Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:41, контрольная работа
Уже с первой половины XIX в. начался активный процесс формирования социально-гуманитарных наук. Их целью провозглашается не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Исследуются как общество в целом, так и отдельные его сферы с целью найти определенные технологии управления социальными процессами. Методологические проблемы социального познания стали активно разрабатываться в рамках самой системы "наук о культуре" с опорой на те или иные философско-методологические представления.
1. Науки о культуре……………………………………………………….3
2. Культура как предмет дисциплинарного анализа……………………11
Список литературы………………………………………………………..14
Этим двум видам наук и их методам соответствуют и два способа образования понятий:
1) при генерализирующем образовании понятий из многообразия данности выбираются лишь повторяющиеся моменты, подпадающие под категорию всеобщего;
2) при индивидуализирующем
образовании понятий
Таким
образом, и гуманитарные, и естественные
науки применяют абстракции и
общие понятия, но для первых
- это лишь вспомогательные
2. Двигаться к представлению культуры как предмета междисциплинарных исследований, наверное, можно по-разному. С другой стороны, сама возможность такого представления кажется проблематичной. Говоря очень обобщенно, трудности возникают из-за отсутствия необходимых интеллектуальных средств необходимого представления: с наименованием темы связаны недостаточно проработанные понятия, но других у нас нет. В подобной ситуации традиция Московского методологического кружка, в рамках которой я выступаю, предписывает особую – программную – организацию предстоящей работы, первыми шагами которой являются тематизация и прорисовка ситуации. Тематизация мыслится как «анализ формулировки заказа/задания и перевод его в одну или несколько тем исследований и разработок», а требующая прорисовки ситуация связана с возникновением анализируемого задания и нашими возможностями его выполнить. В данном случае в качестве формулировки заказа/задания я рассматриваю переведенное в императивную форму наименование конференции. Сама формулировка задания – представить культуру как… – требует, в первую очередь, конструктивной работы. (При выработке такого представления могут понадобиться и исследования, но они заведомо будут играть вспомогательную роль.) Можно думать, что возникновение такого задания обусловлено, наличием целого ряда смежных направлений науки, нацеленных на изучение культуры.
Между тем при всем обилии разговоров на тему о междисциплинарных исследованиях не только применительно к культуре, но и вообще, совершенно неясно, какие же требования предъявляются к их предмету в отличие от предмета (моно)дисциплинарных или, напротив, полидисциплинарных исследований. Тогда возникает вопрос, что же стоит за требованием представить культуру как предмет междисциплинарных исследований. Как именно надлежит ее представить для этих целей, в чем специфические особенности такого представления и требования к нему? (Подобная ситуация характерна для многих областей социогуманитарного знания, где вместо проблематизации и четкой фиксации «разрывов впереди», временных тупиков – проблем, в частности, связанных с отсутствием необходимых понятий, ведутся бесконечные разговоры вокруг да около.).
Думается, что эта
проблема связана с более
Как же
в свете сказанного можно
Попросту говоря, всё, конечно, начинается с размышлений о феномене, привлекшем наше внимание в связи с какой-то не удовлетворяющей нас ситуацией, которую мы хотим изменить (в противном случае мы нашли бы себе более актуальное занятие). Но размышления и исследования – совершенно разные вещи, смешение которых отнюдь не способствует развитию науки. Размышления в данном случае и приводят к вопросу о том, как следует представлять себе культуру в современном мире. С каждой версией ответа может быть связана своя программа исследований и разработок, но, не ответив на этот вопрос определенно, мы вряд ли можем рассчитывать на разумную организацию, эффективность и практичность научных исследований, причем даже неважно внутри- или междисциплинарных
Сказанное
вовсе не означает, что все
сделанное в культурологии
Список литературы
2. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. М., 1989.
3. Глобальный эволюционизм: Философский анализ. М., 1994.
4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
Информация о работе Культура как предмет дисциплинарного анализа