Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:44, курсовая работа
Сущность, типы и структура культуры. Культура как деятельность и результат.
Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Понятие культура - центральное в культурологии. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин “цивилизация”. Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений.
1.Сущность, типы и структура культуры. Культура как деятельность и результат.
2.Субъекты культуры. Человек как субъект и продукт культуры.
2. Единство и многообразие культур: единичное, особенное и общее в культуре.
4. Функции культуры.
5. Кризис современной культуры, его причины.
Список использованной литературы.
Липецкое ОЗО ВИ МВД России
Контрольная работа по культурологии.
Тема: “Культура как социальное явление. Ее основные функции”.
I курс
План
1.Сущность, типы и структура культуры. Культура как деятельность и результат.
2.Субъекты культуры. Человек как субъект и продукт культуры.
2. Единство и многообразие культур: единичное, особенное и общее в культуре.
4. Функции культуры.
5. Кризис современной культуры, его причины.
Список использованной литературы.
1.Сущность, типы и структура культуры. Культура как деятельность и результат.
Культурология использует понятие
культуры, которое раскрывает сущность
человеческого бытия как
В современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе. Целостная концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни.
“Понятие “культура” означает исторически
определенный уровень развития общества,
творческих сил и способностей человека,
выраженный в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, а
также в создаваемых ими
Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Культура означает приобщение человека социуму, обществу. Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым обогащая его. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Процесс социализации можно представить как непрерывное овладение культурой. Н.А. Бердяев выразил противоречия процесса социализации, культуры. Ее противоречивость проявляется в противоречии: 1) между социализацией и индивидуализации личности, 2) между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку, 3) между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме. Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но являются источником ее развития.[2] Для культуры как социального явления основополагающими, системообразующими являются понятия, культурной статики и культурной динамики. Первое характеризует культуру в покое, второе – как процесс в движении и изменении. Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных – духовную. Важная особенность материальной культуры – ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура топоса, культура отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная сторона культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры. В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Наследие – важный фактор сплочения науки, средство объединения общества в периоды кризисов. В культурную статику входит понятие культурного ареала – географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.
Культурное наследие выражают
культурные универсалии – нормы,
ценности, правила, традиции, свойства,
которые присущи всем культурам
независимо от географического места,
исторического времени и
Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. Выделяют мировую и национальную культуры. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
Культуру часто определяют
как “вторую природу”. Такое
понимание восходит к античной Греции.
Демокрит определял культуру как
“вторую натуру”. Культура прежде
всего природный феномен
Культура – это природа,
которую “пересоздает” человек,
утверждая посредством этого
себя в качестве человека. Опосредующее
связующее звено между
2.Субъекты культуры. Человек как субъект и продукт культуры
Не всякая деятельность творит
культуру, а лишь та которая имеет
смысл. Смысл же обнаруживается тогда,
когда пробуждаются любознательность,
желания разгадать секреты
Человек – уникальный творец,
который стремится не только выполнить
полуосознанные операции, но и придать
смысл всей деятельности. Этим его
деятельность и отличается от инстинктивных
реакций. Но вот тут-то мы и сталкиваемся
с удивительным фактом: оказывается,
первоначально смысл был
На это указывал П.А. Флоренский, производивший слово “культура” от слова “культ” – поклонение богам. Конечно, не надо понимать это так, будто все дал Бог – и небо, и землю, и культуру. Вникая в смысл своей деятельности, человек каждый раз как бы приподнимается над ней, как и над природой, отрывается от них, “возносится”, то есть тянется к преодолению своей “сращенности” с природой. Эта способность человека уникальна и поистине божественна.
Для того чтобы проникнуть в тайну культуры. Надо выйти за ее пределы и отыскать критерии, которые находятся вне ее. Занимаясь жизнеустройством, человек далеко не всегда задается вопросом о предназначенности бытия и своей собственной судьбы. Иногда его активность лишена творческого начала, уподобляется инстинктивным реакциям. Когда в культуре иссякает живой творческий дух, она превращается в цивилизацию.
Деятельность человека разнообразна,
и многообразны результаты, продукты
человеческой активности. Но именно те
деяния человека, которые содержат
в себе напряженный творческий прыжок,
прорыв в новое духовное пространство,
вычитывание смысла в окружающем,
непременно рождают святыни, ценности.
Это прежде всего мы и определяем
как культуру. А ее результаты, уже
“материализованные” в
В самой культуре есть некая тайная пружина. В человеческой деятельности многое рождается впервые как обнаружение смысла. Но многое служит процессу тиражирования однажды найденного.
Деятельность человека многообразна – это факт известный. Но далеко не всегда человеческая активность сопряжена с порывом в области духа. “Вторая природа” включает в себя и акты простого воспроизведения, копирования. Человек, который изобрел колесо, - творец культуры. Работник, который прилаживает колесо на оси, - человек цивилизации. Так обнаруживает себя проблема, которая в XX веке получила название “проблема культуры и цивилизации”. Цивилизация – это, условно говоря, вещественное воплощение культуры.
У человека есть инстинктивная программа, но в отличие от других живых существ у него есть и программа социальная. Инстинкт подсказывает, что нужно делать. В процессе эволюции получилось так, что у человека инстинкт перестал играть решающую роль в его приспособлении к природе.
Он пытается реализовать
далеко не только те побуждения, которые
являются инстинктивными. Культура в
этом смысле выступает как продукт
открытой, не завершенной человеческой
природы. Пытаясь восполнить свою недостаточность
для существования в природном
мире, человек обратился к
Человек как носитель культуры не творит ничего как бы из пустоты. Он лишь образует и преобразует природное, стихийное. Вся человеческая деятельность – это работа его сознания, а сознание, мысль – это и культурное явление, и средство культурного творчества. Человеческие творения возникают первоначально в мысли, и лишь затем превращаются в знаки и предметы. В культуре всегда есть нечто конкретное: это определенный род и способ творчества. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.
2. Единство и многообразие культур: единичное, особенное и общее в культуре
Существует множество
культур, реализовавшихся в человеческой
истории. Каждая культура порождает
свою специфическую рациональность,
свою нравственность, свое искусство
и выражается в соответствующих
себе символических формах. Смыслы
одной культуры не переводятся без
остатка на язык другой культуры, что
иногда трактуется как несоизмеримость
различных культур и
Каждая культура неповторима,
и у каждой культуры есть свои истины.
Однако. Есть критерии оценки культуры.
Они вытекают из того факта, что первичной
ценностью является человек, развитие
его личности и свободы. Степень
развития культуры определяется ее отношением
к свободе и достоинству
Информация о работе Культура как социальное явление, её структура и функции