахского населения ансамбль
"Молдир" пользуется широкой популярностью.
Солисты коллектива принимали участие
в международных, республиканских, региональных
и областных фестивалях, конкурсах, смотрах.
За работу по сохранению и возрождению
многонациональной российской культуры
ансамбль отмечен многими благодарственными
письмами и дипломами. Ансамбль стал инициатором
областного фестиваля казахского народного
творчества "Урпак-уни – Голос поколений",
который проводится по программе областного
фестиваля национальной культуры "Единение".
В 2009 году в Омске
при казахском культурном центре
«Мольдир» начала издаваться газета «Атамекен».
Восьмистраничная газета «Атамекен» выходит
на двух языках. Тираж издания составляет
одну тысячу экземпляров.
Из истории известно, что национальный
лидер казахов начала 20-го века Алихан
Букейхан в 1906 - 1907 годах издавал и редактировал
в Омске газеты «Иртыш», «Омич» и «Голос
степи». И вот через сто лет в Омске вновь
стала выходить газета омских казахов.